КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования. 2 страницаОСЕНЬЮ ТОГО ЖЕ 1906 ГОДАСтолыпин основательно занимается еврейским вопросом**, который становился взрывоопасным в России. Еврейская среда была
*«Петр Столыпин». К/ф. Т/о «Нерв», 1991. **Еврейский вопрос в призме воззрений и действий Столыпина не раз поднимался в российской и зарубежной печати вплоть до самого последнего времени. Подавляющее число авторов публикаций так или иначе ссылалось на воспоминания В. Н. Коковцова как одного из самых авторитетных свидетелей постановки, развития и финала прохождения этой проблемы в правительстве и у монарха. Воспоминания В. Н. Коковцова «Из моего прошлого» содержат массу интересных сведений по разным вопросам, хотя многие факты и взгляды оспорены другими авторами, например, К. А. Кривошеиным, в его книге об отце «А. В. Кривошеин». питательной средой революции, что было хорошо известно самодержцу, правительству, представителям власти в столице, провинции, на окраинах и его не скрывал сам «малый народ». Даже С. Ю. Витте*, связанный с еврейством семейными и кровными узами [77, с. 44—45], признавал, что ни одна национальность не дала России столько революционеров, питая российскую смуту деньгами и интеллектом. В своих мемуарах он между прочим писал: «Нужно сказать правду, что во время освободительного движения евреи играли выдающуюся роль в смысле раздувания, а иногда и руководства смутою» [6, с. 312]. Судя по некоторым свидетельствам, для него не было тайной единство и общая направленность этого движения, поскольку он лично имел возможность не раз встречаться с его иностранными и русскими лидерами [6, с. 312—314, 419—423]. Также хорошо знакомый с этим вопросом по Ковно, Гродно и Саратову, П. А. Столыпин, став главой правительства многонациональной державы, не мог закрывать глаза на критическое положение дел и пытался решить вековую проблему. Тем более что ограничения, существовавшие тогда для евреев, большей частью обходились сметливым народом, но, чрезвычайно раздражая его, становились основной причиной того, что еврейская молодежь «шла в революцию». Вот, например, что писал общественный деятель, монархист, лидер думской партии националистов, литератор В. В. Шульгин, имевший репутацию крайнего националиста и «самого просвещенного антисемита»: «...Столыпин, как мощный волнорез, двуединой системой казней и либеральных реформ разделил мятущуюся стихию на два потока...» и «...раздавил первую русскую революцию. Но он не успел построить мост к еврейству(Г. С.)» [72, с. 78]. А между тем, по мнению В. В. Шульгина, «мост» этот Столыпиным уже наводился: «...Перед смертью Столыпин носился с мыслью о „национализации капитала". Это было начинание покровительственного, в отношении русских предприятий, характера. Предполагалось, что казна создаст особый фонд, из которого будет приходить на помощь живым русским людям. Тем энергичным русским характерам, которые однако не могут приложить своей энергии, так как не могут раздобыть кредита. Того кредита, той золотой или живой воды, которой обильно пользовался каждый еврей только в силу... „рождения", то есть в силу принадлежности своей к еврейству. В некоторых кругах существовало убеждение, что именно за этот проект „еврейство" убило Столыпина. Если бы это было так, то это обозначало бы, что еврейство Столыпина не поняло. Я сказал, что у Столыпина была двуединая система: в одной руке — пулемет, в другой — плуг. Залпами он отпугивал осмелевших коршунов, но мерами органического характера он стремился настолько усилить русское национальное тело, чтобы оно своей слабостью не вводило во искушение шакалов. Эта психология должна была проникать и в его отношение к еврейскому вопросу. Он не мог не считать „ограничения" евреев временными и развращающими русское население.
