КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. Посмотрим на славу Веласкеса
Посмотрим на славу Веласкеса. На первый взгляд она возникает не менее быстро и внезапно. В двадцать три года, недавно прибыв в Мадрид во второй раз, он назначается придворным живописцем. В небольшом артистическом мирке Испании это было как взрыв бомбы. Веласкес сразу опередил всех художников ис- панских, а также чужеземных, подвизавшихся в Испа- нии. Однако слава его не выходит за границы Испании. Вдобавок у нее есть врожденный порок. Она не связана с возможностью видеть его произведения. Севильцы знали его первые юношеские опыты, однако в Мад- риде любоваться его творениями могли считанные люди, имевшие доступ во дворец. Внезапное назначе- ние молодого Веласкеса было скорее актом жизни официальной, нежели артистической, и, как все офици- альное, лишь в малой степени определялось непосред- ственным энтузиазмом, который ценители искусства могли бы испытывать перед его картинами, если бы могли их видеть. Официальная анемия будет в течение столетий присуща истории его славы. Более того: при- чина этой анемии существовала почти два века. До сих пор должным образом не выявлено влияние на ис- торический образ Веласкеса той ненормальной и, ду- маю, единственной в своем роде ситуации, при кото- рой его картины еще век назад были вовсе недоступны, пребывая в залах дворца скрытыми от зрителей. Когда Веласкес написал конный портрет Филиппа IV, находя- щийся ныне в Прадо, с ним сделали нечто необычай- ное— выставили портрет на паперти собора Сан-Фе- липе, дабы все могли его видеть2. Не доказывает ли это, что и сам художник и король сознавали неестест- венность потаенного существования, на которое были обречены картины Веласкеса в ограниченном дворцо- вом пространстве? Другие художники наполняли сво- ими полотнами храмы, и храмы эти были безгранич- ным музеем. Когда Веласкес отправляется в 1629 году в свое первое путешествие по Италии, он там совер- шенно неизвестен. Но особенно интересно в вопросе о характере его славы совершенное им второе путеше- ствие—через двадцать лет, когда он уже создал боль- шинство своих полотен. На сей раз его встречают с большим почетом и государственные канцелярии заботятся о соблюдении этикета, приличествующего
ВВЕДЕНИЕ К ВЕЛЛСКЕСУ
его рангу. Но дело тут не в его живописи, о которой никто ничего не знает, а лишь в его личности, посколь- ку он близкий друг короля Филиппа IV, И, видимо, поведение Веласкеса в Риме нельзя объяснить иначе как предположением, что его, обычно такого спокой- ного, вывело из себя то, что итальянцы не были знако- мы с его творчеством. Действительно, Веласкес совер- шает выходку, которая удивила бы нас даже у молодо- го, озорного художника и которая не вяжется с его поведением в течение всей жизни. Едва прибыв в Рим, он пишет портрет своего слуги, «мавра Парехи», и ве- лит тому ходить с картиной по домам некоторых аристократов и живописцев, дабы они видели рядом модель и портрет3. Об этом портрете Паломино гово- рит, что он был написан «длинными кистями». Так он определяет свободную фактуру новейшего стиля. Пор- трет Парехи был выставлен в Пантеоне. В этот период Веласкес создает портрет папы Иннокентия X4, его невестки и других магнатов, имеющих отношение к папскому двору5. Он написал немало во время своего второго путешествия по Италии, если принять во вни- мание, что за вычетом времени, потраченного на по- ездки и переселения, он там пробыл немногим более года. Однако я сильно сомневаюсь, что можно было бы доказать какое-либо воздействие на искусство Ита- лии этих произведений, среди которых как-никак пор- трет Иннокентия X, 6 Веласкесе там почти не говорят. Во всяком случае, все, что дошло до нас, сводится к нескольким стихотворным строкам Боскини в «Пись- ме о плавании по морю живописи», где обнаруживает- ся странное упорство автора в желании представить Веласкеса как «знатную особу», autorevole persona, и сообщаются некоторые его реплики, согласно коим живопись для него—это не Рафаэль, а Тициан6. Напо- мним, что в те годы великое итальянское искусство сходило на нет. Великих фигур не было, и уже прозву- . чал возглас «спасайся кто может». Однако любовь публики к живописи была более пылкой, чем когда- либо, и, видимо, именно поэтому, не обладая особыми достоинствами, мог жить по-княжески Сальватор Ро- за, продавая свою мазню. Как же получилось, что произведения Веласкеса, созданные в Италии, не ока- зали какого-либо влияния на местных художников?
