КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Российское направление экспериментальной психологии сознания.В этой ситуации появилось третье направление, которое занимало промежуточную позицию. Это направление было представлено учениками Вундта в России и по существу являлось российской версией немецкой психологии. Оно имело название "Экспериментальная психология". В это направление входили Григорий Иванович Челпанов. Он получил философское образование, занимал философскую кафедру в Одессе, потом в Киеве, потом перешёл в Москву и занял философскую кафедру Московского Университета. Благодаря его активности и связям был построен психологический институт в 1914 году. Лучший институт в мире на тот период по условиям работы, по оборудованию, по использованию новинок техники. Россия на короткий период перед первой мировой войной занимала лидирующие позиции в психологии. Деньги на создание института дал известный меценат Щукин, тот самый, который собрал коллекцию импрессионистов. Кроме Челпанова в это направление входили Ланге, Чиж и др. Предметом психологии это направление считало сознание, а основной метод - аналитическая интроспекция. Безусловным достижением этого направления была попытка внедрения в российскую психологию экспериментального метода. Эта попытка оказалась успешной. Количество экспериментальных исследований в России постоянно росло. Интерес сохранялся до 1-й мировой войны. Российские психологи этого направления занимали лидирующие позиции в мировом сообществе. Вместе с тем представители этого направления критиковались как снизу так и сверху. Религиозные философы критиковали их за метод работы, а представители естественно - научного направления - за увлечённость философией и представлениями о душе. Наступает 1917 год, радикально меняется общество, жизнь, психологическая наука. У наполеона есть высказывание весьма интересное: "Что вы всё кричите: судьба, судьба … политика - вот вам и судьба" То же самое относится к психологической науке. Развитие науки подчинено политике. В том числе это касается гуманитарных наук и психологии. Что стало важным, главным после октябрьской революции? Идеологический компонент политики. Строилось классовое государство, считалось, что и мораль, и право, и наука классовы по своим исходным основаниям. Классовы в том смысле, что обслуживают интересы определённых классов. До 1917 года наука, политика, мораль и т.д. носили буржуазный характер, а после 1917 года они должны иметь характер пролетарский. Наука должна быть партийной - основной лозунг, в соответствии с которым начались преобразования. Психология д.б. партийной, т.е. марксистской, соответствовать представлениям классиков марксизма и участвовать в создании нового общества и в воспитании человека нового типа. Правда, что такое марксистская психология в то время никто не знал. Людей, философски образованных было немного, особенно тех, кто выступил в поддержку революции. Например, Челпанов считал, что марксистская психология - это социальная психология. Более того, он считал, что наука надпартийна и надклассова. Челпанова очень быстро сместили с поста директора института. В 1920 - 21 году открылись границы и интеллигенции разрешено было уехать за границу. Те, кто имели финансовые ресурсы и связи - уехали. Во всяком случае религиозно - философское течение было полностью вычеркнуто из истории российской психологии. Уехали Бердяев, Франк, несмотря на то, что они продолжали работать и весьма успешно. А вот кто не уехал - тот оказался чуть попозже на Соловках. Основным течением стало естественно - научное. Оно стало основным прежде всего потому, что отвечало одному из центральных постулатов марксизма, согласно которому психика является функцией мозга. Если это так, то настоящий психолог должен в первую очередь изучать работу мозга. Появляется область знания, которая называется рефлексология. Наука о рефлексах. Её предложил Бехтерев, он рассматривал в терминах рефлекса всю жизнь животных и человека, включая личность и социальные отношения. Революция тоже рассматривалась как рефлекс общества на негативные условия жизни. Все рассуждения о внутреннем мире человека, душе, личности, сознании лет на 10 как бы замирают. Если говорить в общих терминах, то в России в 20-е годы доминирует бихевиоризм. Русский вариант бихевиоризма. Неслучайно и Сеченов и Бехтерев и Павлов рассматриваются как представители и основатели бихевиоризма во всех американских учебниках. Естественно - научное направление становится главным. Экспериментальная психология вынуждена была приспосабливаться к новым требованиям. Ученик Челпанова Корнилов занял директорское кресло в психологическом институте и предложил свою особую науку, которую назвал реактология. Наука о реакциях. По существу это было что-то очень близкое рефлексологии Бехтерева, хотя понятие реакция более ёмкое и более психологичное, чем понятие рефлекс. Изучались в основном двигательные реакции, но всё равно это была ещё одна форма бихевиоризма и ничего более. Бихевиоризм оказался главным течением в 20-е годы в России. Главным, но не единственным. Поскольку никто не знал, что такое марксистская психология, которую надо было создавать, то в качестве марксистской рассматривались любые новейшие течения в западной психологии. Прежде всего - психоанализ. Дело в том, что руководители большевизма, прежде всего Троцкий, Луначарский, Каменев были приверженцами психоанализа. Не случайно исследования Фрейда ставились рядом с исследованиями Маркса. Существовал даже особый термин - фрейдомарксизм. Это увлечение лидеров большевизма психоанализом сыграло роковую роль для российского психоанализа. В 30-е годы психоанализ закрыли прежде всего по политическим соображениям. Марксистская психология отождествлялась и с гештальт - психологией. Находили много общего между высказываниями Маркса и Гегеля о роли целого по отношению к частям и основными постулатами гештальт - психологии. Главная проблема заключалась в том, что труды Маркса, по существу, мало кто знал.
|