Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Е, по общему совету писанныя в Москву, в лето 7283 [1775], 100 статей.




 

Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас, рцы, аминь.

 

4-е: Ярославскаго собора, в лето, 7323 [1815], 21 статью, февраля 12.

 

Божиею милостию, вразумлением всесильнаго и животворящаго Духа; бысть собор во граде Ярославле, в Коровниках, в доме у Натальи Алексиевной. О неких церковных исправлениях, и на сем святем соборе, сшедшихся отцев и братии со всех четырех стран; Московския, и Орловския, Норския, Вяцкия, Даниловския, Ракульския, и Ярославския; и всех числом отцев и братии, более пятидесяти человек. И о всяких делах церковных совет был; И утвердили и руки приложили. разве что забвением осталось, или неведением не написано, исповедание веры и жития.

Помощию Божиею, мы нижеименованнии православнии християне, извествуем о себе, чтобы нам християном, хранить веру православную, по преданию святыя православныя Христовы церкви и по преданию прежде бывших святых отец наших, поморских и прочих по них бывших, и последовавших им, и прочих отец и учителей. И своего бы нововводнаго толкования не заводили и не утверждали бы. А особливо в нынешнее последнее и развращенное время, и слезам достойное.

1. Чтобы нам иметь отцев духовных безпорочных, в вере Христовой крепких, и писания святаго сведущих; не токмо что в вере Христовых непорочных, но и во иных пороках бывших таковых не определяти, и во учительство не благословляти. А буде который отец обрящется в явных пороках, и по преданию таковых от настоятельства отставляти, и никоего духовнаго дела не позволяти. якоже писание глаголет. Аще соль возсмердится, то чем осолится, разве вон измещется и попрана будет.

2. Чтобы новоженов без развода не принимать ни по каким суемудренным разсуждениям, и отцу таковых детей не иметь, и християном в работники не нанимать и не присваивать без расторжения сквернаго их брака.

3. Староженов без расторжения не принимать в церковь, бывших в явном падении ни по каким разсуждениям неправильным.

4. А который християнин, сына женит, или дочь отдаст замуж. таковаго християнина без расторжения сквернаго их брака, не принимать их в церковь на покаяние, во вся дни живота их, а который отец по принуждению господ своих женят, или дочь замуж отдаст, то таковых отец принять на покаяние, токмо при смерти, хоша и не расторгнет сына своего или дочь, от сквернаго их брака, составленнаго принуждением господ своих, имать такожде принять оным вышеписанным положением на покаяние аще приидет.

5. Всякому християнину чтобы почитать воскресныя дни, такожде и праздники великия отнюд не работать и не торговать, неповинующихся наказати, неповинующихся от церкве отлучати.

6. Новоженов которыя браки сами венчают [то есть брачники], и законы полагают, и Христа хулят, и християн укоряют, и еретиками называют. И по оному их мудрованию, и скверному их браку; аще котории от них приидут к нашей православней християнской церкви, и они будут крещены от наших християн, или от феодосиевых; то таковаго не подобает крестити. а которыя дети новоженския, и их крещение имеют, или который человек крещен от новоженов; то таковых подобает крестити совершенно; Ибо писание свидетельствует, таковыя беззаконныя, горшие окаянных самех бесов, преобразующихся во ангела, но не сущих, на Божие лице мерчющих, но беззаконных сущих.

7. Християнину не иметь общаго имения с еретиками, и в наследие не давать еретиком, аще и дети будут.

8. Всякому християнину с мирскими обще не торговать, и имения с ними не иметь общаго.

9. Всякому християнину торгующему, сиречь, продающему и покупающему, иметь меру правую, и вес верной.

10. Всякому християнину чтобы не ходить на сонмище и соборище еретическое, такожде и в церкви еретическия, и в часовни еретическия за службы не ходити, и не смотрети их обычаев, того ради что правила запрещают, и тако глаголют, Аще еретицы держат место, да бегаеши от него, понеже святители освящают, а еретицы оскверняют. Ин рече, где еретики служат, тут Христос не пребывает, но бесове живут.

11. Чтобы всякому християнину немецкаго платья не носить, и неприличнаго християном, противно и соблазнительно церкви Христовой.

12. Чтобы всякому християнину отнюд не жить с женским полом в единех домех, кроме незазорных лиц; Особливо настоятелем, ни по каким кривым и развращенным разсуждением. Аще же глаголют, что скудни потреб лишаеми, и хощет от жен питатися, то подобает лучше гладом умрети, нежели от жен питатися, яко же Иоанн Лествичник глаголет.

14. У феодосиевых и у новоженов икон не брати, и не молитися им, и прочим християном таковых не продавати прибытка ради сквернаго.

15. По переводным книгам не служить.

16. Християном мясо не ясти, и виннаго пития не пити отнюд, и не торговати, что это християном весма неприлично, и закону християнскому противно.

17. Християном мирских детей грамоте не учить не по каким разсуждением.

18. Явныя грехи явно и наказывати отцем духовным, и таковыя явныя грехи по келиям не судити и не прощати, а чтобы об нем знали вся церковь, и без нее ничего самому не творити, и правильно наказывати. аще который настоятель, о сих вышеписанных реченных статиях нерадети будет, таковыя настоятели общим советом наказать.

19. В моленной без преграды с женщинами не молитися. а где зберутся в деревни на праздник, то в единой избе обще не молитися, порознь женщины в избе, а мущины в другой. Аще негде прилучится в праздник, или аще в другой день призовет христолюбец, канон пети, или понахиду по своих родителех, или погребение петь по покойнике, то не запрещается, хоша вместе будут молитися.

20. Чаю сахару християном отнюд не пити, на конское уристание не ездить и не глядеть.

21. В лето 7323 [1815], февраля, 12 день; Коим вышеписанным статиям, Юхоцкой страны Василий Васильев подписуюсь. К сим статиям Даниловской страны Михайло Алексиев руку приложил. К сим статиям подписуюсь Григорий Акимов Орловский. К сим статиям Иван Никитин руку приложил. К сим статиям Андрей Кузмин руку приложил. От Рамановской страны Ларион Кирилов подписуюсь. Юхоцкой страны Василий Евдокимов руку приложил. Вместо Матфея Кирилова, Авраам Васильев руку приложил. Заводу Гончарова Василий Ильин руку приложил. Вяцкой страны иконник Иван Алексиев руку приложил. Орловской страны Андрей Андреянов руку приложил. Питербурской страны Василий Иванов руку приложил. Ярославской Туговской Иван Андреев руку приложил. Коим статиям Орловский купец Иван Анисимов руку приложил. К сим статиям Вяцкой страны Асаф Ильин руку приложил. К сим статиям Вяцкой страны, Александр Алексиев руку приложил. К сему суждению Елисей Васильев руку приложил. К сим статиям Григорий Минеев руку приложил. К сим статиям Московской Григорий Нестеров руку приложил. Ефим Дмитриев руку приложил. Аще что не будет противно соборной апостольской церкви.