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
Причина в том, что, не считая попыток кое-кого из них искать спасения в возврате к Рафаэлю, в итальянской живописи господствовал стиль, который в начале века послужил отправным пунктом и для Веласкеса. Таким образом, не было и речи о противостоянии его стиля общепринятому, и даже наоборот: некоторые портре- ты, написанные итальянскими художниками в быт- ность Веласкеса в Италии или немного позже, долгое время приписывались Веласкесу.
Итак, второе путешествие не изменило характера его славы. Она продолжала оставаться туманной и ху- досочной. Пожалуй, неплохо было бы, если бы кто- нибудь занялся тщательным изучением следов Вела- скеса в Италии и его влияния на следующее поколение живописцев, ибо невосприимчивость итальянской пуб- лики и живописцев к творениям нашего художника, созданным в их с гране, нельзя считать фактом бес- спорным и не требующим объяснения. А пока такого исследования, к которому я призываю, еще нет, един- ственное приходящее на ум объяснение -столь стран- ного феномена—это то, что Веласкес в Италии писал только портреты. А ведь создание портретов не было достаточным основанием для перворазрядной славы вплоть до конца XVIII века в Англии. Оттуда и с того времени иное отношение к портрету распространилось на континент. Гойя пришел вовремя, -чтобы восполь- зоваться переменой в оценке искусства портрета.
В течение почти всего XVIII века испанская живо- пись опять в упадке и наш полуостров наводняют итальянские художники, к которым вскоре присоеди- няются французы. В большинстве своем это таланты посредственные, но нельзя недооценивать факт, что, приглашенные королями, сюда приехали два крупней- ших живописца того времени: Тьеполо, гений-храни- тель великой угасшей традиции, и германец Менгс, полная противоположность гению, а именно превос- ходный педагог. Их влияния, столь противоположные манере Веласкеса, стали причиной того, что его слава уходит куда-то в подполье. Правда, время от времени о нем еще говорят как о великом художнике, не входя- щем в число великих художников. Когда хочешь опре- делить необычный характер славы Веласкеса, прису- щий ей до последней трети прошлого века, приходится
ВВЕДЕНИЕ К ВЕЛАСКЕСУ
прибегать к парадоксальным оборотам вроде выше- приведенного. Хороший пример этого мы находим в отзыве «великого магистра» живописи последней трети XVIII века Менгса. В своем описании находив- шихся во дворце картин он, естественно, перечисляет все произведения Веласкеса и, упоминая о «Менинах», в то время наиболее знаменитой картине художника, пишет: «Поскольку это произведение широко известно своим совершенством, мне нечего о нем сказать, кроме того, что оно может служить доказательством, что впечатление, производимое подражанием Натурально- му, обычно удовлетворяет самых разных людей, осо- бенно же там, где не отдается главное предпочтение Красоте». В логике такой прием называется «ponendo tollens»7, когда нечто утверждается и одновременно отрицается. Да, Веласкес превосходен, но в таком роде искусства, который отнюдь не превосходен, а низмен и пошл. В этой фразе Менгса официально сформули- ровано противопоставление натурального и красоты, дающее нам ключ к пониманию художественной ин- тенции Веласкеса.
В конце XVIII века в Англии происходит неожидан- ный расцвет хорошей живописи, однако живопись анг- личан непохожа на великую традицию итальянского искусства. Для ценителей красоты это не искусство. Это портрет и пейзаж. Его источник — фламандцы и голландцы. Англичане и открывают Веласкеса, ново- го Веласкеса, которого они назовут «художником из художников». Со своей стороны Гойя, воспринявший влияние англичан и родственный им по характеру, поставит Веласкеса рядом с Рембрандтом. Однако я не думаю, чтобы восхищение Гойи Веласкесом заметно сказалось на начавшемся тогда неуклонном возраста- нии славы создателя «Менин». Суждения Гойи в его время не были авторитетны и, во всяком случае, не выходили за пределы обособленных кружков испанс- кого общества. Званием величайшего живописца Вела- скес обязан англичанам. В 1870 году французские им- прессионисты, живописцы пленэра, в свой черед ис- пытавшие влияние англичан, подняли славу нашего художника до ее зенита. Но тут же совершается обрат- ное движение. К 1920 году импрессионизм приходит в упадок и вместе с ним—слава Веласкеса.
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
|