КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРИСУТСТВИЕ
По правде сказать, великий Бальзак (если не счи- тать двух-трех книг) кажется сегодня совершенно не- выносимым. Наши глаза, привыкшие к куда более точным и верным картинам, тотчас обнаруживают приблизительность, условность, a peu pres4 мира, из- ображенного в «Человеческой комедии». На вопрос, почему я fie приемлю Бальзака-писателя (как человек это прекраснейший образец людского рода), отвечу: созданная им картина всего лишь худосочный подма- левок. Чем отличается настоящая живопись от подо-
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ.
бного подмалевка? Тем, что в настоящей живописи изображаемый предмет представлен непосредственно, как бы лицом к лицу, во всей полноте бытия, в аб- солютном присутствии; дурной подмалевок, напротив, не представляет предмета: на холсте—только туман- ные, слабые намеки, а на что—неизвестно. Чем боль- ше мы вглядываемся в надежде увидеть хоть что-то, тем яснее ощущаем отсутствие чего бы то ни было.
Это различие между простым указанием и подлин- ным присутствием, на мой взгляд, главное во всех видах искусства, и прежде всего в романе.
Сюжет «Красного и черного» можно передать в двух словах. Чем отличается такой пересказ от рома- на? Не пытайтесь меня уверить, будто все дело в стиле. Это неумно. Важно, что, говоря «мадам Реналь полю- била Жюльена Сореля», мы просто указываем на со- бытие. Стендаль же представляет его в непосредствен- ной действительности, наяву.
Проследив эволюцию романа с момента возникнове- ния до настоящего времени, убеждаешься: жанр посте- пенно переходит от повествования, которое только указывало, намекало на что-то, к представлению во плоти. Поначалу новизна темы позволяла читателю довольствоваться чистым повествованием. Приключе- ние занимало его, как нас занимает рассказ о событиях, связанных с близким человеком. Но вскоре темы как таковые перестают интересовать; источником наслажде- ния становятся не судьбы, не приключения действую- щих лиц, а их непосредственное присутствие. Нам нравится смотреть на них, постигать их внутренний мир, дышать с ними одним воздухом, погружаться в их атмосферу. Из жанра повествовательного, косвенного роман делается жанром описательным, прямым. Точнее, он становится представляющим жанром. В простран- ном романе Эмилии Пардо Басан раз сто повторяют, что некий персонаж в высшей степени остроумен, но, поскольку по ходу дела герой так и не проявляет своего качества, книга в конце концов приводит нас в бешенст- во. Императив романа—присутствие. Не говорите мне, каков персонаж,— я. должен увидеть его воочию.
Обратившись к романам прошлого, которые и по- ныне радуют истинных ценителей литературы, сразу же обнаруживаешь: все они пользуются тем же при-
МЫСЛИ О РОМАНЕ
емом представления. И особенно «Дон Кихот». Сер- вантес дарит нам чистое присутствие персонажей. Мы слышим живую речь, видим впечатляющие жесты. До- стоинства Стендаля-—того же происхождения.
|