 

Вторый собор того же года. марта. 5 дня.

 

Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас, аминь.

Божиею помощию и вразумлением Всесвятаго и Животворящаго Духа. бысть собор в городе Ярославле. Собрашася из разных стран отцы и братия православныя християне, для подкрепления бывшаго собора того же года, февраля 12 дня. Написаны были соборно 21 статия, за подкреплением рук их. К тому же еще и мы, елико нас собравшиися вразумлением Святаго Духа православных християн, отцы и братия вси завет положили. Чтобы по правилом святых отец разсматривать, прежде бывших блаженной памяти, соловецких и поморских отец преданию последовати крепко подабает; И сии вси вышеписанные помянутые статьи, твердо хранить и наблюдать, и ничего не презирать, и несоблюдающих и презирающих сия положения, таковых настоятелей наказывать. А в которой стране попущены были новожены, [и чадородныя старожены] и по оному делу помощники приняты в церковь. сие дело по правилом святых отец противно, и прежним нашим отцем преданию несогласно. То и мы теперь соборно подкрепляем, чтобы отнюд не принимать по кривым суемудренным разсуждением в церковь, и в ней места не давать: донележе не расторгнут их скверный брак. Сего ради и посылаем во вся страны писма, нашим единомысленным християном, отцем и братием. В которых странах есть приняты в церковь; чтобы их из церкви вывести вон; время даем вам, чтобы в годичное время, все церковныя недостатки исправить, против вышеписанных статей; в которой стране неисправятца; с таковыми бы общения иметь не будем; еще же к сим строжайше подтверждаем, и укрепляем, и во все страны возвещаем всем нашим единоверным православным християном, отцем и братиям соборным, советом положенную во статиях, тридесять четвертую статью: у кого ей нет сей статьи, стараться доставить, у кого оне есть есть. и тако кто приходит еже от внешних в веру, и ко крещению совокупляет со искусом. и со исповеданием принимать, и спросить, чесо ради он отходит от своего согласу, и все ему християнския обычаи пересказывать как надо веру соблюдать и хранить с верным обетом. и которые в неверии были, и находились в развращенных делах. таковых скоро крещения святаго не сподобляти; аще и год промедлит под искусом, сего ради и Спас рече, шедше научите вся языки, елико вам заповедах блюсти; и крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.

А которыи статьи написаны были первым собором; то во оных статиях была четвертая статия положена на разсуждение. то мы теперь оставляем на положение сто статиях. Еще же во оных статиях написано было, статия, 31, о мясоядении попущено было на разсуждение отцем. то мы теперь запрещаем и подкрепляем, чтобы отнюд не попущать, а непокаряющихся от церкви отлучать, такожде и за вино, и воскресныя дни, и великия празники всем християном отнюд не работать и не торговать, и на рынки не ездить без нужды. А непокаряющихся и неповинующихся под запрещением в церкви иметь, позади стоять, и питатися во особливой чашке, и не кадить, епитимия, 50 поклонов земных, и отцам духовным своих детей духовных отпущать любовно со свидетельством писменным. такожде и духовному отцу при том с сим же свидетельством и принять.

К сему соборному положению и утверждению, инок Евфимий руку приложил. Иван Никитин руку приложил. Алексий Павлов руку приложил. Василий Евдокимов руку приложил. Алексий Володимиров руку приложил. Иван Андреев руку приложил. За осецкой Матвей Кирилов руку приложил. За даниловской Саватий Петров руку приложил. За даниловской страны Егор Андреев руку приложил. Углецкой Яков Михайлов руку приложил. За Михаила Лукиянова, Алексий Володимиров руку приложил. И корельския християне подписуемся. Александр Сидоров, Иван Матвеев, Никифор Симеонов, Иван Иванов, Федор Иванов, Иван Степанов, Леонтий Лукиянов, за неумением их грамот, Саватий Петров подписал. Московский Григорий Минеев руку приложил. Матвей Савастиянов руку приложил, Юхоцкой Савелий Федоров руку приложил. Даниловский Авраам Васильев руку приложил. Алексий Васильев руку приложил. к сему соборному положению, инок Феодосий руку приложил.

 

Козинския соборныя статьи.

 

Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас, аминь.

Благодатию всемилостиваго Бога, благоизволившаго в сем нам православным християном, явити путь к вечной жизни не лестен и не блазнен. словеса самого Господа нашего Исуса Христа, и святых Его ученик и апостол, и всех святых, изъяснивших, и во свете Христове церковь приведших, и на истинных догматех ю укрепивших до скончания века, неуклонно желающим спасения ради душ своих ходити во свете божественном Его. обретохом за последованием древняго благочестия. яко же прославихомся святым крещением, такожде и озаритися нам душами чистыми, и непорочными еже во благочестии житием. яко же отступихом от тмы еретичества. тако и от греховныя тмы отлучити себя возрадеем; и яко же свое православие несумненно содержим, такожде и православныя церковныя законы наблюдати не ленитися. и яко же сами своим душам спасения, толико наипаче усугубим, попечением о прочих стараться всеусердно вси везде, иже Бог благоволи быти благочестиваго християнскаго семени возраститися, и крепко законом божественным утвердитися, и святых отец святому писанию и преданию последовати, и преждебывших поморских отец наших, и по них бывших отец разуму и преданию последовати. согласному писанию со святыми отцы последовати, крепко и незыблемо хранити. Сего ради за сию самую вину, ныне мы нижеподписавшиися собрахомся во едино совокупление пришедше, и прочим тако желаем на основании сем быти и последовати, и все преждебывшия в нас друг на другом неполезная уничижения, и за малыя цветки, что друг от друга произшедшия слова грубыя от кого и случалося по ревности или по грубости; Сия вся ныне забвению предати. и друг друга со смиренномудрием исправляти, и тако всегда мир и любовь в нас да будет, всем нам православным християном об себе изъясняем чтобы мы нынешняго текущаго года, 7328 [1820], генваря 15 дня. Собрахомся в селе Козе, и на основании истинным ставше, не своему разуму последовати но готовому и согласному святому писанию разуму последовавше ниже сего объявляем.

1. Чтобы веру православную, и все церковныя законы по силе святаго писания, и утверждению прежних отец наших поморских и им последовавшим московских и прочих всех согласных друг по друге в разуме истиннем бывших, и от тех отеческое учение и предание, твердо и незыблемо и неизменно содержати.

2. Писанныя соборне отец наших поморских и прочия статии, и преданныя во спасение християнским душам всем твердо хранить, и ничего отеческаго предания не презирать, а именно поморския 34 статии. еще о благочинии пустынном 33, статьи преданныя о благочинии християнском 12 статей, и в Москве соборне писанныя по разсуждению святаго писания, и общим отеческим советом, 100 статей писанныя, сим статиям последовать. 66, и 68, предаются на разсуждение отец духовных и старшей братии, и неправеднаго снизхождения не делать, и без совету не творить, а взирать на 33 статии. А в Ярославле собравшихся в лето 7323, два собора отец наших, и написанныя статии во спасение християнским душам не хулить, и все хранить, и паче чаяния аще что обрящется в реченных выше, ста статиях не по силе святаго писания. то таковыя статии, старшим отцем и братиям соборне разсматривать и по писанию творити, безо всякаго зазрения и уничижения.

