КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Источники римского праваВ развитии римского права можно выделить три этапа. В древнейший период (VI—III вв. до н.э.) римское право представляло собой замкнутую, архаичную систему с господством традиционных институтов обычного права. В классический период (середина III в. до н.э. — III в. н.э.) римское право освобождается от религиозного влияния и превращается в развитую гражданскую систему права с высокой юридической техникой. В постклассический период (IV—VI вв.) римское право систематизируется и приспосабливается к формирующимся феодальным отношениям. Римское право изначально отличалось дуализмом и не представляло собой единой системы. В древнейший период сложилось квиритское или цивильное право — национальное право, распространявшееся только на римских граждан, именовавших себя «квиритами». В республиканский период сложились системы преторского права и права народов. Преторское право возникло из практики преторов, которые обеспечивали судебную защиту прав римских граждан. «Право народов» распространялось на все римское население, включая иностранцев-перегринов. Эти системы взаимодействовали и по мере распространения прав римских граждан на провинциальное население утратили значение, а при императоре Юстиниане (середина VI в. н.э.) объединились в общую систему права. Римские юристы стали применять широкое понятие «естественное право», которое обозначало единое для всех народов право, исходившее из природы человека. С эволюцией системы римского права менялись и его источники. В царский период источником римского права являлись правовые обычаи, связанные с религиозной традицией. Привилегией истолкования права обладали жрецы — коллегия понтификов. Достаточно рано произошло разделение религиозных норм (fas) — божественных предписаний, не подлежащих обсуждению, и правых норм (jus) — установленных людьми для общественной пользы. Религиозные нормы воплотились в священных законах, нарушение которых влекло божественную кару. Вначале преступившего священные законы приносили в жертву богам, затем это показание заменили изгнанием. Еще одним источником обычного права стали легендарные царские законы. Они регулировали семейные и родовые отношения, закрепляли значительную власть главы семьи в отношении домочадцев. Обычное право определяло правовое общение даже после появления писаных законов: обычай действовал в случае отсутствия законодательной нормы. Со временем основным источником римского права становятся законы — письменно зафиксированные общеобязательные нормы, поддержанные государственным принуждением. Первыми писаными римскими законами стали Законы XII таблиц, подготовленные специальной комиссией децемвиров («десяти мужей») и одобренные римским народом. Принятие Законов XII таблиц связывают с борьбой плебеев за уравнение в правах с патрициями. Для Законов XII таблиц был характерен формализм правовых процедур, т.е. требование строгого соблюдения предписанных торжественных обрядов. Малейшее нарушение установленных формул при заключении сделки влекло признание сделки недействительной, а в судебном процессе приводило к проигрышу дела. В республиканский период источником римского права выступали эдикты магистратов. Магистраты не обладали законодательными полномочиями, но могли толковать право, издавать общеобязательные постановления, тем самым они создавали новые нормы и институты права. В эдиктах магистратов содержались общеобязательные правила искового производства и правовые запреты, приобретавшие устойчивое значение. Поэтому наряду с квиритским правом начинают действовать новые правовые системы — претор-ское право и право народов, ставшие результатом правотворчества преторов. Преторское право регулировало отношения между римскими гражданами и стало частью цивильного права. В отличие от юридического формализма квиритского права преторское право строилось на принципах справедливости, равенства сторон, доброй совести. Преторское право отличалось преемственностью, гибкостью и приспосабливало право к новым условиям. Право народов — внутригосударственная правовая система, регулировавшая отношения с участием иностранцев (перегринов), на которых не распространялось действие квиритского права. Преторы перегринов не были связаны цивильным правом, поэтому в своем правотворчестве они использовали право других стран, руководствуясь началами справедливости и естественного разума. В I в. н.э. народные собрания лишаются законодательной власти. Силу закона приобретают сенатус-консульты — постановления Сената. В период империи вся полнота законодательной власти переходит к императорам. Императорские конституции становятся важнейшим источником права, действовавшим на территории всего Римского государства. В классический и постклассический периоды особую роль в правотворчестве Древнего Рима сыграли юристы. Толкование права в судебной практике и в преподавательской деятельности юристов создало особую разновидность источников права. Огромное значение для развития римского права имело создание институций — учебников, систематически излагавших римское право. Так, Институции Гая представляли собой логически построенное, сжатое изложение гражданского (цивильного) права. Гай впервые отделил материальное право от процесса. Он дал пояснения относительно правоспособности и дееспособности лиц, способов защиты личных и имущественных прав. Институции Гая включали 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Впослед-вии такая система была названа институционной и применялась в Институциях Юстиниана, в Гражданском кодексе Франции 1804 года. Утверждение абсолютной власти императоров ограничило правотворческую деятельность юристов. В 426 г. обязательная юридическая сила была сохранена за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Мадестина и Гая.
|