*«Витте был выдающимся дипломатом и администратором, в нем более, чем в ком-либо, повторились черты характера его предка...— Петра Павловича Шафирова, дед которого (Г. С.) — ...смоленский еврей Шафир — после присоединения Смоленска к России крестился в 1654 году, получив имя Павел и отчество Филиппович...» «Вклад вице-канцлера барона Шафирова в историю России сколь велик, столь и общеизвестен. Обилие наград, заслуженных им, однако же не обеспечивало неприкосновенности. Надо сказать, Шафиров, истинное дитя своего времени, не брезговал время от времени запускать руку в государственную казну ради собственной выгоды. В конце концов за мздоимство, а также за сокрытие своего еврейского происхождения он оказался на плахе. И лишь в последний момент, когда топор палача уже вонзился в чурбан рядом с шеей приговоренного, было оглашено всемилостивейшее решение: заменить казнь на вечную ссылку. Оттуда опальный вельможа был возвращен лишь после смерти Петра и вновь вознесен высоко» [77, с. 44—45]. Последнее привыкало жить в оранжерейной атмосфере, в то время, как евреи воспитывались в суровой школе жизни. Кроме того, эти ограничения отнюдь не защищали русское население в самой важной области — там, где формируются текущие идеи, дух времени... Как я уже говорил, здесь еврейство захватывало командные высоты. Поэтому перед Столыпиным и в еврейском вопросе стояла задача: органическими мерами укрепить русское национальное тело настолько, чтобы можно было постепенно приступить к снятию ограничений(Г. С). Если таковы были действительно намерения Столыпина, то вместе с тем он не мог, конечно, не понимать, какой вой поднимут его враги справа, если он „вступит на путь" (а врагов у него было достаточно не столько в „хижинах", сколько — во „дворцах"). Поэтому и с этой точки зрения он должен был обеспечить свой правый фланг. Значит, в общем, если Столыпин имел в виду снятие ограничений, он должен был усиливать способность к отпору русского народа. Таков, вероятно, был скрытый смысл „национализации капитала" *. Убив Столыпина рукою Богрова, я думаю, евреи поспешили. Поспешили не только на беду всем нам, но и самим себе. Кто знает, что было бы, если бы Столыпин остался жить и руководил бы русским правительством в мировую войну. Я считаю этот пункт весьма важным и позволю себе на нем остановиться. Итак, свою ставку в 1905 году еврейство проиграло. Ставка эта была поставлена — на пораженчество. При каждой новой неудаче в войне России с Японией в освободительном лагере шел злорадный шепот: „чем хуже — тем лучше". Жаждали разгрома Исторической России точно так, как теперь жаждут поражения советской власти. Ибо поражение обозначало революцию; а на революцию возлагались этими слепорожденными людьми, евреями и еврействующими, самые светлые надежды. И были тяжкие военные поражения. И революция началась; но ее удалось отбить. Тем не менее штурмующим власть колоннам удалось „вырвать Государственную Думу", то есть народное представительство. То обстоятельство, что манифест 17 октября был октроирован не из убеждения в его необходимости, а под угрозой революции, оказалось роковым для недолгого русского парламента. Это породило представление о своей силе у полупобедивших „парламентариев", продолжавших злобную против власти пропаганду с трибуны Государственной Думы — с одной стороны; с другой — осталось горькое чувство полупоражения, глухое нежелание признавать во всю глубину совершившиеся перемены строя; возникла скрытая враждебность к „новым людям", выброшенным на поверхность революцией 1905 года, хотя бы эти люди были друзья и сторонники Власти. И был только один человек, которому это трудное положение «худого мира» оказалось по плечу. Этим человеком был Столыпин... ...Так вот, представим себе, что и десятое покушение не удалось бы; что пуля Богрова пролетела бы мимо; и Столыпин, дожив до мировой войны, был бы призван руководить Россией в это тяжелое время. В таком случае во главе русского правительства, вместо малозначащих людей, стоял бы человек масштаба Клемансо и Ллойд-Джорджа. И, разумеется, первое, что сделал бы этот большой человек,— он осуществил бы идею „внутреннего парламентского мира". Известно, что таковой мир был заключен во всех Палатах воюющих государств, что естественно: война требовала единения всех сил перед лицом врага. В России положение было бы безысходно, если бы русский образованный класс (а из предыдущего изложения мы знаем, что русская интеллигенция находилась под
