КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Из Высокого Собеседования. Христианин. А как научиться людям в Чистоте Сердца познавать?
Собеседующие:
Христос
Христианин
Христианин. А как научиться людям в Чистоте Сердца познавать? Христос. О явлении Сердца даже варвары скажут как о главном. Чистоты познавшие не спутают. Христианин. Значит, нахождение Сердца возможно в Чистоте, но как людям найти Чистоту? Христос. [Нужна] Молитва, Чистоту проливающая из Сердца, Чистоты дожидающегося. Христианин. Скажешь эту Молитву? Христос. Отче Наш. Христианин. Только читать ее нужно по-особому? Христос. Да. Христианин. Нужно дать, как читать правильно, правильно понимать? Христос. Лучшие беседы всегда помогут хорошо.
***
О правильной молитве
Молитва всегда исходит от сердца Правильная молитва всегда приносит ответ
Молитва – не для себя
Истинная молитва погружает в мир Тайн
Сострадание к ближнему
Истинное величие – Величие Бога в нас
Христианин. Молитвенное отношение, состояние предстояния – пред Богом стояния – целая наука. Если кто думает, что умеет уже, знает и овладел, ошибается глубоко. Не объять его самым искушенным и широким умом. В молитвенном действии глубины такие существуют, о которых люди даже помыслить не могут. Итак, праведники знающие, мудрые да добрые, молитвы вести умеющие, в святом предстоянии небесные высоты постигающие, расскажите мне, пожалуйста, что знаете из этой области, послушаю. Первый кто?
София. Все сразу поняли, что не умеют ничего.
Христианин. Хорошо это, честно. Тем не менее, давайте сделаем хотя бы маленькую, но попытку. Индра?
Индра. Как я понимаю молитвенное состояние? Как делаю это?
Христианин. Зачем? Как? Расскажи нам всё.
Индра. Молитва исходит от сердца, от глубины души, не от ума. Не очень давно поняла, что до сих пор молилась неправильно. Может быть, и теперь не очень правильно, но для меня это углубленное состояние, предстояние перед Высшим, ощущение себя частью Отца. Не просто рядом с Ним, но слияние с Ним, с Его сердцем. Это всегда потрясает до глубины. Словами трудно передать.
Христианин. Как ты это делаешь? Общо очень говоришь.
Спросим какого-нибудь человека: «Как молишься?» «Ооо! – отвечает. – Знаю молитву, которую сказал сам Христос – «Отче наш»». И говорит ее, совершенно довольный собою, да еще на манер особенный - услышал от кого-то, видимо. Вопрос простой задаешь: «От сердца делал?» Ответит, обидевшись: «Ну как же, от чего еще?» И понимаешь, что делал он от глупости. Потому как серость человечья глупость и есть в Чертогах небесных. Потому туда и не вхожи. Глупым не место там. Премудрость людская – безумие перед Богом. Но из сострадания и любви говоришь: «Быть может, подумаешь все-таки поглубже, наверно, не совсем правильно делаешь?» Потому что правильно произнесенная молитва всегда ответ приносит.
Индра. Да.
Христианин. Серафим Саровский рассказывал: представьте себе, что проситесь в гости к кому-то. Проситесь, проситесь. Искренне, жарко. И вам говорят – входи. Вот вы уже пришли, но, вместо того чтобы с хозяевами общаться, чай пить, продолжаете проситься, проситься, проситься... Что хозяева скажут на это?
Так и молитва: только в самом начале она есть прошение о дарах Божьих и о Царствии Небесном. Затем же она в собеседование преображается.
Индра. Собеседование, так оно и есть.
Христианин. Хорошо. И собеседование это, по мере того как сердце человеческое глубже познает его ценность, занимает все больше его времени и мыслей, все больше внимания внутреннего.
Индра. Оно может происходить в любой момент, даже не надо как-то специально готовиться, садиться в какое-то определенное место, вставать перед изображением святого. Нет нужды уже в чем-то подобном. Это как внутреннее рвение.