3. Всех несогласных в разуме пребывающих святей церкви разных согласиев, феодосиевых и новомонастырских, и прочих разумети вне церкви всех развращенных их учений и действий. остерегатися, и не примешатися, и не принимати и не хвалити спасения тайны у таковых быти не обнадеживати, и по святому писанию согласуемся, на что и свидетельство приводим. Книга Пчела, слово 2. Никто же да имать надежду спасения, аще и мал порок имать вере.

4. Обращающихся от сих согласиев в православную церковь, с четыредесятным постом принимати.

5. Аще кому что за кем приметно будет, нововводное мудрование, и несогласное писанию и разуму отеческому разсуждению будет, то с любовию воспоминати и истребляти, отцем и старшей братии.

6. И чтобы нам друг со другом о всяких церковных делах советовати любовно. и всякому настоятелю самомненно что собою кроме общаго собору церковнаго не творити.

7. Воскресныя дни, и владычныя праздники и богородничныя и великих святых, не работать и не торговать, а презирающих сие под запрещением иметь, и креста не кадить. Такожде и по деревням по ягоды и по грибы не ходить, и ничего не делать, упражнятися и приходити на общее моление, и на слышание божественнаго писания, а не хранящих сего наказывати, а не кающихся от церкви отлучати.

8. Иконником быть непорочным и незазорным. и чтобы без отеческаго благословения до сего не касатися, а писать по древним образам, иноверным икон не писать, и не продавать. и жить под смотрением отец духовных, и сему неповинующихся наказывать, а непокоряющихся запрещению предать.

9. На праздники и на пирушки ко внешним не ходити, свещи христианом работать, а несогласным иноверным не продавать.

10. На праздники и на поминки ко внешним и несогласным не ходить, и снеднаго от них не принимать, а презирающих сие наказывати, а презирающих от церкве отлучати.

11. Платья необычнаго християном не носити и не потакать а наказывать, а неповинующихся отлучать.

12. В недостатках настоятелем друг друга исправлять любовно и наедине, и пред собором братии такожде не оклеветати, и явно и безчинно пред людьми не обличать.

13. Настоятелем быть безпорочным, и внешним попечением не связоватися, и быть свободным. и отцев духовным иметь сведущих святаго писания. и к духовному делу касатися, по избранию братства, и со благословением отца духовнаго; а самочинно не касатися, самочинников наказывать, а непокаряющихся от церкви отлучать.

14. Отцем духовным, своих детей духовных любовно с писменным видом отпущать, а другим без писменнаго виду не принимать.

15. Икон писменных и меднолитных неизвестных мастеров не брать, окроме наших православных християн.

16. Виннаго пития и мясоядения, ради воздержания не иметь, и по павечернице питие и празднословие не творить.

17. Не клятися ни лжесвидетельствовати, ни лгати, и скверных слов не говорити.

18. Друг друга не оклеветати и не лгати, и не осуждати и не укоряти и не уничижати. а преступающих наказывати.

19. Чаю с сахаром никаким образом ни с чем не пити, сей обычай […?нрзбч].

20. Всем християном и девицам не ходить к мирским на беседу, такожде и на ярмонки и на бесовския сонмища не глядеть, не соблюдающих сия наказывать, а непокоряющихся отлучать.

21. Всем християном ныне на ярмонках пряников не покупать, ибо многи ныне делают пряники из сахарной патоки все вредно.

22. Еже обычай християнский соблюдати, в стрижении власов, не стригущих за сие наказывати, а непокоряющихся отлучати.

23. О лихоимстве подтвердить во сте статиях, статья, 99, по ней суждение, Матфея правильн. глава 12, о выборных.

24. Чтобы на каждых местах, где приличиствует быть собранию, быти бы на том месте поместныя выборныя непременно; и в тех бы местах, обществу выбрать для своих мест.

25. А над поместными выборными, мы нынешним собором выбрать в выборные ведущих людей и рачительных, совестию нелицемерных, и на каждый год страны посещать и надзирать, вышеписанные статии во исполнение без ущербу управлять.

26. Аще который отец имать християнина добровольно женят, или дочь отдадут замуж; и к тому будут прикладывать свое старание к поспеху свадебному, и благословлять, или дары приимут, и прочие присвоение делать; такожде и сродником християном, которые к таковым же делам приобщаются, взирати на прежде древние епитимейники.

К сему же еще мы во единомыслие совокупляющиися о церковных недостатках осмотрившихся, о чем весьма пекущеся; видя что во многих местах взошло в християнское сословие своемнительное разсуждение, и с поморскими отцами несогласное разумение; Именно. неправедное принятие новоженов, и феодосиевых и новомонастырских, и прочих несогласных, противное прежним отцем принятие со единым инде началом, снизходительное разсуждение. такожде и о иконописцех от настоятелей несмотрение и неправедное попущение без отцев духовных, без благословения живущих и пишущих иконы, бритоусом и табашником и в галстуках и в немецком платье хождение, чаев с сахаром и пиянственнаго пития попущение, и настоятели не запрещают, но в церкви быти попущают, и за таковыя вины не отлучают, до дня пришествия Христова, и ревнителем по благочестию, воспрещают о сем пещися. Сего ради мы видя вся сия вредности в церкви, без исправления находящиися, того ради сомнения пресекается общение. Аще же возусердствуется вся вышепоказанныя недостатки в недолговременом продолжении поправить, и нас в самом деле уверить. то мы всеусердно желаем в соединении пребыть до скончания века. В заключение же сего полагаем сотенную статью. а что по недоумению нашему, аще что усмотрится написано что, то в том простите, а не клените.

Сие собрание бысть в лето, 7328 [1820], генваря, 20 день.

Даниловской страны убогопоследний старец, Михаил Алексиев руку приложил, Матфей Севастиянов руку приложил. Даниловской страны Авраамий Васильев руку приложил. К вышеписанному московской Алексий руку приложил. Матфей Кирилов руку приложил. Иван Никитин руку приложил. Вяцкой страны недостойный Яков Антонов подписуюсь. К сему советному соборному положению села Козы Саватей Петров руку приложил. Любимской округи Егор Андреев руку приложил. К сему уложению Любима мещанин Иван Петров руку приложил. Питербурской Никита Никифоров руку приложил. Пошехонской страны Иван Алексиев руку приложил. Питерской Яков Дмитриев руку приложил. Города Череповца, Михайло Афанасиев руку приложил. Города Череповца по прошению Савы Осипова, Михаил Афанасиев руку приложил. Корельской страны деревни Савина и по личному прошению Егора Федорова иконник Василий Алексиев руку приложил. Вышеписанному по личному прошению Михайло Лукиянов за неумением грамоты Алексий Володимиров руку приложил. Города Данилова мещанин Иван Прокофьев руку приложил. Пошехонской страны деревни Сергиевской по его личному прошению Андрея Дмитриева иконник Василий Алексиев руку приложил. К сему общесоветному писму иконник Василий Алексиев руку приложил. К сему писму Череповской округи Яков Гаврилов руку приложил.