*«Во избежание недоразумений поясню, что приведенные здесь соображения относительно «намерений Столыпина» являются моими собственными соображениями. Беседовать с покойным Петром Аркадьевичем по этому вопросу мне не пришлось». сильнейшим еврейским влиянием), если бы русский образованный класс занял в отношении мировой войны ту же позицию, которую он занимал во время войны русско-японской. Но ничего подобного не было. Не только следа пораженческих настроений не заметно было в начале мировой войны, а наоборот — вихрь энтузиазма, патриотического энтузиазма, подхватил Россию. Печать трубила во все свои трубы: „ляжем", если не за Царя, то „за Русь". Я удивляюсь и сейчас, как многие не поняли, что это обозначало. Ведь печать-то была на три четверти в еврейских руках. И если „ложа оседлости", сделавшая в России слово „патриот" ругательным словом (невероятно, но факт), сейчас склоняла слово „Отечество" во всех падежах и ради Родины готова была поддерживать даже „ненавистную власть", то сомнений быть не могло: еврейство, которое в 1905 году поставило свою ставку на поражение и революцию и проиграло, сейчас ставило ставку на победу и патриотизм. Само собой разумеется, что оно рассчитывало на благодарный жест в конце войны; на то, что людям, исполнившим все обязанности, нужно дать и все права; разумеется, оно рассчитывало, что премией за патриотические усилия будет Равноправие. И ответственным людям, то есть прежде всего русскому правительству, надо было решить: да или нет. Принимая помощь русского образованного класса, то есть замаскированного еврейства, помощь вчерашних лютых врагов, власть должна была выяснить прежде всего для самой себя: решится ли она за эту помощь заплатить этой ценой? Ценой, которая не называлась, но всякому мало-мальски рассуждающему человеку была ясна. И вот почему я говорю, что Богров поторопился убить Столыпина. Я совершенно убежден, что светлому уму покойного Петра Аркадьевича положение было бы ясно. Воевать одновременно с евреями и немцами русской власти было не под силу. С кем-то надо было заключить союз. Или с немцами против евреев, или с евреями против немцев. Но так как война была немцами объявлена и Россией принята, то выбора не было: оставалось мириться с евреями(Г. С.)...» [72, с. 78—85] О «мосте», который премьер-министр пытался навести к еврейству, обстоятельно рассказывает и В. Н. Коковцов, которого, по его собственным признаниям, в отличие от В. В. Шульгина, упрекали в обратном, в юдофильстве, т. е. в покровительстве евреям России. НА СВИДЕТЕЛЬСТВА В. Н. КОКОВЦОВА,который был правой рукой П. А. Столыпина во многих вопросах, ссылаются обычно многие исследователи, когда речь заходит об ущемлении прав российских евреев и обсуждавшейся отмене ограничений. К памяти и авторитету министра финансов обращается даже видный думский кадет, блистательный юрист В. А. Маклаков, снискавший себе немалую славу и на ниве защиты прав и свобод национальных меньшинств. Много лет спустя, уже в эмиграции, он напишет: «Для более полного понимания того, к чему стремился Столыпин, полезно иметь в виду и те законы, которые изготовлялись, но не увидели света... Был один закон, который мог бы своей цели достичь и стать предвестником новой эры; правительство его приняло и поднесло Государю на роспись; это закон „об еврейском равноправии"» [33, с. 39—40]. Вот как об этом рассказывает сам В. Н. Коковцов: «В одном из заседаний самого начала октября месяца 1906 года П. А. Столыпин предложил всем членам Совета, по окончании рассмотрения всех очередных дел и удалении из заседания чинов канцелярии Совета, не расходиться и остаться еще на некоторое время, так как он имеет в виду коснуться одного конфиденциального вопроса, который уже давно озабочивает его. Мы все, разумеется, последовали его приглашению, и, когда с уходом канцелярии остался один Управляющий делами Совета, сын покойного Плеве,— Николай Вячеславич, пользовавшийся его полным доверием, и притом совершенно справедливо, Столыпин просил всех нас высказаться откровенно, не считаем ли мы своевременным поставить на очередь вопрос об отмене в законодательном порядке некоторых едва ли не излишних ограничений в отношении евреев, которые особенно раздражают еврейское население