Христианин. Было следующее когда-то. Собрались жители на общую молитву, один не пошел. Его спросили: что ж так? Ответил: «Моя молитва началась уже давно». У тех, кто действительно достигает успешно, она и не заканчивается. И все же давайте поговорим, как такого состояния достигать, почему и зачем, насколько важно оно. Пребывающий в молитве постоянной имеет непрестанное сокрушение о себе грешном, но более о собратьях своих, и о каждой твари живущей, ползущей и летящей, и даже о воздухе, небе и солнце – обо всем сокрушается. И сокрушение это искреннее не есть страдание, но есть преддверие знания Тайн небесных. Распахиваются они, вливаются в него, как вода в кувшин пустой, а потому молитвенность есть Богопознание в чистом виде. Правильно молитву творящий очень быстро приходит к тому, что нет его. И сокрушение его о себе и других в сокрушение о Тайнах переходит, которых нет в мире, а ведь неправильно, что нет. Потому когда смотришь в лицо человека, молитву творящего и о себе помнящего, то видишь, что не то делает он…
Индра. Молитва – это Тайноведение…
Христианин. Каждый человек разные дела творит, но никогда не забывает дышать и часто старается пить. Для вошедшего в круг Таинств молитва есть и воздух, и питье, и сама жизнь. Не может отойти он от этого созерцания. А потому всегда старается он найти место уединенное, где никто бы не тревожил. И, обращаясь внутрь себя самого, погружается в тот мир Таинств, который известен, может быть, лишь в правильной молитве сокрушающемуся.
И все же познание Тайн дает ещё и сострадание, потому не избегает он людей. Если кто-то даже нарушит его молитву, не будет он обращаться против человека, но возьмет его за руку и скажет: «Человече, с чем пришел?» Начнет тот рассказывать о своем, горести и радости изливать. А в молитве пребывающий, слушая его и видя правду его, а также Правду Небесную, сущую в нем, сумеет соразмерить две Правды сперва в себе самом, а затем и поведать о том пришедшему. И вот уже сокрушение о правде жизни и на человека переходит. Начинает он видеть ясно, в чем неправ был, и чисто понимать путь свой. Не от того это, что сказано словами ему, но потому, что в молитве непрестанно пребывающий ясность и чистоту Богопознания хотя бы мало, но передает ему. Светочем потому того можно назвать, кто в молитве пребывает. Он освещает путь другим. Ясность понимания в беседе с мудрым происходит от молитвенного состояния, в котором мудрый всегда. Молитва есть приобщение к свету. Священный светильник, даваемый человеку от рождения, в ком-то тускл, в ком-то гаснет совсем, а чьими-то усилиями разожжен настолько, что солнцем горит. Мудрый успевает и свет поддержать, и с другими им делиться. Деланье в Свете есть молитва.
Подумаем о том, как правильно к ней приступить.
Юля. А как правильно приступить?
Христианин. Рад, Юля, что спрашиваешь. Уверен, не осерчаешь, коли скажу, что много раз, тебя видя, понимал, что правильной молитвы не знаешь. Потому что правильная молитва начинается с того раза, когда человек малость свою настолько ощущает и осознает, что к себе иначе уже относиться и не может. Ты же, в один день малость свою поняв, в другой день о ней забываешь. И ходишь опять, малости не ведая. Тогда снова приходится напомнить о ней, и снова понимаешь ее, и снова песчинкой себя посередь безбрежности чуешь. И вновь потом забываешь и о себе думаешь, как о чем-то самостийном и большом.
Ценность молитвы та, что всегда напоминаешь о малости своей настолько, что постепенно научаешься забыть о себе. Развитие есть потеря ощущения себя отдельного от молитвы. Ценность в молитве – нахождение себя неотделенного от Бога. Кто научается терять себя, находит в себе достоинство и величие мира Высшего. И уже не своим разумением, не своим опытом продвигаются такие, но тем, что в Небе нашли. Такой не скажет: хорош я, потому что красив, потому что веду благообразную жизнь, потому что богатство у меня, потому что другие обо мне хорошо говорят. Нет. Тот, кто в молитве усерден и достиг многого, скажет: «Вот есть Небо, и я в Нем, и Оно во мне». Другие могут не понять. Но, вопрошая и получая ответы, ощущать начнут, что как свеча сквозь бумагу просвечивает, так и сквозь лицо правильно молящегося просвечивает Надземное. И это есть величие Небес. Велик не тот, кто считает себя великим или достиг чего-то. Истинное Величие – это величие Бога в нас. Потому отцы христианства всяко советовали найти Тело Господне и прилепиться к нему. Велик тот, кто обрел в себе Великое. Поиском его в молитве и занимаемся.
***
|