КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВЕЛАСКЕС И ПРОФЕССИЯ ЖИВОПИСЦА
В 1621 году умирает Филипп III и ему наследует Филипп IV, который отдает правление в руки графа- герцога Оливареса, принадлежащего к самому знат- ному роду Андалузии—к роду Гусманов. Граф-герцог собирает в Мадриде своих друзей и клиентов, в боль- шинстве севильцев. Ранняя слава, приобретенная Вела- скесом в Севилье, способствовала тому, что и он при- зван в Мадрид. Было ему тогда двадцать три года. Он столь удачно исполнил тут портрет короля, что был немедленно назначен королевским живописцем и очень скоро получил во дворце и мастерскую и жилье. Это определило его судьбу. До смерти своей он будет царедворцем, близким другом короля. Трудно вооб- разить более монотонное и будничное существование. От родителей Веласкес унаследовал кое-какое состоя- ние, которое в сочетании с казенным жалованьем со- вершенно освобождало его от заказных работ. Думаю, что во всей истории живописи не бывало подобного случая: художник, который, по сути, не занимается живописью как профессией. Единственной его обязан- ностью было писать портреты монарха и его близких. Однако к этому минимуму обязанностей очень скоро прибавилось положение личного друга короля. Надо
ВВЕДЕНИЕ К ВЕЛАСКЕСУ
заметить, что король весьма редко просил Веласкеса написать какую-нибудь определенную картину. Изве- стно, например, что он заказал Веласкесу знаменитого «Христа»14 для монастыря Сан Пласидо и «Коронова- ,ние Святой девы»15 для покоев королевы. Возможно также, некоторые портреты, вроде поясного портрета герцога де Модена или утраченного портрета гер- цогини де Шеврез, созданы по прямому указанию ко- роля. В других случаях его вмешательство не имело характера заказа, а было просто дружеским пожелани- ем. Когда кое-кто из художников, например итальянец Кардуччи, пытается из зависти умалить славу Веласке- са, говоря, что он умеет только писать портреты, Филипп IV устраивает конкурс на тему изгнания мори- сков и настаивает, чтобы Веласкес принял в нем уча- стие. Полотно это, первая большая композиция в его творчестве, также утеряно, однако Веласкес победил в конкурсе. Кардуччи, вероятно, скрежетал зубами, когда ему пришлось в своей книге писать о «неожидан- ном «Изгнании морисков»17.
С этим странным внешним положением живописца, который не занимается живописью как профессией, сочетается у Веласкеса крайне любопытный склад ду- шевный. Его семья, имевшая по линии Сильва де Опорто португальские корни, была исполнена аристо- кратических претензий. Она полагала, что происходит не более не менее как от Энея Сильвия. Быть аристок- ратом — вот что Веласкес как бы ощущает своим под- линным призванием, а так как степень аристократизма в эпоху абсолютной монархии измеряется для при- дворного близостью к особе короля, то для Веласкеса главной его карьерой была череда дворцовых долж- ностей, на которые его назначает и кульминацией которых явилось награждение орденом Сантьяго. Ког- да во время второй поездки в Рим, в 1649 году, он пишет портрет Иннокентия X и папа жалует ему золо- тую цепь, Веласкес возвращает ее, давая понять, что он не живописец, но слуга короля, которому, когда прика- зано, он служит своей кистью.
В результате такого внешнего положения и душе- вного склада Веласкес писал чрезвычайно мало. Мно- гие его произведения утеряны, но, если б они и со- хранились, число их было бы поразительно невелико.
|