России и, не внося никакой реальной пользы для русского населения, потому что они постоянно обходятся со стороны евреев,— только питают революционное настроение еврейской массы и служат поводом к самой возмутительной [кампании] против русской пропаганды со стороны самого могущественного еврейского центра — в Америке. Притом Столыпин сослался и на пример бывшего Министра Внутренних Дел Плеве, который при всем его консерватизме серьезно думал об изыскании способов к успокоению еврейской массы путем некоторых уступок в нашем законодательстве о евреях и принимал даже незадолго до его кончины некоторые меры к сближению с еврейским центром в Америке, но не успел в этом, получивши весьма холодное отношение со стороны главного руководителя этого центра — Ши-фа. Он добавил к этому, что до него с разных сторон доходят сведения, что в настоящую минуту такая попытка может встретить несколько иное, более благоприятное отношение, если предложенные нами льготы будут иметь характер последовательно проведенных мероприятий, хотя бы и не отвечающих признаку полного еврейского равноправия. В его личном понимании было бы наиболее желательно отменить такие ограничения, которые именно отвечают потребностям повседневной жизни и служат только поводом к систематическому обходу законов и даже злоупотреблениям низших органов администрации. Первый обмен взглядами среди Министров носил в общем весьма благожелательный характер. Никто из нас принципиально возражений не заявил, и даже такие Министры, как Щегловитов, отозвались, что было бы наиболее правильным, не ставя принципиального вопроса о введении у нас еврейского равноправия, приступить к детальному пересмотру существующего законодательства, вносящего те или иные ограничения, и обсудить, какие именно из них можно отменить, не вызывая принципиального же возражения с точки зрения нашей внутренней политики. Несколько более сдержан был только государственный контролер Шванебах, как всегда в довольно неясной форме заметивший, что нужно быть очень осторожным в выборе момента для возбуждения еврейского вопроса, так как история нашего законодательства учит нас тому, что попытки к разрешению этого вопроса приводили только к возбуждению напрасных ожиданий, так как они кончались обыкновенно второстепенными циркулярами, не разрешавшими ни одного из существенных вопросов, и вызывали одни разочарования. Наше первое совещание по возбужденному вопросу кончилось тем, что каждое ведомство представит в самый короткий срок перечень ограничений, относящийся к предметам его ведения, с тем чтобы Совет Министров остановился на каждом законодательном постановлении и вынес определенное решение относительно объема желательных и допустимых облегчений. Работа была исполнена в очень короткий срок. В течение нескольких, специально ей посвященных заседаний пересмотр был исполнен, целый ряд весьма существенных ограничений предложен к исключению из закона, и в этой стадии дела также не произошло какого-либо разногласия среди Министров, и только два мнения, да и то в очень осторожной форме, нашли себе слабое проявление в подробном заключении Совета Министров, которое было представлено на рассмотрение Государя, для того чтобы он имел возможность дать его окончательные указания о пределах, в каких этот вопрос подлежал внесению на законодательное утверждение. Министр иностранных дел Извольский находил, что намеченные льготы недостаточны и было бы предпочтительным вести все дело в направлении снятия вообще всех ограничений. Государственный контролер Шванебах, напротив того, полагал, что объем льгот слишком велик и все дело следовало бы вести меньшими этапами, приближая его к конечной цели — еврейскому равноправию — после того. что опыт даст указания того, какое влияние окажут на самом деле дарованные льготы. Во все время исполнения этой подготовительной работы у всех нас было ясное представление о том, что Столыпин возбудил вопрос с ведома Государя, хотя прямого заявления нам об этом не делал, но все мы понимали, что он не решился бы поднять такой щекотливый вопрос, не справившись заранее со взглядом Государя, тем более что у него был в руках очень простой аргумент — его личное близкое знакомство с еврейским вопросом в западном крае, где протекала вся его предыдущая деятельность. Он любил ссылаться на нее и имел поэтому простую возможность иллюстрировать практическую несостоятельность многих ограничений совершенно очевидными доводами, взятыми из повседневной жизни. Журнал Совета министров (приложение № 6) пролежал у Государя очень долго. Не раз мы спрашивали Столыпина, какая судьба постигла его и почему он так долго не возвращается, и каждый раз его ответ был совершенно спокойный и не предвещал чего-либо для него неприятного. Только 10 декабря 1906 года журнал Совета вернулся от Государя к Столыпину при письме, с которого Столыпин разрешил мне снять копию...» [21, с. 206-208]. СЛЕДУЮЩИЙ ВАЖНЫЙ ДОКУМЕНТвпоследствии неоднократно был воспроизведен в отечественной и зарубежной литературе: «Царское Село. 10 декабря 1906 года. Петр Аркадьевич. Возвращаю Вам журнал Совета Министров по еврейскому вопросу неутверж-денным. Задолго до представления его мне, могу сказать, и денно и нощно, я мыслил и раздумывал о нем. Несмотря на вполне убедительные доводы в пользу принятия положительного решения по этому делу,— внутренний голос все настойчивее твердит Мне, чтобы я не брал этого решения на себя. До сих пор совесть моя никогда меня не обманывала. Поэтому и в данном случае я намерен следовать ее велениям. Я знаю, Вы тоже верите, что „сердце царево в руках Божиих". Да будет так. Я несу за все власти, мной поставленные, великую перед Богом ответственность и во всякое время готов отдать ему в том ответ. Мне жалко только одного: вы и ваши сотрудники поработали так долго над делом, решение которого я отклонил... Николай» [56, с. 419-420]. О «внутреннем голосе», который никогда не обманывал российского самодержца, скептически отзывался блистательный полемист, видный кадет В. А. Маклаков, считая, между прочим, что на этой идее Николая II и его убежденности в том, что «сердце царево в руках Божиих»... «позднее вырос Распутин»... В своих мемуарах юрист Маклаков также вскрывает механизм влияния «Союза Русского Народа» на государя, когда на рассматриваемый в Совете Министров вопрос «о расширении черты еврейской оседлости» отделения этой правой организации по призыву своего лидера Пуришкевича отозвались в течение суток 205 телеграммами на имя Николая II с просьбой воздержаться от предлагаемых послаблений. «Вот источник внутреннего голоса, который Государя будто бы никогда не обманывал»,— иронизировал Маклаков. Между тем, по свидетельству Коковцова, «Столыпин отнесся к такому решению совершенно спокойно и не проявил никакой горести. Мне он сказал, что, конечно, он не думал, чтобы вопрос мог получить такое разрешение, так как ему приходилось подолгу излагать Государю свои мысли на основании его опыта в Западном крае и Государь ни разу не высказал ему принципиального его несогласия, но он должен удостоверить, что не было и заранее данного общего согласия, которого Столыпин и не испрашивал у Государя, хорошо понимая, что по такому щекотливому вопросу нельзя и требовать, чтобы Государь высказался заранее, не ознакомившись с представлением Совета министров» [21, с. 208—209]. Столыпин не удовлетворен ответом Государя и проявляет свойственные ему в важных делах последовательность и упорство. Принимая во внимание значительную оппозицию в лице правых в Государственной Думе и особенно в Госсовете, которые имели совершенно иной взгляд на проблему, стоит отметить и мужество, с которым он защищал свою точку зрения перед Николаем П. В тот же день он снова обращается к самодержцу: «10 декабря 1906 г. Ваше императорское величество. Только что получил ваше повеление относительно оставления без последствий журнала по еврейскому вопросу. Вашему величеству известно, что все мои мысли и стремления направлены к тому, чтобы не создавать вам затруднений и оберегать вас, государь, от каких бы то ни было неприятностей. В этих видах, а не из желания испрашивать каких-либо изменений решения вашего по существу, я осмеливаюсь писать вашему величеству. Еврейский вопрос поднят был мною потому, что, исходя из начал гражданского равноправия, дарованного манифестом 17 октября, евреи