КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С О Д Е Р Ж А Н И Е 1 страницаСтр 1 из 19Следующая ⇒ Тема 1 «Наука – религия» и вызовы современности..... 4 – 16 1 Актуальность вопросов взаимоотношений науки и религии в современном мире 2 Обострение аспектов взаимоотношений науки и религии в современной России Тема 2 ГЕНЕЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1 Миф, магия, религия, наука: эволюция взаимоотношений в процессе познания................................................................................................................. 16 - 17 2 Западная цивилизация как синтез достижений античной и христианской культуры............................................................................................................ 17 - 20 3 Христианские корни и основание новоевропейской науки............... 20 - 23 4 Пьер Дюгем о возникновении новоевропейской науки: осуждение 1277 года................................................................................................................. 23 - 28 Тема 3 ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАУКИ И ХРИСТИАНСТВА 1 Разнообразие отношений.................................................................... 29 - 32 2 Конфликт между наукой и религией: миф или реальность?............. 33 - 38 3 Возможна ли гармония науки и религии? ........................................ 38 - 42 4 Наука и религия в различные социокультурные эпохи.................... 42 - 51 Тема 4 ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ И РЕЛИГИЯ 51 - 65 1 История и проблемы становления гипотезы Ч. Дарвина 2 Этические последствия гипотезы Дарвина
Тема 5 БИБЛЕЙСКАЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА 1 Взгляд религии на происхождение мира........................................... 65 - 68 2 Научная картина мира........................................................................ 68 - 78 3 Креационизм....................................................................................... 78 - 89 Тема 6 ПУТИ УСТАНОВЛЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ, НАУКИ И РЕЛИГИИ 1 Кризис современной цивилизации и культуры: мера ответственности науки................................................................... 89 - 98 2 Кризис идеи научности..................................................................... 98 - 103 3 Поиски новых мировоззренческих ориентиров цивилизационного развития.............................................................. 103 - 108 4 К новому пониманию науки........................................................... 108 - 113 5 Идеал чистой науки: разведение веры и разума ........................... 113 - 119 6 Пути плодотворного диалога и взаимодействия........................... 120 - 137 Приложения........................................................................................ 138 - 142 Контрольные вопросы...................................................................... 143 - 144 Библиографический список............................................................... 144 - 145
Тема 1 ВВЕДЕНИЕ «НАУКА – РЕЛИГИЯ» И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ План 1 Актуальность вопросов взаимоотношений науки и религии в современном мире 2 Обострение аспектов взаимоотношений науки и религии в современной России
На рубеже второго и третьего тысячелетия от рождения Христа на Западе и в России наблюдается настоящий бум литературы по различным аспектам взаимоотношений между наукой и религией. В значительной мере это связано с глубоким системным кризисом современной цивилизации и культуры, с нарастанием этических проблем, порожденными новыми технологиями. Мощным стимулятором исследований следует назвать глубокие изменения, которые претерпела в последние десятилетия история науки как дисциплина. Гораздо большее значение стало придаваться социокультурному контексту развития различных наук, в котором проходил поиск научных знаний. Исследователи истории науки стали серьезно относиться к роли религиозных представлений и религиозного авторитета при формировании феномена культуры, в рамках которой шло развитие науки. В традиционно восприимчивом к научным рекомендациям западном обществе с XVII века никогда не наблюдалось недостатка во мнениях о том, какими должны быть взаимоотношения науки и религии. Влияние научной революции было настолько сильным, что единственным сопоставимым событием признавалось возникновение христианства. Наука оказывала не меньшее чем христианство влияние на формирование системы ценностей западного общества, надолго наложив на него своей отпечаток. Наука рубежа II-III тысячелетий обозначила наличие нового вектора в общественном сознании, появление которого в середине XX века предполагалось рядом философов. Дальнейший ход истории зависит от того, как его собственное поколение будет представлять себе взаимоотношения науки и религии, насколько сильны были религиозные символы, благодаря которым люди находили смысл жизни, и столь сильны были научные модели, посредством которых люди могли управлять окружающим их миром. Каковы были взаимоотношения между этими могущественными культурообразующими силами? Дополняли ли они друг друга в своем воздействии или были антагонистическими? Способствовали ли религиозные течения возникновению научного движения, или между ними с самого начала шла борьба за власть влияния на общество? Всегда ли научные и религиозные представления противоречили друг другу, или же на каком-то этапе они были более тесно взаимосвязаны, благодаря священнослужителям, так и практикующим ученым? Как их взаимоотношения изменялись с течением времени? Начиная с эпохи научной революции каждое поколение пыталось уяснить для себя значение этих и многих других вопросов, однако так и не могло прийти к единым ответам на них. В России повышенный интерес к данной проблематике обусловлен также новой ситуацией, в которой религия возвращает свое место важнейшей культурообразующей силы, теснящей недавнее безраздельное господство новоевропейской науки.