 

Послание из Корел с собрания, в деревне Благовещение, в лето 7333 [1825]

 

Господи утверди нас во святых заповедех Твоих стояти, и от востока к западу Тебе Христе не ступати, Вседержителю всех царю веком, всесильне неприступне, небеси и земли, видимым же всем и невидимым, Творче и Содетелю, присносущне пресвятый Слове, прежде век рожденный Исусе Христе Сыне Божий; сущий со Отцем безначальным и божественным Духом, в Троице славимы. яже в последняя лета за милосердие неизреченно, смотрения ради на земли во плоти явлейся, и спасый от тли смертныя род человеческий. молимся и припадаем Твоей благости. помози и благослови неизследованным милосердием своим, яже и полезная ко спасению и ко утвержения православныя веры, зде изъявити, и не удалитися, ниже погрешити в заповедех Твоих. да Тобою укреплени о сем, славу и честь благодарении и поклонение в безконечныя веки сподобимся получити, аминь.

Иоанн, глава 8, зач., 29. Господь наш Исус Христос Спас и Бог во святом евангелии, рек, Аз есмь свет миру. ходяй по Мне, не имать ходити во тме, но имети имать свет животный. Апостол Петр, послание, 16, глава, 3, зач. 60. Готови будите присно ко ответу всякому вопрошающему вы слово, о вашем уповании, с кротостию и страхом, совесть имуще благу. к ефесеом, глава, 4, зач., 224. святый апостол Павел. един Господь, едина вера, едино крешение, един Бог Отец всех. аще по апостолу един Господь, едина вера, то иныя все не веры, но ереси и раздоры. к Тим., зач., 284. Дух явственне глаголет; в последняя времена, отступят нецыи от веры, внемлют духовом лестчим и учением. Июда, зач. 77. молю подвизатися о преданней вере святым единою. И на основании истинном, на правилех святых апостол. и седми вселенских соборех, и девяти поместных, и по содержанию прежних наших поморских отец, на 33, статиях неуклонно ставше, в нынешнее последнее время, мы малейшии достигохом времен слезам достойных, по святому пророку Даниилу, и по Ипполиту, и Ефрему, и прочих святых, что скончася рука освященных людей, скончалися и тайны церковныя, кроме двух, крещения и покаяния; и приемлем приходящих в веру на чистое и девьственное житие, сиречь, и обещаемся чистоту хранити, и даем Богу залог, чтобы неоженившимся девьственным житием жить. спрягшихся до познания веры, еретическим браком приемлем на чистое житие, чтобы им не смешиваться плотьски, чистое и небрачное житие проходить. Сие уставися по благословению прежде бывших, блаженной памяти отец, и страдалец крыющихся в Поморской стране, от Никоновых новопреданных догматов, скитающихся и страньствующих благочестия ради. яко же священный архиерей и Божий человек, и ревностный обличитель Никонова предания, Павел епископ Коломенский. благочестия ради послан был, ис Тихвины свят муж благочестием, игумен Досифей. ту же и Соловецкия обители отшедшия отцы, аки ангели земнии, и небесныя человецы. по благословению сих отец, Даниил смиренный общежительство устрои в Поморской стране, чин и устав по совету и по благословению сих отец последнему роду сему устрои. Ту же великой подвижник авва Корнилий, староскитской житель. знаем бяше чистаго ради жития, святейшему патриарху Филарету, и Иоасафу, благословляя и похваляя общежительство. ту же пребывая и всепремудрый философ, и правыя веры член Андрей Дионисиевич блаженной памяти, и прочия великия подвижники, и опасныя хранители веры Христовы, и написаны были статии, для спасения. В тоже время бысть в Новгородских пределех учитель Феодосий Васильев, прежде был никониянской церкви дьячек. приежжая в Поморскую страну, к вышеозначенным отцем. и беседова с ними многократно изъявляя сим отцом неправедныя разсуждения, и несмысленныя. яко же Пилатом на первобытном кресте писана титла, он оправдывая. Такожде о браках еретических, и о торжищном брашне и иноческий чин не приемля от неосвященных инок постриженных. В сем ево мудровании отцы наши обличаху. оный же Феодосий, видя оных отец к ево разуму несклонных, зделал разделение, в лето 7214 [1705]. В сем мудровании феодосиевы и доныне пребывают неисправлены, но боле умножается у них противныя святей церкви разсуждения неправедная.

В вышеозначенном общежительстве Поморской стране, твердо и неусыпно храняху отеческое предание, от лет Никоновых преданий, 76, лет. Егда же внесена во общежительство при Самарине известная новость, и другая ересь, сиречь с феодосиевыми сообщение, о новоженах неправедное разумение, и с еретики никонияны сообщение, и прочия множайшия ереси. тогда живяше во общежительстве, опасный вере хранитель, и отеческих преданий блюститель блаженныя памяти отец Филипп, обличая нововнесенная предания, и не послушаша его в том, изыде из общежительства в другой скит, и прочия братия к сему прихождаху, и вместе жительствоваху. Монастырския же не терпяху обличения от отец наших, сходили в Сумжу к начальству объявили, и по доказательству, команда прииде и сожже всех. по сих же и прочие отцы оставшие в та времена, с сим согласием общения не имеяху, твердо опасение опасение имеяху, и приходящих от сих согласиев, с четыредесятным постом приимаху, об них разсуждаху вне церкви быти. и бывшия в разныя времена собрания; и по свидетельству святаго писания, писанныя статии, по разсуждению прежде бывших отец наших, для спасения душ християнских, и для хранения право преданных уставов и разсуждениев; от неединомудрствующих согласиев твердо остерегахуся, и с ними не общахуся, и новостей их не приимаху.

Ныне же мы малейшии и грубии осталцы, сих прежних наших блаженной памяти отец, пекущеся по их отеческому преданию жительствовати, и о спасении душ своих пещися, и плакати грехов своих, и прочих житель. не единократно собирахомся, и советническия предания и статии разсматривали, и видя что отеческия предания не хранят, и по своесмысленным разсуждением жительствуют. которыя правила святых отец, и статии отеческия в небрежение полагают.