имеют законные основания домогаться полного равноправия; дарование ныне частичных льгот дало бы возможность Государственной Думе отложить разрешение этого вопроса в полном объеме на долгий срок. Затем я думал успокоить нереволюционную часть еврейства и избавить наше законодательство от наслоений, служащих источником бесчисленных злоупотреблений. Все это послужило основанием в обнародованном с одобрения вашего величества правительственном сообщении объявить, что коренное решение еврейского вопроса является делом народной совести и будет разрешено Думой, до созыва которой будут отменены неоправдываемые обстоятельствами времени наиболее стеснительные ограничения. Затем еврейский вопрос был предметом обсуждения совета министров, журнал которого и был представлен вашему величеству, что, несмотря на полное соблюдение тайны, проникло, конечно, в прессу и в общество, ввиду участия многих лиц в составлении и печатании этой работы. Теперь для общества и еврейства вопрос будет стоять так: совет единогласно высказался за отмену некоторых ограничений, но государь пожелал сохранить их. Ваше величество, мы не имеем права ставить вас в такое положение и прятаться за вас. Это тем более неправильно, что вы, ваше величество, сами указывали на неприменимость к жизни многих из действующих законов и не желаете лишь в порядке спешности и чрезвычайности даровать от себя что-либо евреям до Думы. Моя всеподданнейшая просьба поэтому такова: положите, государь, на нашем журнале резолюцию приблизительно такого содержания: „Не встречая по существу возражений против разрешения поднятого советом министров вопроса, нахожу необходимым провести его общим законодательным порядком, а не на основании 87 статьи законов основных, так как 1) вопрос этот крайне сложен, 2) не представляется, особенно в подробностях, бесспорным и 3) не столь спешен, чтобы требовать немедленного разрешения за два месяца до созыва Государственной Думы". При таком обороте дела и министерство в глазах общества не будет казаться окончательно лишенным доверия вашего величества, а в настоящее время вам, государь, нужно правительство сильное. Затем, если бы вашему величеству было угодно, можно было бы резолютивную часть журнала переделать и, не настаивая на 87 статье, испрашивать разрешения вашего величества, внести ли вопрос в Думу или разрешить его в порядке чрезвычайном. Простите мне, ваше величество, но я знаю, чувствую, что вопрос этот громадной важности. Если ваше величество не одобрите мои предположения и не разрешите мне прислать для наложения резолюции журнал, о возвращении которого никто пока не знает, позвольте приехать со словесным докладом в среду в 9 1/2 часов вечера. Вашего императорского величества верноподданный П. Столыпин» [56, с. 420-422]. На следующий день приходит ответ императора. «Ц[арское] С [ело]. 11 декабря 1906 г. Из предложенных вами способов я предпочитаю, чтобы резолютивная часть журнала была переделана в том смысле — внести ли вопрос в Думу или разрешить его в порядке ст. 87. Это самый простой исход. Приезжайте, когда хотите, я всегда рад побеседовать с вами. Николай» [56, с. 422]. В конце концов, последовав совету Столыпина, Царь передал вопрос на рассмотрение Государственной Думы. Вместе с тем он санкционировал некоторые административные послабления для евреев и, по свидетельствам товарища (должность.- Г. С.) министра внутренних дел генерала Курлова, поручил П. А. Столыпину «...не возбуждая законодательного вопроса, в административном порядке принять меры к облегчению ограничительных постановлений против еврейства... Такие меры были приняты, вызвали неудовольствие со стороны Государственной Думы и едва не полный разрыв министра с крайними правыми партиями» [111, с. 18]. Судьба столыпинского законопроекта свидетельствует не в пользу народного представительства: ни II, III, ни IV Дума «не нашли времени» обсудить пресловутый «еврейский вопрос», которым охотно педалировали многие депутаты. Для оппозиционных партий, составляющих думское большинство, оказалось «полезней» его «замолчать», нежели поддержать или отвергнуть. Ведь поддержать законопроект — означало признать за «реакционером» и Столыпиным его роль в разрешении болезненного вопроса. Провалить еврейский вопрос тоже было нельзя: этим думские либералы лишались сильной поддержки оппозиционных общественных сил. И этот вопрос постарались «забыть». Такой исход стоит принять в расчет, чтобы правильней оценить крутые меры Столыпина в борьбе с рутиной Госдумы и Госсовета. Стоит также принять в расчет, что еще при жизни премьера его противники слева не раз выдвигали против него старый, как жизнь, аргумент — «антисемитизм» реформатора. Однако этот упрек на поверку совершенно не выдерживал критики: помимо рассмотренного выше «еврейского вопроса» было немало других свидетельств того, что «национализм» Столыпина не носил «зоологического» характера. В его «имперских речах» ясно звучала мысль о том, что русским гражданином может считать себя каждый подданный великой страны, желающий ее процветания. Это не было простой декларацией: Столыпин, невзирая на национальность, охотно вводил в свое окружение самых разных людей, польза деятельности которых была для него очевидна.
Фото 27. П.А. Столыпин – гофмейстер Высочайшего Двора. 1907 г. СРЕДИ ТАКОВЫХ ОСОБО ПРИМЕТНА ФИГУРАбывшего журналиста и профессора юридического лицея И. Я. Гурлянда, которого в 1907 году Столыпин вводит в члены Совета министра внутренних дел. Он также становится редактором официозной газеты «Россия». Гурлянд, по сути, принимает на себя чрезвычайно сложные функции связи правительства с общественностью и прессой, становится рупором власти. Обширная переписка Столыпина и Гурлянда свидетельствует об установившемся между ними взаимопонимании, позволяющем успешно вести хлопотное, трудное дело. Например, в рассматриваемый нами период (февраль - март 1907 года) член Совета министра Гурлянд по просьбе Столыпина занимается вопросами местного самоуправления и подготавливает проект редакции статьи «о воспособлении от казны земствам и городам», согласовывая его в разных инстанциях. Несколько позже он привлечен к разработке положений о профсоюзах и страховании рабочих, а также к освещению внешней политики [131, Д. 78, 82, 84, 85]. Особое внимание Столыпин вместе с Гурляндом уделяют студенческой теме: переписка о положении в университетах, о необходимости отпора оппозиционной печати занимает немало времени у обоих [131, Д. 86]. В разные периоды предусмотрительный, педантичный Гурлянд выполняет массу важных заданий и деликатных услуг — от подготовки докладов по самым различным вопросам до публикации официальных статей, разъяснений и опровержений на критические нападки печати. Сохранилось немало документов, воссоздающих драматичную обстановку, в которой правительство пыталось остудить российские страсти, взять под контроль бесшабашное журналистское братство, раздувавшее на потеху российский пожар [131, Д. 79, 81, 83, 87, 95-99, 113]. Гурлянд за эту работу попадет в немилость российской интеллигенции, его имя будут склонять на каждом углу, оно станет почти нарицательным. Союз Столыпина и Гур-лянда впоследствии подвергнет обструкции в своих мемуарах даже граф Витте, с досадой признавший, что к премьеру перебежал «специфичный» Гурлянд... ЭТОТ ПЕРВЫЙ МЕЖДУМСКИЙ ПЕРИОДжизни Столыпина отмечен осо бым расположением к нему Николая II и царской семьи. Такое отношение распространялось и на близких Петра Аркадьевича. Его супруга Ольга Борисовна вместе с Марией входят в петербургский свет: делают визиты, посещают балы, что, впрочем, для них было делом нелегким. Настроение в семье в целом было не «светским», не располагало к утехам: изувеченная Наталья, к тому же еле перенесшая тяжелое воспаление легких, вечно занятый отец, находящийся под вечной угрозой... Однако старшая дочь вместе с матерью, следуя придворному этикету, представляются Императрицам — Марии Федоровне и Александре Федоровне. Ласковая, любезная, простая в обращении Императрица-мать, сочетавшая царственную величавость с маленьким ростом, очаровала Столыпиных. А молодая, очень красивая супруга Николая II, принявшая их в чрезвычайно скромной обстановке, произвела впечатление удивительно заботливой матери и жены, совершенно не отвечающей представлениям об Императрице одной из величайших стран на земле.
|