В СССР укоренилось чисто просветительское воззрение на науку, согласно которому она с самого своего зарождения выступала как носительница атеистического мировоззрения. У большей части «людей с образованием» доминирует мысль о «несовместимости науки и религии». Многие считают, что наука, познавая мир, не находит в нем места для Бога Творца. Ярким подтверждением этого стало остро политизированное «Обращение к Президенту РФ В. В. Путину» нескольких российских академиков в 2007 году. Идеология письма и реакция на него широкой общественности напоминает знаменитый так называемый «обезьяний процесс» в США, значение которого вышло далеко за рамки простого судебного дела. «Обезьяний процесс» 1925 года в небольшом городке Дейтон штата Теннесси не остановил антиэволюционное движение в США. К 1927 г. было уже 13 штатов, принявших в той или иной форме соответствующие законы. Но в 1968 г. Верховный суд США все-таки решил, что антиэволюционные законы противоречат Первой поправке Конституции США. В 1987 г. тот же Верховный суд запретил преподавание библейской картины творения в государственных школах. И сегодня в США идут судебные процессы по поводу преподавания теории происхождения человека в государственных школах. Например, осенью 2005 года протекал судебный процесс в г. Дувре (штат Пенсильвания). Несколько родителей подали иск против местного управления образования за то, что оно требует от учителей биологии сообщать школьникам, наряду с теорией эволюции, о существовании альтернативной теории «разумного дизайна» (ID) что, по их мнению, является незаконной пропагандой религии в школе. Идея «разумного дизайна» хорошо известна: «Если есть часы, то есть и часовщик». Живые организмы слишком сложны, чтобы обойтись без автора. Эта теория вновь стала предметом дискуссий, когда исследователь Майкл Бехе издал книгу «Черный ящик Дарвина» (1996), в которой утверждалось, что теория эволюции не может объяснить возникновения ДНК и иммунной системы. Он указал на то, что биохимические структуры в начальной стадии своего развития имеют предзаданный план. Важно заметить, что он утверждал свою гипотезу не как католик, а как биохимик. Критики утверждали, что концепция ID не может быть проверена в лаборатории, забывая применить тот же самый критерий к теории естественной эволюции. С тех пор Бехе оказался в осаде большинства научного мира. При этом термин «ненаучно» (в адрес Бехе) звучал как заклинание. 38 лауреатов Нобелевской премии выступили с требованием не пересматривать преподавание теории Дарвина в школах. В их обращении говорится, что представления об эволюции нельзя преподносить в качестве сомнительной гипотезы. Поводом для обращения стала инициатива Комиссии по образованию штата Канзас, которая проголосовала за предоставление эволюционизму и креационизму (научных фактов, говорящих в пользу учения о создании мира Богом) равных прав в школьной программе. В российских школах важные законы природы даны в урезанном виде, ибо выводы из этих законов однозначно опровергают эволюцию.
Поэтому имеется насущная необходимость в разъяснении истинного соотношения между наукой и религией, Библейским учением о творении и достижениями в различных областях естествознания, истинным Богословствованием и стремлением к научной истине (усматривается глубокое внутреннее родство). Великий Ломоносов, которого Пушкин справедливо назвал «нашим первым университетом», говорил о видимой природе и Священном Писании как о двух книгах, данных Создателем роду человеческому, «в силу чего природа и вера в распрю между собою никогда прийти не могут». Он радовался за ученых своего времени, что, имея новые инструменты, такие как телескоп и микроскоп, они могут «чрез рассматривание творений» гораздо лучше, чем мыслители прошлых веков, постигать «вечную славу и Божество» Творца. Еще больше возможностей для этого имеет современная наука, которая значительно дальше проникла и в просторы Вселенной, и в глубины микромира, и в удивительно целесообразные и совершенные структуры живых организмов. Во всем мире с помощью прессы, научно-популярной литературы и телепрограмм осуществляется тайная и тотальная цензура по дискредитации религиозного мировоззрения и утверждению нового мировоззрения, религии безбожества. По своей жесткости она, пожалуй, превосходит строгость средневековой инквизиции. Человек постоянно занят работой, бизнесом, потреблением престижных товаров, приобретением имущества (домов, автомобилей, аудио-видео и компьютерной техники, которые стали новыми идолами), развлечениями, в число которых, наряду со спортом и туризмом, входит также легкое и приятное знакомство с «научными открытиями», отобранными и преподносимыми в СМИ в качестве кирпичей научной «картины мира». Человеку современного общества, с его выматывающим ритмом жизни, не остается ни времени, ни сил для самостоятельного осмысления вопросов бытия и мировоззрения. Это новое мировоззрение, именующее себя «научным», на самом деле постепенно развивается в новую религию (ЧЕЛОВЕКОБОЖИЕ) и вступает в борьбу с прежними религиями, пытаясь стать главной мировой религией ‑ религией культа тела, удобств и удовольствий, разума, могущества над природой и, конечно же, его «неотъемлемых» прав, о которых в Библии нет и речи. В то же время многие обязанности человека (по отношению к Богу, к членам своей семьи, к соседям, к бедным и убогим, к своему народу в целом и других), так же как и необходимость покаяния и исправления, повествующих в каждой книге Ветхого и Нового Завета, преданы забвению. Содержание обращения российских академиков к Президенту РФ В. В. Путину свидетельствует, что речь идет не только о серьезнейшей проблеме соотношения веры и знания. Поводом для письма академиков стало решение Всемирного Русского Народного Собора о необходимости введения в школьное образование России курса «Основы православной культуры», показывающего многовековую составляющую, истоки, православную духовную суть русской культуры. Внешне академиков беспокоит «вмешательство Православной Церкви во все сферы общественной жизни страны», а В. Гинсбург в интервью радиостанции «Эхо Москвы» выразил беспокойство «проникновением священников в школы» и тем, что «РПЦ всеми силами старается протолкнуть религиозную веру в ущерб настоящей науке». Но это «беспокойство» ‑ только формальная, сторона конфликта. Прикровенная суть антиклерикального послания 10 академиков (от более тысячи в РАН) выражает содержание глубоких геополитических и социокультурных процессов современной России и мира. Намерение Москвы вернуть России статус великой державы вызвало на Западе явное раздражение. Обращение к православной вере различных слоев населения страны не на шутку тревожит внешних и внутренних врагов России. В атаке «золотого миллиарда» по всем стратегическим направлениям важнейшей составляющей является духовная. Подавить ростки национального самосознания, основанного на православной вере, ‑ для глобализаторов задача № 1. В унисон с этими процессами, скоординированными по времени и тематике, составлено содержание письма академиков, явно имеющего антиправославную направленность. Авторы обвиняют Всемирный Русский Народный Собор в православном шовинизме, как бы не замечая, что это не церковная организация, а 15 лет как трибуна выражения широкого общественного мнения различных сил в обществе. Они не скрывают симпатии к католической вере, требуют заменить «Основы православной культуры» курсом «История мировых религий. Выступая против Русской Церкви, авторы письма пытаются устранить ее как мощный противовес негативным социальным процессам в российском обществе. Только Церковь в разрушительные 90-е годы в значительной мере оградила нас от очень тяжелых проблем этого периода, когда старая мораль была полностью разрушена новой рыночной экономикой. Если бы не началось возрождение Церкви, жизнь могла бы пойти по печальному сценарию. Сегодня только Церковь является той единственной основой, которая удерживает Россию от нравственного краха и оберегает наших граждан от повального увлечения пороком. «Письмо академиков» во многом отражает также глубину психологического кризиса, который переживает сегодня российская наука. Среди основных причин кризиса следует назвать две. Первая. Смена «героя эпохи». С начала 1950-х годов ученый фундаментальных наук занимал особое место в советском обществе. Наука в рамках ядерного проекта, на который работала вся страна, находилась в привилегированном положении, на не государство не жалело ни сил, ни средств. Научная общественность сыграла очень значительную роль в «перестройке» и демократизации советского общества. Однако после победы «заемной демократии» ученые оказались на обочине новейшей российской истории. Вторая. В период первоначального накопления капитала государство исключает какие-либо серьезные государственные (тем более – частные) инвестиции в фундаментальную науку, которая в государстве такого типа не нужна, избыточна. Прикладные же научные достижения, необходимые для развития топливно-энергетического комплекса, легко и недорого могут быть импортированы, что делает избыточной и национальную прикладную науку. Развал фундаментальной науки в России совпал по времени с периодом относительного возрождения Русской Церкви. Многие ученые считают, что во всех их бедах виноват ни либеральный социально-экономический курс, а «клерикализация» страны. Уничтожение СССР, ликвидация марксистского материалистического мировоззрения породили трудности метафизического осмысления данных сегодняшней физической науки, проблемы философской интерпретации положений естественно-научного знания. Инициативу академиков можно понимать как попытку утвердить монополию на мировоззрение той науки, которая давно перестала служить источником формирования какого-либо мировоззрения. Из совокупности научных фактов мировоззрение не возникает, мир ценностей, как известно еще со времен неокантианства, вообще автономен от мира наличной реальности. Люди могут продолжать верить в добро даже в том случае, если им как дважды докажут, что победит зло. Не предлагая на самом деле никакого внятного мировоззрения, атеисты предлагают разуму отказаться от веры, а вере от разума. Ситуация установившегося плюрализма вероучений приведет либо к усилению обскурантизма в церковной среде или распространению различных сектантских псевдоинтерпретаций христианства. Не следует недооценивать популярность крайне жестких версий исламизма среди мусульманского населения России. Не нужно также забывать, что многие школы исламской, католической, иудейской теологии имеют отличные центры своего распространения. В обстановке интернационализации идей и мировоззрений это приведет к ограничению и торможению развития богословия православного, прекращению совершенствования рациональной составляющей русской вероисповедальной традиции. В науке как таковой следует четко разделять два различных ее аспекта, которые часто (и неправомерно) объединяют под одной вывеской. Наука-исследование (систематическое изучение и изложение объективно достоверных сведений, максимально проверенных со стороны содержания), и наука-мировоззрение (совокупность утверждений, якобы полученных в научных исследованиях и навязываемых в качестве общеизвестных). Именно эти идеологические установки, внедряются в массовое сознание. Подлинные научные исследования полностью их опровергают, что в значительной степени замалчивается не только в России, но и в странах Запада. Внедрение в современное российское общество западных ценностей делает актуальным изучение проводимых на Западе исследований взаимоотношений науки и религии как важнейших, наравне с философией, оснований культуры. В этом плане неоценимую помощь могут оказать издания Библейско-богословского института св. апостола Андрея. В предисловии к русскому изданию своей работы «Наука и религия» (2004 г.), посвященной рассмотрению потенциала религиозного знания в объяснении ряда вопросов современной науки, профессор математической физики и священник Дж. Полкинхорн подчеркивает, что между наукой и христианской верой должна существовать естественная дружба. Обе они, каждая по-своему, ищут истину, поэтому автор считает, что в творчестве и к науке, и к христианской вере следует относиться чрезвычайно серьезно. Изданные Библейско-богословским институтом труды западных авторов ставят задачу заинтересовать читателя в креационизме, просто и убедительно доказывают, что Библейская версия происхождения однозначно заслуживает доверия. Они признают, что в креационистской модели есть открытые вопросы и нерешенные проблемы. Но то же можно сказать и о теории эволюции. Возвращение православием своего места как культурообразующей силы российского общества неоднозначно воспринято научным сообществом, безраздельно господствовавшим своими мировоззренческими установками в СССР. В связи с этим обеим сторонам будет полезным ознакомиться с историческим анализом многовековых дискуссий апологетов западного христианства и ученых, которые условно можно сгруппировать в три позиции. Первая. Светские критики религии с их идеей о врожденном и неизбежном конфликте между научным и религиозным образами мышления зачастую придерживаются конфликтной модели. Научный менталитет имеет дело с фактами, доступными проверке, религиозный - веру предпочитает разуму. Первый приветствует перемены, которые несет с собой научное познание, второй находит утешение в вечных истинах. Конфликтная модель была объявлена наиболее адекватной во взаимоотношениях науки и религии сторонником Ч. Дарвина Т. Г. Гексли, стремившегося в своих усилиях поднять престиж стремительно профессионализирующегося научного сообщества, отобрав у духовенства лидерство в культуре и образовании. Эта позиция подкрепляется полученными при историческом анализе свидетельствами о конфликтах, в ходе которых космологии, построенные на основе религии, были вынуждены отступить под натиском более изощренных теорий, порожденных наукой. В XIX веке составлялись каталоги