1. Вниде в християнское семя неправедное от феодосиевых и новомонастырских разсуждение несогласное с прежними отцами. почитают за равно и принимают со однем инде началом, не по прежнему отец наших чиноположению. Кимрския к феодосиевым в миротворительных писмах отец наших раздоромятежными называют, а их похваляют; писание глаголет, кто чюжую веру похваляет, тот свою мертву творит; а преображенския во своих велехвальных, якобы в Кимру сочиненных, 29 статей написали; за что Кимра увеличила их статии евангельскою истинною; и на статьи пишут, якобы с поморскими отцы разум сходствен во всем. и благодарность пишут к феодосиевым, чтобы нас возбуждали спящих во истинне евангельской и вразумили. а отец покойных, московских и ярославских опорочили, и раздором порекли. за что оне с ними за ереси сообщение пресекали и обличали, а ныне и родителей их поминают.

2. Новоженов принимают в Кимре без разводу на покаяние, а правила повелевают в беззаконном браце обретшихся, не приимати в покаяние, дондеже не расторгнется брак. аще будет и дети сотворил. Кормчая лист 505. и будеши близ места идеже лице живет, с ним же впал будеши, отъиди от места своего не можеши покаятися. Номоканон правило, 76. Инок или инокиня оженившеся, по распущении 8 лет, да не причастится, ныне же давше свое произвольное отвещание девьствовати, и преступающих отступлением без разводу приемлют. такожде зри в 33-х статиях, в 25 статье, и во 137, отнюд без разводу не принимать.

3. Детей у новоженов крестят без разводу, скверный их брак святое писание запрещает. Иоанна митрополита русскаго, ко Иякову черноризцу, иже ся поимают без благословения, тем всем чюжим быти нашея непорочныя веры, и отверженым от соборныя церкви, и от них не принимати чад ко крещению, дондеже пребывают в таковом недостойном совокуплении. зри во 100 статиях, 38-ю, статию, то обрящеши пространнее запрещение.

4. Такожде и внешних детей крестят, без веры отца и матере.

5. Такожде и у староженов детей крестят без разсмотрения, случается по два и по три, и до пяти и боле, и отец и мать живут вместе, и от церкви не отлучают.

6. Новоженским отцам и матерям попущают вместе с новоженами жить, и в одном капитале быть, и от церкви не отлучают.

7. Попущение чаю с сахаром пития случается в трактирех со внешними из однех сосудов, и без исправления в церкви пребывают.

8. Вино питие, и прочая хмельныя напитки попущенное, и настоятели о сем не запрещают, а кто обличать будет, то и слушать не хотят.

9. В праздники господьския, и богородичны, и великих святых нехранение, торгуют работают и на ярмонки ездят.

10. Иконникам попущено падшим в блуд, живущих с миром, и с феодосиевыми общающихся, попущают иконы писать.

11. К сему же многие християне, немецкое платье носят, и в галстуках ходят, и волосов на головах не стригут по християнски.

12. Во многих странах без духовных отец живут, и никакой исправы не имеют.

До каковой жалости достигохом, что отеческое предание вконец разоряется, своеволие же и растленное житие распространяется. Вина же сему развращенному разуму, плотьское мудрование, а не по писанию святых отец. плотьское мудрование, не приемлет духовнаго разсуждения, и закону Божию не повинуется, ниже может повиноватися. Исаак же Сирин пишет во своей книзе, три разума, телесный, душевен, и духовен. телесный венчевает тело. а душевный душу. телесному и душевному покорну быть духовному разуму. понеже плоть воюет на дух, а дух на плоть, и между собою имение наполы делят, а ни брат и сестра. Великий Василий в Постничестве велит внимать себе, а не своим. мы есмы ум и душа, что свое, тело да дело, им потреба пища и одежда. а уму и души, благоверие и догматы. а по нынешнему погибельному толку, и мудрованию развращенному в людех народились и правители. отрыгнули на церковь Христову ругательство, и на святое писание, и на правилы святых, и на прежних богомудрых отец. разумели новоженов за отступление от Бога на душах их, и отступником чин церковь имела, отступническое исправление полагали. ныне с ними правители в разуме от Бога отступают, таковыи и чины определяют; назвали новоженов грешниками, а не отступниками. по тому званию своему самосмысленному; и в церковь ввели на покаяние другую часть, то есть называемыя половинки. без расторжения, киих на крещение, которых церковь не принимает, и правила святых отлучает от сообщения церковнаго, яко явных блудников. то по сему их разуму, может и церковь носить имя блудническое. не дай Боже слышать роду християнскому ересею обладану быть. ересь глаголется свое мнение избрать, и сему последовать. на сие апостол пишет. предаст их Бог в неискусен ум творити неподобная. сами тако восхотеша человецы, Бога отступити, а неприязнь прияти. и живущии на земли, сиречь, ничтоже радящи о небесных, токмо земным прилежаще, поклонятся антихристу. а иже дана бысть ему область, на всяком колене и людей, и на языцех и на племенех. сим знаменает отступление веры, якоже Павел к селуняном вещает. Злат. на послание к селуняном; не бойся возлюбленне, но слыши того глаголюща, в погибающих может, аще бы и не пришел он, не быша веровали. и в книге О вере о антихристе пишет, яко многих прельстит и отлучит от правды. наипаче же тех, иже растленное житие любят. и ныне преболе тии от святыя церкве, и от православныя веры отпадают, иже не хотят уским путем ходити.

