КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сравнивается с ней в способности психологического постиженияхарактера, соревнуется за место ≪документа эпохи≫. Корабль сценического реализма получил дополнительный Ход именно от режиссера. Товстоногов пишет: ≪В своей работе я употребляю такой термин —≪роман жизни≫. Для меня это является лекарством От страшного гипноза опыта, который все время тянет в знакомые Сценические условия. Что это значит —≪роман жизни≫? Читая пьесу, я стремлюсь Увидеть ее не в сценических формах, а, напротив, как бы воз18 Вращая себя к тем пластам жизни, которые стоят за пьесой, проб ую перевести ее в ≪роман жизни≫. Какое бы произведение ни Было передо мной, будь то психологическая пьеса или лирическая Поэма в драматической форме, фантасмагория в духе Сухово-Кобылина или народная сказка, водевиль или шекспировская трагедия, я стремлюсь на первом этапе увидеть ≪роман жизни≫, независимо от будущей сценической формы произведения. Я пробую представить себе, скажем, ≪Грозу≫ Островского Не как пьесу, где есть акты, явления, выходы действующих Лиц, а как поток жизни, как действительно существовавшее Прошлое, пытаюсь перевести пьесу с языка театра на язык Литературы, сделать из пьесы роман, предположить, что передо мной, например, не пьеса ≪Гроза≫, а роман ≪Гроза≫, в котором Нет явлений, актов, реплик и ремарок. Я пытаюсь представить Себе жизнь героев пьесы как жизнь реально существующих или Существовавших людей. Мне важно, что с ними происходило До появления на сцене, что они делали между актами пьесы. Важно знать, что они думали. Больше всего мне хочется понять Даже не что они говорят и делают, а чего они не говорят, чего они не делают, но хотели бы сделать≫.1 Хотя Товстоногов рассматривает здесь термин ≪роман жизни≫ в плане методики работы режиссера, нет сомнения, Что это его всеобъемлющий творческий принцип, имеющий отнюдь Не только методологическую ценность. Стоит заметить, что ≪литературное≫ качество режиссуры распространено отнюдь Не повсеместно, как иногда кажется. Имеющая принципиальное Эстетическое значение, обладающая методологической ценностью, эта ≪литературность≫ должна быть отмечена и как индивидуальное Свойство режиссерского почерка Товстоногова. Решение сцены Товстоногов проверяет, так сказать, литературой. ≪...Нас более всего удовлетворяло совпадение логики сцены с логикой романа≫,—замечает он по поводу одной из сцен ≪Идиота≫.2 Говоря о драматургии А. Володина, он находит новое в его творчестве в том, что ≪построение драматургической
|