такого рода явлений. Типичен рассказ о том, как неохотно духовенство соглашалось устанавливать на церквях молниеотводы. Так колокольня собора Св. Марка в Венеции неоднократно разрушалась во время грозы. Изобретенный молниеотвод мог бы спасти многие церкви от небесного возздаяния, чем в XVIII веке считалась молния. Однако духовные власти так долго протестовали против подобных игр с провидением, против подобного самонадеянного желания обуздать небесную артиллерию, что колокольня Св. Марка пострадала еще неоднократно после изобретения молниеотвода. И лишь после этого ее снабдили молниеотводом, и памятник оказался в безопасности. В таком изображении религиозная щепетильность и разрушенные колокольни символизируют распространенные представления о врожденном и вековечном конфликте науки и религии. По мнению ученых, капля научных знаний может принести больше пользы при обуздании сил природы, чем какие бы то ни было молитвы. Вторая прямо противоположная позиция. Наука и религия отвечают на различные запросы человечества, представляются не как конкурирующие, а как взаимодополняющие по своей сути силы. Поэтому научный и теологический языки должны относиться к разным сферам жизнедеятельности. Рассуждения о Боге неуместны в контексте лабораторной практики, но они уместны в контексте богослужения или самопознания. В подтверждение представления о разделении сфер привлекается анализ исторических фактов, по которому можно сделать вывод, что в прошлом конфликты были вызваны непониманием. Конфликтов бы не было, если бы духовенство не обожествляло силы природы, и если ученые в своей надменности не воображали, что научная информация отвечает глубинным запросам человеческой души. Третий взгляд объявляет о существовании более тесных взаимоотношений между научными и религиозными вопросами. В противоположность первому взгляду, провозглашающему конфликт, он допускает, что некоторые религиозные представления могут послужить стимулом к научной деятельности. И в противоположность второму взгляду, строго разделяющему религию и науку, он утверждает, что взаимодействие между ними отнюдь не ведет к умалению их обоих, а может послужить на пользу тому и другому. Примером, подтверждающим взаимосвязь науки и религии, а не их непрерывный конфликт или полную обособленность, называют мнение о том, что пуританские ценности способствовали расцвету науки в Англии XVII века. Три эти позиции существуют во множестве разновидностей, но их изложение показывает, что уроки истории далеко не так просты, как кажется при поверхностном взгляде. Серьезные исследования истории науки выявляют чрезвычайно богатые и настолько сложные взаимоотношения между наукой и религией в прошлом, что практически никакие общие тезисы не получают подтверждения. История в действительности учит нас многогранности. Совсем не все представители христианской церкви были обскурантами, а многие выдающиеся ученые исповедовали веру. Мнимые конфликты между наукой и религией при внимательном рассмотрении могут оказаться конфликтами между конкурирующими научными интересами, или, наоборот, между соперничающими богословскими партиями. Свидетельства, оставленные приверженцами той или иной стороны, отражают их собственные пристрастия. Уроки истории не так просты. Чтобы учиться у истории, надо исходить из того, что дело не в эксгумации останков, а в исследовании многообразия, тонкости и изобретательности методов апологетов науки и религии в ходе их столкновений по фундаментальным вопросам о взаимоотношениях с природой и с Богом. Лучше сразу отказаться от любых предубеждений и быть готовыми к немалым сюрпризам. Тот же Франклин, который, как считают на Западе, изобрел молниеотвод, не постыдился заявить, что природа электричества все равно остается для него загадкой. Однако он стыдился уверенности, с какой ранее подходил к рассматриваемому вопросу. Он понял, что величественные башни научной теории могут обрушиться столь же эффектно, как и башни великих соборов. Популярное противопоставление науки, понимаемой как набор бесспорных фактов, и религии, понимаемой как набор недоступных проверке верований, разумеется, является чрезмерным упрощением. Изображать отношения между наукой и религией как непрерывное отступление теологических догм перед сплоченной и непогрешимой наукой — значит забыть о сложной структуре научных противоречий, в которую, разумеется, вторгаются и религиозные интересы, но чаще скрытым, а не откровенно обструктивным образом. Взаимоотношения между научными и религиозными сообществами нельзя понять, игнорируя социальные и политические обстоятельства. Поскольку корни науки и религии лежат в проблемах, стоящих перед человечеством, и его чаяниях, будет серьезной ошибкой рассматривать науку и религию как сущности сами в себе, без учета социального контекста, в котором эти проблемы и чаяния принимают отчетливые формы. Чтобы разобраться в непростых отношениях Галилея с Римско-католической церковью, недостаточно сказать, что наука находилась в конфликте с религией. Политические последствия контрреформации были таковы, что теория Галилея (истинность которой была не самоочевидна) приобретала дополнительные смыслы и значения, которыми бы в ином случае не обладала. Эволюционные теории деда Чарльза Дарвина, Эразма Дарвина, не возбудили к себе особой враждебности в Англии 1780-х гг. Но в обстановке консервативной реакции после Великой французской революции они были громогласно осуждены как атеистические.
|