Но кто суть Едом. толкуется разжжение плоти на похоть. зри Алфавит толковой, буква е. кто Моав и Аммон. по сказанию Иеронимову, псалом, 82. Моав сказуется от отца, сиречь от диявола. а Аммон, народ смущенный, иже суть еретицы. тем же вся сия истолкования, воедино собрав реку; яко плоти страстем работающии, и законов Божиих не хранящии, тии поклонницы антихристовы явятся. ибо таковых и ныне видим наиболее отпадающих от святыя церкве, иже хотят широкими враты ходити. сего ради негде и пишется; аще ли славы ищеши от человек, и хощеши хвалим быти и поклоняем, и жития сладостей наслаждаешися; заблудил еси от пути правды. и паки удивитися в сия последняя, и слезам достойная времена, до какова своевольства и презорьства ослепше чревобожницы вдашася, широким путем в погибель ведущим, един другаго предваряюще, и от часу дале и глубочае бежаще. пишет бо Бароний, в лете Господне, 253, в числе 4. яко мнози от християн страха ради мучения, Христа отвергошася. а в первых сии падоша, иже житие пространное во гресех, и благая мира сего возлюбиша, яко же глаголет Киприян. любовь слепая имений, многих от них прельсти. не можаху быти на оставление мира готовы, их же любовь благих мирских связа. покоришася тому иже землею питается, и на снедение тому приидоша. дозде Барония; Зри, что к ересем от Бога отступити приводит; ни гонение, ни инно что тако, яко же к вещем мирским пригвождение. сие бо сотесняет и приводит ко всякому злу. что убо не быша ли и прежде сего на християны гонения, ей быша, и зело быша. пишет Бароний, лето Господне, 302-м, яко во оная времена на всяк месяц, по 17000 християн убиваху, и горше прихождаше мучительство. тем же и не сие вящшее о последних сих временех слово. но сие, яко любовию, вещей и страстей обвязание, и не хотяще; кроме мучительства, кроме великих стеснений, вещьми житейскими утесняеми, и ересем, или рещи ко антихристу приступят, и поклонятся ему. о чем доводствую из книги Катихисиса. от главы 4-я. Вопрос. Чесо ради людие в последняя лета от веры отступят, и абие к ереси приступати имут. Ответ. Трех ради вин. 1-я убо сия есть, еже Даниил пророк рече. мерзость запустения станет на месте святе, сиречь, еже обладает нечестивая ересь, толкуется по писанию Иоанна Златоустаго, воинство антихристово, разоряющее церковь Божию. тогда людие не имуще где укрытися, от таковых скорбей и великих мучений, и сих ради гонений, приступати имут к ересем. 2-я вина сия есть, ея же ради отступят от православныя християнския веры. понеже возлюбят мира сего славу и красоту, и всякаго наслаждения его. и боящеся лишени быти тленнаго своего богатьства еже приобретоша. и желающе себе большее избыточество получити, телеснаго ради питания, и прочих миролюбных вин, бегающе нищеты и утеснения. 3-я есть сия вина, ея же ради отступят от правыя веры, и приступят к ереси хотением, еже имать в себе жидовство, и всякое нечестие в ней обрящется. понеже не суть утвержени в вере, и во всяком благочестии християнскаго закона. ты же пребывай во страсе Божии, и в заповедех Господних храни себе, да не впадеши в мерзость запустения. от слова святаго Ипполита. слышаше же божественная писания, и в руках тоя имуще, и в мысли всегда поучающеся; мнози прелести его убегнут. Святаго Ефрема о антихристе. Мнози веровати имут, и славити его начнут, аки бога крепка. а имущии Бога присно в себе, и просвещени очесы сердца своего, воистину увидят верою чистою, и познают его. Книга О вере. глава 12-я. И яко во время пришествия Христова, избранных Божиих малое стадо было. тако и в пришествие антихристово; уменьшатся правовернии, а зловернии умножатся. в сия бо времена неприятель душ наших, прельщати начнет и избранных. Святаго Ефрема, всем бо имущим ведение и разум тогда, разумно будет пришествие антихристово. а имущим присно ум в вещех жития сего, и любящим земная, неразумно сие будет. дозде Ефрем. От сих всех предложений дается разумети, каково антихристово пришествие, таково и поклонение. не телесных очес, но умнаго некоего знания. тем же удивительно есть воистинну. Глаголется бо антихристов приход, аки чювственнаго некоего человека; и сему аки богу, поклон от всех приимати. а показуется, яко той его познает, и не поклонится ему, кой человек разум Божий имети будет. Что убо не научихомся ли знати Христа; ей научихомся, еда неизвестни есмы, Его единаго знати Бога, ей известни. Вопроси бо о Нем всякаго чина и возраста, и вси ведят кто есть Христос. Како же зде глаголется, и мужи совершеннаго разума, а наипаче и избраннии не познают Его, аще божественнаго писания не прилежни будут. Зде явственно любезный слышателю указуется, яко некое есть скрытое, и умное Его пришествие. под самыми евангельскими словесы. Тем в житейских живущим, не познан весма будет. ложь бо и правда, аще обоя писании покровено будут, великаго искуса потреба, да правда отлучена будет от лжи, а наипаче зияющим на мир сей неудобно. Но грядем и услышим, что поклоняющимся ему содеет антихрист. Мы же грубии оберегаяся вышеявленных недостатков, что в нынешнем времени попущено в церковь. Не единократно, собиралися, пекущеся чтобы предков наших предание прахом молчания не затмевать. И кимрских в том обличали в Москве в лето, 7331 [1823], на соборе собрано было, февраля, 16 числа. и от церкви отлучили, потом прииде в раскаяние, тогда же и приняты были в сообщение. и залог Богу положили; что все недостатки попущенныя в церкви исправить по статиям отеческим. и после онаго собрания прошло два года; и видя [во всех] что исправы не показывают. понудило нас собратца, в лето, 7333 [1825], в Корелу в деревню Благовещение, генваря на 30 день, и во все страны писма были посланы, и всех звали, для общева совету в Кимру и в Кашин. Московския заежжали Тимофей Степаныч, Михайло Захарыч, Иосиф Кузмич, и прочия. То кимерския сами о себе изъяснили, что мы по соборному положению не исправляем, да и впредь нам не исправится; и на собор не приехали; и собравшиися посоветовали; впредь дондеже не исправятся, и общение не иметь; а их на суд Богу оставляем. а сами всеусердно желаем в преданном святоотеческом предании пребывать, и о грехах своих плакать. а чрез отеческое предание что иначе разсуждать, сего опасаемся и страшимся, яко же святое писание глаголет; в небрежение полагать правила святых отец, сии от церкви отлучаются, и еретиком причитаются. а имя церкви соединение и согласие со святыми имеем. разсечены же от различныя части, никакоже могут нарицанием сим нарицатися. Сущее. Нецыи суть смущающии вы, и хотяще превратити благовествование Христово. сего ради устрашаемся яко же писание глаголет. вси иже чрез церковное предание учительства; воображения святых отец новосотворенная и соделанная, или посем содеятися хотящая; анафема. И паки посем глаголет, яко же в небрежение полагающих священная и божественная правила, блаженных отец наших, иже церковь утверждают, и все християнское жительство украшают, и к божественному составляют благобоязньству; анафема.

К сему исповеданию подписуемся. Московский Григорий Нестеров. Иконник Михайло Захаров. Тверской Иван Иванов. Города Старицы иконник Иван Петров. Пашехонский Тимофей Степанов. Егор Андреев. Любинския страны Саватий Петров. Потап Акиндеев. Вяцкия страны Федор Иванов. Александр Сидоров. Череповской страны Клим Нестеров. Филип Ильин. Каргапольской страны Иван Исаков. Андрей Иванов. Сямской страны Семен Иванов. Устюжския страны Никифор Семенов. Максим Савельев. Тверской Иван Тимофеев. Яков Тимофеев. Матфей Андреев. Никита Гаврилов. Города Торшка Артемий Евстатов подписуюсь.

 

Статии Угличскаго собора, в лето, 7335-е [1827], бывшаго.

 

Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас, аминь.

Благодатию всемилостиваго Бога, благоволившаго нам всем православным християном явити к вечной жизни путь, не лестен и не блазнен, словеса того Господа нашего Исуса Христа, и святых Его ученик и апостол, и всех святых Его, во свете изъяснивших Христову церковь; на истинных догматех укрепивших до скончания века неуклонно, желающим спасения ради душ своих, ходити во свете божественнем; его же обретохом за последованием древняго благочестия. яко же просветихомся святым крещением, такожде и озаритися нам душами, чистым и непорочным еже во благочестии житием. яко же отступихом от тмы еретическия, тако и от греховныя тмы отлучити себе возрадеем. яко же свое православие содержати, тако же и православныя церковныя законы наблюдати не ленитися. яко же желаем сами своим душам спасение, толико наипаче усугубим и о прочих спасении прилежати вси. везде же Бог благоволи быти благочестиваго християнскаго семени. Ныне же в лето, 7335 [1827], декабря в 25 день, на праздник Рожества Господа нашего Исуса Христа. собрашася во граде Угличе из разных стран православныя християне. о церковных недостатках пекущеся, что внидоша в церковь неправильныя снисходительныя мудрования, и отеческих преданий нехранение. Чрез что и случилось быть между единоверными распри, и друг со другом необщение. Ныне же Божиею милостию, и вразумлением Святаго Духа, во едино совокупившеся, и на основании истинном единокупно утвердившеся, на правилех святых апостол, и семи Вселенских соборех, и девяти поместных. и по содержанию прежних поморских отец, на 33-х статиях, такожде же и в Москве писанных соборне отец наших, на 100, статиях свидетельствованных святым писанием, вся предания отец наших содержать, и неизменно хранить без опущения, и не засыпать прахом молчания и нерадения. А чтобы каждому настоятелю, вышеписанныя, 33, статьи, и 100, статей непременно иметь, и по них руководствоваться, и ничего от отеческих преданий не презирать, и своего разума и разсуждения, кроме отеческаго предания не заводить, по сем.

Статия, 1. Чтобы веру православную, и вси церковныя законы, по силе святаго писания, и по утвержению прежних поморских отец; и последовавшим им московским, и прочим им всем согласным друг по друге бывших в разуме истинном; и тому отеческому преданию во всем последовати. А что писанныя письма московскими, Алексием Яковлевичем, и Стефаном Андреичем. о феодосиевых и монастырских, снисходительныя средства, таковаго мудрования и разума не имети, и християном не читать, а предать забвению. такожде же и прочия находящияся писма, не в силу святаго писания, о которых оне и сами при смерти своей раскаялись.

2. Воскресныя дни, и владычныя праздники, и богородичны, и великих святых, всем християном не работать и не торговать, и никакова дела не делать, а приходить на общее моление в часовню. А не хранящих за сие на братстве правильно наказывати, а не покаряющихся от церкви отлучати. зри в Номоканоне правило, 159. А сего во свидетельство и во оправдание не приводить, что было у православных царей, нужды ради съясной товар, и конской корм позволено по вся дни продавать. По нынешнему времени, в разсеянии живуще с разногласными, сия нужда может и без християн обойтись. Но и не забывать иже есть писано. не минуй осла падша врага твоего, иже бо не подъяти его.

3. Внешних в веру и к крещению принимать со искусом, и исповеданием правыя веры и жития по писанию, а крещения скоро не сподоблять для разсмотрения. что со истинным ли усердием приходит, аще и год промедлит, и пред крещением приглашеннаго исповедать, и естьли зделает преступление, то исправлять в половину епитимиею. А у которых отцев и матерей дети младенцы ссуща, таковых принимать и крестить, чтобы и детей своих с собою приглашать, и учили бы жить по християнски, хотя и взрослы.

4. От феодосиевых, и новомонастырских приходящих в православную церковь, с четыредесятным постом принимати; а каковыя в явных были качествах, смотря по делу, и вящьше налагати, а обратившихся вне церкви, разумети яко же, во 100 статиях, а умерших в их согласиях не поминати.

5. Новоженов [венчавшихся еретическим венчанием] в церковь на покаяние, под правильное и обычное исправление принимать, чтобы они врознь разошлись, яко же, в 37-м, правиле во сто-статейнике писано.

6. Староженов падших явно, принимати в церковь на покаяние под правильное обычное исправление, яко же выше явлено в 5-й статье, чтоб врознь разошлись.

/Приложенное же к вышеписанной пятой статье отеческое разсуждение, и в настоящую шестую статию вмещенныя, второе и третие определение, мы зде не положихом; понеже прежними собраниями, в селе Козе, в 7328 [1820] году. в селе Богородском, в 7375 [1867] г., и в Москве, в 7381 [1873] г., бывшими, яко же во сто статиях 66-я, и 67-я, тако и в сих, пятой и шестой статиях, положенное снизходительное разсуждение зазрено, яко божественным писанием не подтвержденное, что на листах явствуется./

7. Внешних познанных, и прочих согласиев, младенцев в церковь ко крещению, сицевым образом принимати; аще родители их, или содержатели их, вступят в первой чин оглашения, то есть дадут обещание с миром не общатися, и плотьскаго совокупления по еретическому закону не имети, и залог дадут приити в веру, и чтобы по християнски жити, в среду и в пяток поститися по уставу, и тако у таковых крестити. а крещеннаго младенца с заповеданием о хранении на руки предавати благонадежному християнину. аще же они обет свой преступят, и паки принесут вновь младенцев, то не крестить. аще ли не вступят в совершенное оглашение, или в веру. за нехранение же и осквернения младенцев крещенных, родителей или блюстителей их правильно наказывать, оскверненных же младенцев, и неисправленных, по християнски погребения не петь и не поминать.

8. Новоженов без начала правильнаго и без разводу, или обета к разводу [венчанных со отступлением], младенцев их в церковь ко крещению не принимать, и всяких приносов от них за службу не брать, тако с прочими явно падшими поступать.

9. Которыя отцы, или матери, сына женят или дочь отдадут беззаконным браком, [и со отступлением их от веры, ибо и еретицы не веньчают, не принявши их веры] таковаго отца и мать не принимать ко общению, прежде даже не расторгнут беззаконный брак; но разве в чину оглашенных, то есть на месте плачющихся, яко же, и в 5-й статье сказано о новоженах, три четыредесятницы, и три года прощатися, и быть всегда под запрещением. Аще ли которыя отцы, или матери, разойдутся капиталом и жительством, то таковых принять под правильное обычное исправление, и быть под сим запрещением, сиречь, ясти ему по себе, а молитися вместе с християны, при братстве прощатися. которыя к сему делу, никакова совету не делали, а жить будут вместе с новоженами, [иже венчавшихся от еретик] таковых в церкви иметь под запрещением; сиречь, особе ясти от християн, а молитися вместе, при смерти же вовсе разрешати и прощати.

10. А которыя отцы и матери будут женить, или выдавать мирских детей, и к тому будут прикладывать старанье к спеху свадебному, или благословлять, или дар принимать, и прочия присвоения делать, на сих налагать две четыредесятницы, и год поста. такоже и сродственникам, которыя будут помогать, по разсуждению дела их и вины, и правильно наказывать.

11. Всем духовным правителям быть безпорочным, и отцев духовных имущих, и писания сведущих святых правил, и к духовному делу касатися по избранию братства, з благословения отцев духовных, а самочинников правильно наказывать, и настоятельства решать, и непокаряющихся отлучать. И каждый бы год ходили ко отцем духовным четырежды летом, а по необходимой нужде 1-ю лето.

12. Иконником быть безпорочным, и незазорным, и не пияницем, и прочее как в Стоглаве указано, в 42-й главе. и чтобы без благословения отеческаго сего дела не касатися. а иконы писать по древним образцам, но иноверным не писать и не продавать. жить целомудренно, под смотрением отец духовных, без совету его ничего не делать. ходить на дух четырежды летом. а безчинно живущих, и без отцев духовных, таковых наказывать и отлучать и запрещать иконы писать.

13. Настоятелям при своих кельях, никаких зазорных лиц не иметь, такоже и всем християном молодых работниц не иметь, и единокелейно с ними не жить; покаряющихся любовно наставлять, а непокаряющихся любовно наказывать, и от церкви отлучать правильно.

14. Свещи християном работать, а несогласным и иноверным не продавать, а непослушающихся наказывать, и работать свещи запрещать, и християном у таковых покупать запрещать, а непокаряющихся отлучать.

15. На праздники и на пирушки ко внешним и несогласным не ходить. и съеснаго праздничнаго от них не брать, а презирающих при братьстве правильно наказывать.

16. Во внешних домы християном входя, внешним иконам не молитися, непокаряющихся правильно наказывать, за 1-й раз трапезу, и при братьстве за многократное усугубляти, а не блюдущимся в епитимейнике положено, 6 недель поста. тако и о феодосиевых и о монастырских иметь разсмотрение.

17. Платья необычнаго и немецкаго не носить, халатов со шлыгами, тулупов с воротниками, сапогов немецких, картузов, маленьких шляп, жилеток. женскому полу не носить пестраго платья, ситцевых сарафанов, маленьких азиатских шубок капотов, чиревик, неприличных платков. накрепко запрещать, а непокаряющихся наказывать.

18. Чаю с сахаром и ни с чем не пить, пряников ис патоки не есть, а презирающих на братстве наказывать, а непокаряющихся отлучать. зри Пролог июня, 15.

19. О стрижении власов всем християном, обычай сохранять, и затылки высоко не подстригать; а не стригущих по християнски любовно наказывать, или в церковь молитца не пускать.

20. Виннаго пития не опиватися, хмельнаго из дрождей, и квасу всем християном не пить; а если же с кем случится, то при братстве правильно наказывать; за многократное преступление, сиречь, пиянства, таковаго от братскаго сообщения отлучать, дондеже уцеломудрится, в хмелным виде до службы не допускать.

21. Такожде и от мясоядения всем християном хранитися, посему нынешнему времени, и по обещанию целомудреннаго жития, в лишении евхаристии и брака, и прочих таин, и на кончину века дошедших: Во уставе поморских отец сице пишет; не хранящихся виннаго пития, и мясоядения, и прочаго, по любовному обличению непослушающих смиряти, тако и нам подобает последовати им.

22. Всем християном, мужескому полу; к девицам на беседу не ходить, такоже и девицам к иноверным на беседу не ходить, и стихов с ними не петь. и на праздники еретическия, и бесовския сонмищи не ходить и не глядеть, и на ярмонки без нужды не ходить, не блюдущихся при братстве наказывать, а не покаряющихся от церкви отлучать.

23. Всем християном, и отцам духовным избрать себе духовных отцев, которыя не имеют отцев, такожде и во всех странах где не имеется отцев духовных, чтобы все избрали нынешним летом, до светлаго Воскресения Христова: а которыя себя не исправят, то общения отлучить.

24. Отцам духовным, своих детей духовных, любовно отпущать с писменным объяснением, а другим отцам без писменнаго объяснения не принимать.

25. Всем християном, в наследство внешним, и прочим согласиям имения не давать, аще и дети будут; святое писание, таковых проклятию предает, который оставит еретикам имение, смотри правило вселенскаго собора.

26. В баню еретическую не ходить с еретиками паритися, такожде и в печах не паритися, аще ли по нужде, то ис своих посуд мытися, за нехранение правильно наказывать.

27. Всякому християнину крестное знамение изображать истово, и кланятися ниско по уставу, в среду и в пяток поститися во все лето, такожде и во все дни по уставу и понеделник поститися. и когда следует поклоны земныя за службой исполняти. а за небрежение соборныя правила проклятию предают и от церкви отлучают.

28. Мужскому полу с женским полом, в молитвенных домах где бывают собрания вкупе не молитися без преграды, или без завесы, и службу вместе мужскому полу с женским не служить, тако и в домех безпреградно не спать, и весьма остерегатися.

29. Чтобы отцы духовныя при крещении и исповедании денег и прочаго не брали, сие дело уподобие Июде предателю, за сие правильно наказывать.

30. Называемых половинки, сиречь, християнин женится или поймет себе жену, которым любо образом, если же пожелает неверная часть быти християнином, то без разводу не принимать неверную ко крещению, а верную к покаянию не принимать; в случии невозможности, иметь отеческое разсуждение. имения в рост, и денег в банк, и прочим образом не давать, за сие правильно отцам духовным запрещать.

31. Чтобы каждый год всем отцам духовным собиратися на соборе, где назначено будет, и любовно советовать о церковных делах, и друг друга любовно подкреплять, и ничего отеческаго чиноположения не презирать, а не хранящих правильно наказывать, а непокаряющихся отлучати.

32. Где бывают собрания, молитвенныя общественныя домы, при тех местах общим братством и советом, избрать поместныя выборныя, для исправления в помощь отцам духовным, в видимых недостатках бывающих у християн и у самих духовных отцев, по ошибке как, или по неведению, что за кем признано будет, то любовно воспоминать и отлучением наказывать. такоже и над женским полом избрать Бога боящихся старушек, чтобы они имели смотрение за молодыми; и куда сходить молодому женскому полу понадобиться, то одним не ходить, брали бы с собой старушек, имущих страх Божий и доброе житие.

33. Надо всеми же, сим нынешним собором избрать трех человек в выборныя, на каждый год страны, и досматривать, чтобы по сим статиям выполнять; а где что усмотрено будет кая неисправность, то либо исправлять, или на общий совет на собрания отцем духовным возвещать, и общим советом разсматривать, и правильно исправлять.

Еже вся таковая творити во славу Божию и во утвержение церкви, до скончания века, аминь.

И посем, последует соборная подпись рук благочестивых иноков, мудрых настоятелей, и искусных духовных отцев, и выборных.

Выборныя же избраны перваго московскаго Василия Лукьянова, втораго питерскаго Семена Алексиева, третияго кашинскаго Алексия Васильева.

Подписавшихся иноков, 6. Настоятелей, сиречь, содержателей молитвенных домов, или братства 8. Духовных отцев, 40, разных стран.

Сия суть, московской, питерской, кимерской, корельской, пошехонской, ярославской, норской, вяцкой, юхотской, краснохолмской, любимской, каргопольской. новоторжской, череповской, вологодской, грязовской, коломенской. и иных прочих не поименованных, сел и деревень.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты