Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Недвойственное мировосприятие




 

О, наконец-то мне постичь дано:

Вещающий и слышащий – одно.

Перед собой склонялся я в мольбе,

Прислушивался молча сам к себе.

Ибн аль-Фарид

Славяне и Арии ведают, что Мир состоит из Яви, Нави, Слави

и Прави. Явь, Навь и Славь – это воспринимаемые и не восприни-

маемые человеческими чувствами миры форм и понятий, которые

находятся во времени и пространстве и которые возможно понять

умом, разумом и интеллектом. Все эти миры являются лишь мо-

роком – вселенским наваждением, порождением несовершенства

органов восприятия существ Яви, Нави и Слави. То же, что дей-

ствительно существует, находится вне времени и пространства. Оно

не воспринимается умом и не определяется какими-либо понятия-

ми. Эту действительность Славяне и Арии называют Миром Пра-

ви. Этот мир достигается лишь через осознание неразрывного един-

ства всего, что есть в Мироздании. Поднявшийся на этот высший

уровень сознания забывает о себе, как индивидуальности: он не

видит проявлений природы – всё для него становится одним Без-

конечным Существом, необособленным ни именем, ни формой.

Известный духовидец Ибн аль-Фарид (1182-1235), переживший

эти состояния, описал их так:

Чтоб охмелеть, не надо мне вина –

Я напоён сверканьем допьяна.

Любовь моя, я лишь тобою пьян,

Весь мир расплылся, спрятался в туман,

Я сам исчез, и только ты одна

Моим глазам, глядящим внутрь, видна.

Так, полный солнцем кубок пригубя,

Забыв себя, я нахожу тебя.

Когда ж опомнюсь, вижу вновь черты

Земного мира – исчезаешь ты.

Всевышний не находится вне Своего мира, Он не «сотворил»

мир, а стал этим миром. «Со’хам (Я – это Он)», – говорят мудре-

цы Индии. «Дух, который находится здесь, в человеке, и Дух, ко-

торый находится там, в Солнце – взгляни: это Единый Дух и нет

никакого другого», – сказано в Тайттирия Упанишаде (10); «Кто

думает: «Я – это одно, а он – другое», тот не знает», – говорится

в Брихадараньяка Упанишаде (1.4.10); «Весь этот мир полон су-

ществ, которые суть Его члены», – говорится в Шветашвара Упа-

нишаде (4.100). «Освобождай Отца твоего, знанием своим охра-

няй Его – Отца твоего, который становится твоим Сыном и под-

держивает тебя», – сказано в Ригведе (5.3.9). «Бог стал знанием

и неведением, Он стал истиной и ложью… Он стал всем, что бы

то ни было», – сказано в Тайттирия Упанишаде (2.6).

Ведающий человек осознаёт Всевышнего во всём: в гладящем

ветре, в улыбке цветка, в движении древесной ветви, в шёпоте

листвы, в пении ручья, хохоте громовых раскатов и во взгляде звёзд-

ных очей. Духовидцы знают, что Совершенная Реальность или

Необусловленная Истина – вне понятий и речи. Всевышний в сво-

ей сущности неопределим и не может быть определён даже быти-

ем или сознанием. Именно поэтому мудрецы утверждают, что оп-

ределить Всевышнего – значит убить Его. Всевышнего невозмож-

но ограничить никакими рамками, потому что Он будет и рамкой

тоже. Единственное определение, которое допускали в древности

духовидцы по отношению ко Всевышнему – «это не то и не это».

Очень чётко выразил эту мысль суфий1 Ибн аль-Фарид:

То, что было до всех и пребудет всегда;

В нём прозрачность воды, но она не вода:

Это суть без покрова, что лишь для умов,

Неспособных постичь, надевает покров.

Он создатель всех форм и, как ветер сквозной,

Сквозь все формы течёт, не застыв ни в одной.

