КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Nbsp; РИТОРИКА
§3. Задачи риторики
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ РИТОРИКИ
СУБЪЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ РИТОРИКИ
§4. Принципы риторики
1. Принцип творческого подхода: ¨ проявление инициативы; ¨ развитие индивидуальности; ¨ сочетание рационального и эмоционального; ¨ стремление к гармонии, простоте и красоте. 2. Принцип самопознания: ¨ опора на сильные свои качества; ¨ использование самоанализа и самонаблюдения; ¨ анализ причин успехов и просчетов. 3. Принцип приоритета практики: ¨ доведение идей до практической реализации; ¨ изучение теории для ее практического применения. 4. Принцип сотворчества: ¨ общение – это диалог, совместная работа двух сторон; ¨ доверие; ¨ умение слушать. 5. Принцип историзма: ¨ изучение опыта прошлых лет во избежание повторения ошибок; ¨ обучение на материале лучших образцов прошлого.
§5. Коммуникация - объект риторики Обыденное толкование коммуникации, бытовавшее в русском языке легко проследить по справочной литературе. В первом словаре иностранных слов «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», правленом лично Петром I, среди более 500 иностранных вокабул учтена и коммуникация в значении «переговор, сообщение» от латинского communicatio – «делаю общим, связываю». Это слово встречается не только в писаниях Петра I, но и его сподвижников. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля (1881) слово «коммуникация писалось с одним «м» и толковалось как «пути, дороги, средства связи мест». Именно в этом смысле Н.В.Гоголь писал: «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга». До революции иных значений у понятия коммуникация не было. С начала XX в. термин стали писать с двумя «мм», началось его активное использование самыми различными науками. Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Не случайно в рамках философии зарождаются логика, риторика, этика, политика, герменевтика, имеющие самое прямое отношение к коммуникации. Философия поставила такие проблемы коммуникации, как проблема понимания и проблема интерпретации. Психология изучает способности человека отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. Психолингвистика рассматривает факторы, способствующие передаче и восприятию информации, причины, затрудняющие процесс межличностной, групповой, массовой коммуникации, а также мотивированность речевого поведения коммуникантов. Лингвистика занимается проблемами вербальной и невербальной коммуникации. Социолингвистика изучает коммуникацию как социально обусловленный процесс, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения, исследует проблемы связей и отношений различных социальных субъектов, социальное расслоение языка. Семиотика исследует коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками. Политология – политические процессы с точки зрения информационного обмена между субъектами политики. Технические дисциплины(информатика) изучают возможности и способы передачи, обработки, хранения и кодировки информации. В культурологии коммуникативная проблематика проявилась главным образом при изучении проблем трансляции культурных ценностей либо непосредственно в общении людей, либо через механизмы опредмечивания и распредмечивания – от человека к человеку, от поколения к поколению и между представителями различных культур. Особенно заметный интерес ученых к проблемам коммуникации стал наблюдаться со 2-й половины ХХ века. Вызван он был бурным развитием кибернетики, математической теории коммуникации и современных электронных систем связи. Уже в 60-е гг. в зарубежной научной литературе насчитывалось около сотни определенной коммуникации. Сейчас таких определений гораздо больше. В целом сегодня под коммуникацией понимается: q средство связи любых объектов материального и духовного мира; q пути, дороги, средства связи мест; q сигнальные способы связи у животных; q способы построения отношений людей друг с другом; передача информации от человека к человеку; q обмен информацией в обществе; системы, процессы, методы, используемые для общения или для передачи информации. То есть, среди множества определений коммуникации можно условно выделить следующие основные значения: · Универсальное(предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира; · Техническое –представление о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других объектов из одного места в другое; · Биологическое,используемое в биологии при исследованиях сигнальных способов животных, птиц, насекомых; · Социальное, употребляемое для обозначения многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе (социальная коммуникация). Под общением обычно понимается процесс обмена познавательной и оценочной информацией, имеющий своей целью удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми и выражающийся в культурно-специфических формах. То есть этимологически понятия «коммуникация» и «общение» идентичны, в науке употребляется и то, и другое. В этом случае неизбежно возникает проблема соотношения понятий «коммуникация» и «общение». Не означает ли термин «коммуникация» тот же круг явлений, что и «общение»? В научной литературе выделяется несколько подходов к этой проблеме. При изучении процессов общения зарубежные исследователи давно стали использовать понятие «коммуникация» как синоним термина «общение». Например, Т.Парсонс считает, что коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми. Черри отмечает, что коммуникация – это «социальное общение». В отечественной литературе понятия «общение» и «коммуникация» зачастую употребляются как синонимы. Например, Л.Выготский, А.Леонтьев исходят из их этимологической тождественности. В англоязычной лингвистической литературе термин «коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что само по себе является синонимом термина «общение». В свою очередь, слово «общение» обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В таком случае действительно нет разницы между общением и коммуникацией. Именно так рассуждают лингвисты, для которых общение — это актуализация коммуникативной функции языка в различных речевых ситуациях. В психологической и социологической литературе общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но несинонимические понятия. Здесь термин «коммуникация», появившийся в научной литературе в начале XX века, используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами в человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы. Общение же рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. В числе основных функций общения также выделяются контактная, призванная удовлетворить потребность человека в контакте с другими людьми, и воздейственная, проявляющаяся в постоянном стремлении человека определенным образом воздействовать на своего партнера. Поэтому общение означает воздействие, обмен мнениями, взглядами, влияниями, а также согласование или потенциальный либо реальный конфликт. Например, известный отечественных философ М.С. Каган считает, что «общение имеет и практический, и духовный характер, а коммуникация является чисто информационным процессом – передачей сообщений», а психолог Г.М. Андреева полагает, что общение – категория более широкая, чем коммуникация. В структуре общения она, как и многие современные психологи, выделяет 3 взаимосвязанных стороны: · Коммуникативную (или собственно коммуникацию), которая состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; · Интерактивную (организация взаимодействия между общающимися индивидами, то есть обмен действиями); · Перцептивную(процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания). То есть, существует точка зрения, что базовой категорией является коммуникация, которая между людьми протекает в форме общения как обмен знаковыми образованиями (сообщениями). Есть и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» и «коммуникация», в которой основной категорией считается общение, а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воздействия), перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания). При этом коммуникация выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Здесь в обоих случаях несмотря на внешние различия основной упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). Это связано с тем, что они используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Будем считать, что за общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение — информационный обмен в обществе. На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями, действиями, чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. В отличие от него коммуникация — это процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств. §6. Коммуникативно-речевой акт – предмет риторики
Коммуникативно-речевой акт - цельное взаимодействие стороны, производящей речь, стороны, воспринимающей речь и самого физического и психического пространства речи. При этом на каждом этапе общения возможны сбои восприятия информации, которые могут быть обусловлены целым рядом различных причин: I этап – возникают при плохом знании действительности, искаженном видении проблемы, недостаточном осмыслении информации; II этап – появляются при слабом знании языка, плохом им владении; III этап - возникают при ослаблении контроля сознания; IV этап - непонимание может быть вызвано помехами предыдущих этапов или собственными ошибками (недостаточное знание действительности или плохое владение языком).
§7. Язык и коммуникация Главным средством коммуникации является язык. Язык - это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности. Языки делят на естественные и искусственные. Естественные языки – это исторически сложившиеся в обществе звуковые, а затем и графические информационные знаковые системы. Естественные языки возникли для удовлетворения социальных коммуникативных потребностей людей; для закрепления и передачи накопленной информации. Стихийное формирование естественных языков осуществлялось методом самопостроения, без использования других языковых систем. Естественные языки обладают положительными качествами: · богатыми выразительными возможностями; · универсальностью; · способностью к самоописанию. С другой стороны, они имеют определенные недостатки: · слова естественного языка способны со временем, почти незаметно, менять свое значение; · в естественном языке имеют место синонимичность, омонимичность, многозначность, что затрудняет общения; · значение слов естественного языка часто бывает расплывчатым, неопределенным; · грамматические правила построения выражений естественного языка часто несовершенны. Искусственные языки – это вспомогательные знаковые системы, специально созданные на базе естественных языков для точной и эффективной передачи информации. Для них характерно следующее: · символически представленный алфавит; · однозначная интерпретация выражений; · фиксированная синтаксическая структура; · строгость и точность осуществления коммуникативных процессов. Искусственные языки делятся на три группы: q априорные; q апостериорные; q смешанные.
§8. Роль знака в процессе коммуникации Большое значение в процессе общения имеют знаки. Знак – это материальный объект (предмет, явление, событие), выступающий в качестве указания и обозначения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Существует несколько классификаций знаков. Так, в зависимости от выполняемой функции знаки делятся на две группы: q языковые; q неязыковые. Языковые знаки обладают целым рядом свойств: · протяженность (развертывание во времени); · линейность (развертывание в пространстве); · произвольность (трудность или невозможность нахождения прямой связи знака и того, что он обозначает); · устойчивость (неизменность трактовки знака, обеспечивающая возможность взаимопонимания членов общества и преемственность опыта); · изменчивость (развитие системы языка в соответствии с возникновением новых явлений, потребностей и своей собственной природой, когда знак стремится обозначать больше понятий, а предмет, явление стремится быть обозначаемым несколькими знаками). Неязыковые знаки делятся на несколько подгрупп: § знаки-копии; § знаки-признаки; § знаки-сигналы; § знаки-символы. В зависимости от материальной формы, природы знака выделяют следующие основные группы: q аудиальные; q визуальные. В целом групп столько, сколько у человека органов чувств. По особенностям связи между знаком и тем, что он обозначает, выделяют знаки: q безусловные; q условные. При этом общее содержание, которое вкладывается в данный знак, называется его значением. В значении знаков воплощены знания, приобретенные людьми, их практический и теоретический опыт. Помимо общего для всех индивидов значения, знак может иметь для каждого свой субъективно окрашенный личный смысл, который порождается опытом человека, его желаниями, надеждами, страхами, иными чувствами. Когда общение формализовано – в словах и поступках людей преобладает общепринятое значение, если же в общении человек выступает как индивид и выражает собственные взгляды и чувства, то для собеседника, помимо общепринятого значения слова, становится важным личный смысл. Однако не все знаки, с помощью которых люди сообщают о себе ту или иную информацию, являются продуктами культуры, некоторые из них относятся к естественным проявлениям организма (краска, заливающая лицо, бледность, слезы, дрожание рук или голоса). Эти знаки – симптомы, свидетельствующие о сильных эмоциональных реакциях. Таким образом, лишь часть сведений передается от человека к человеку сознательно, другие же сообщаются непреднамеренно. С этой точки зрения знаки подразделяются на две группы: q интенциональные (специально производимые для передачи информации); q неинтенциональные (непреднамеренно выдающие информацию). Все вышеперечисленные виды знаков в совокупности и обеспечивают процесс коммуникации.
§9. Концепции моделирования коммуникативно-речевого акта
1. Концепция О.Я. Гойхмана, Т.М. Надеиной: ОТПРАВИТЕЛЬ СООБЩЕНИЕ ПОЛУЧАТЕЛЬ
2. Концепция Дж. Ферта: · Релевантные признаки участников: - вербальная деятельность; - невербальная деятельность. · Релевантные объекты . · Эффект коммуникативной деятельности.
3. Концепция Д. Хаймса: · Роли адресата, адресанта, аудитории; набор экспектаций. · Предмет речи. · Окружение. · Канал общения. · Код. · Форма сообщения (речевой жанр). · Событие. · Ключ. · Цель.
4. Концепция А.К. Михальской: · «Сцена действия» или внеличностный контекст: а.) тип события; б.) тема; в.) функция (сообщение; получение; проверка информации); г.) обстановка (место, время). · «Признаки участников»: а.) социальный статус; б.) ролевые отношения (ведущий, ведомый). · Последовательность и количество коммуникаций.
5. Концепция О.М. Казарцевой:
|