В Кайвалия Упанишаде (19.20) говорится: «Из Меня возникает

Вселенная, и только Мною поддерживается она; во Мне она исче-

зает. Это – безвременный Брахман, и это есть Я Сам. Я меньше

самого малого, и Я – огромен. Я – сверкающая красками, вседер-

жащая Вселенная. Я – древний, Я – дух, Я – владыка богов, Я ______________________________________________________________________

1 Суфизм – мистическая прослойка в мусульманстве.

драгоценен и блажен». «Этот Атман внутри тела, состоящий из

света и чистоты, достигается истиной, аскетизмом, правильным

знанием и постоянной воздержанностью. Его видят люди, владею-

щие собой, освободившиеся от пороков», – написано в Мундака

Упанишаде (3.1,5).

Всевышний – Наибольшее Благо, какое невозможно ни осмыс-

лить, ни уразуметь. Всё, о чём можно мыслить и разуметь, не

объясняет Его Бытия, ибо всё сказанное о Нём будет слишком уп-

рощённым. Ему не может быть названия. Он – Владыка Молитв –

Рамха. В Нём нет личности, какой её знают люди. Рамха – Сверх-

личность, Сверхсознание. Он есть, и Его нет, ибо Он стоит выше

даже этих понятий. Говоря о Нём, можно лишь отрицать качества:

«Оно ни толсто, ни тонко, ни коротко, ни длинно; ни красно, подоб-

но огню, ни прилипчиво, подобно воде; оно ни тень, ни тьма, ни

ветер, ни пространство; оно без осязания, без вкуса, без запаха,

без зрения, без слуха, без речи, без мысли, без жара, без дыха-

ния, безо рта, без меры, без внутреннего, без наружного», оно есть

«нети-нети» (не то и не это), – говорится в Брихад-араньяка Упа-

нишаде (3.8.8;4.2.4).

«Верховный Создатель познаваемых вещей не является ничем

из того, что может быть постигнуто разумом», – так пишет Дио-

нисий Ареопагит (V-VI вв.) в своём «Трактате о мистическом

богословии».

Всевышний непостижим с помощью умственных способов по-

знания, ибо сверхсущностная неопределённость превышает всякую

сущность, подобно, как и сверхразумное Единство – всякую мыс-

ленную деятельность. Для этого необходимо духовидение.

В Бхагавад-Гите (2.53) говорится:

Как только твой разум отвергнет писанья,

Ты к йоге придёшь, утвердясь в созерцанье.

Только через духовное созерцанье в Светьем теле достигается

состояние прямого видения Всевышнего Бога, непосредственного

с ним общения. Поэтому Ибн аль-Фарид призывает:

Так откажись от внешности, умри

Для суеты и оживи внутри.

Уняв смятенье, сам в себе открой,

Незамутнённый внутренний покой.

И в роднике извечной чистоты

С самим собой соединишься ты.

Духовидцы осознают, что полный облик Всевышнего не мо-

жет быть явлен в трёхмерном мире, живущем в линейном вре-

мени. Замыкание на пространственном облике порождает идола.

Люди, не достигшие осознания своего одновременного единства

и различия со Всевышним, не способны к общению с Рамхой в

Его запредельном образе; они могут воспринимать Его только в

человекоподобном облике. Для людей с таким сознанием в Жем-

чужине Упанишад даётся молитва: «О Всевышний, пожалуйста,

удали от меня Твоё ослепительное сияние, которое скрывает от

меня Твоё лицо».

В Бхагават-Гите (6.29) говорится:

«ИСТИННЫЙ ЙОГ ВИДИТ ПРАРОДИТЕЛЯ

ВО ВСЕХ СУЩЕСТВАХ,

А ТАКЖЕ ВИДИТ КАЖДОЕ СУЩЕСТВО В НЁМ.

В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ДВАЖДЫРОЖДЁННЫЙ

ВИДИТ ВСЕВЫШНЕГО ВЕЗДЕ И ВО ВСЁМ».

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты