КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что есть деньги?… деньги – это жилы всякой вещи и всякого дела. Плутарх Денег как можно более доставать, ибо деньги суть артериею войны. Из предписания Петра I Сенату Тяга к деньгам, к богатству является главным движущим фактором западного, а особенно североамериканского образа жизни. Она доведена до маниакального состояния всей системой пропаганды современного мира, сформировала соответствующий менталитет и ценностные критерии всех проживающих в нём народов. Но и восточный мир не чужд им. Несомненно, что все существующие ныне проблемы, в конечном итоге, замыкаются на деньги. И выбирая денежную систему с теми или иными качествами, народы тем самым избирают свою судьбу. В этой связи рассмотрим этот феномен более детально. Что есть деньги? Как менялись взгляды на них и на исполняемые ими функции? В чём заключается сила их и слабость? Отчего всем не хватает денег и только денег? И что они собой представляют: нарисованные картинки или цифры с большими нулями? Ведь они – не товары, не хлеб и не нефть, чтобы их катастрофически не хватало, а всего лишь продукты человеческого разума. Виртуальная условность, способная принимать самые разнообразные формы. В самом деле, только в нашей стране существовали деньги с царскими профилями, со свастикой (первые советские рубли), с портретами лётчиков и пехотинцев, с профилями Ильича и с дворцами. И все их можно было обменивать на любые товары. Где они теперь? Отчего утратили свою ценность, превратились в бумажный хлам? Ответить на все эти вопросы непросто. Деньги представляют собой ключевой элемент формируемого ныне мирового «порядка». Являются не только концентратом меновой стоимости, наиболее эффективным и динамичным фактором управления, но и адекватным отображением работающих в обществе производственных отношений, зеркалом протекающих в нём социальных и нравственных процессов. Они – не постоянны, не единожды заданные, навсегда установленные, Богом данные. Оказываются не только действующим фактором, но и результатом сложившихся взглядов, философии, нравственности и культуры общества. Итогом многовековой практики, продуктом понимания обществом действующих в Природе законов, характера их проецирования на витальные человеческие отношения. Поэтому деньги непрерывно меняются, трансформируют, утрачивают старые и приобретают новые качества. Они – живые. В самом деле, деньги – они разные. Есть деньги чистые, а есть – грязные, существуют деньги-созидатели, а бывают – разрушители, имеют место деньги моральные и аморальные. И, несмотря на внешне одинаковую их форму, разные деньги ведут себя по-своему, в полном соответствии с природой их источника. Трудно представить себе деньги, полученные от наркобизнеса, работающими на оздоровление нации, или украденные, направленные на созидание. Известно, что «Как деньги приходят, так и уходят» (русская пословица). В процессе нашей реформы появилось много дурных, шалых денег и мало – умных. Стоит ли в этом случае удивляться плачевному состоянию российской экономики? Деньги представляют собой трансцендентную, мифическую категорию. Нет другого предмета, который был бы столь же загадочным, массово вожделенным, с которым было бы связано так много сказаний, чаяний, легенд. И нет преступлений, которые не совершались бы во имя них. «У ближнего своего можно попросить всё что угодно, даже его жену, но не денег. …деньги – это то, что может ещё быть, то, что будет, то, что могло бы быть за деньги, всё, о чем мечтаешь» (Ромен Роллан). «Человеку не нужно ничего сверх того, что ему дала природа. За исключением денег» (Юзов Бестер). «Люди хотят иметь деньги и готовы почти на всё, чтобы получить их, потому что деньги – это власть, а власть может быть самоцелью» (Дж. Сорос). И так далее. В самом деле, деньги – это кумир, грамота, дающая право на получение любых жизненных благ, льгот, всевозможных ценностей: «…деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся…Деньги – это положительная, повторяющаяся, меняющаяся загадка» (К.Р. Маконель и Множество легенд связано с деньгами. «Я даже берусь утверждать, что деньги обладают большей силою и способностями, нежели все добродетели и свойства, коими наделены драгоценные камни; ибо подобно алмазу, они рассеивают всякую меланхолию, подобно смарагду возбуждают охоту и любовь к учёным занятиям. … Подобно рубину, они уничтожают робость и делают людей весёлыми и счастливыми; подобно гранату, могут нередко отнять сон и покой; они укрепляют мужество и прогоняют все напрасные тревоги, вселяют в сердце радость, бодрость, благонравие и милосердие, подобно сапфирам и аметистам; они прогоняют дурные сновидения, веселят, острят разум и помогают, как сардус, одерживать победу в тяжбах, особливо если хорошенько подмазать судью» (Ганс Якоб Гриммельсгаузен, 1669 г.). К ним неоднократно обращается народная мудрость, о них складываются сказки, пословицы и поговорки: «Деньги – к деньгам», «Денежка рубль бережёт», «Из грошей рубли растут». «Без копейки рубля не бывает», «Скупость – не глупость», «Богатый врёт – никто его не уймет», «Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют» и т.д. Во все времена люди пытались разобраться в природе и в особенностях денежного феномена. «Даже любовь не свела с ума большего числа людей, как мудрствование по поводу сущности денег» (Гладстон). Отмечается их всеобщность, универсальность, иллюзорность. «Деньги – это социальная условность» (П. Самуэльсон). «Закрепление денежных функций за благородными металлами и другими предметами – продукт соглашения между людьми» (Дж. К. Гэлбрейт). Установлено множество удивительных их качеств: «Деньги – это универсальный инструмент торговли» (Адам Смит). «Деньги…посредник, при помощи которого осуществляется обмен» (Давид Риккардо). «Деньги – это средство выражения ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, это универсальное воплощение в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений» (М.А. Портной). «Как смазочное масло, смягчающее работу сложного станка, деньги, распространённые во всех сферах человеческой промышленности, облегчают движение товаров, которое без них было бы невозможно» (Жан Батист Сей) и проч. Определено, что деньги являются не только техническим средством обеспечения рынка, но служат отображением глубинных особенностей общественных отношений. Именно деньги являются тем фактором, с помощью которого наиболее полно отображается глубинная сущность человека. Отмечается, что они исполняют функции меры стоимости, средства обращения, платежа, накопления, играют роль посредников во внутригосударственной и в мировой торговле. В процессе обращения деньги не изнашиваются, служат предметом всеобщей обмениваемости, обладают качествами делимости, не портятся при хранении. В отличие от товаров, они не выходят из оборота, а обслуживают его многократно. Есть ли в мире ещё что-либо, столь же многоликое? И одновременно деньги представляют собой воплощённую иллюзию, они – как мечта. Сколько бы их не было, денег всегда недостаёт, кому на хлеб насущный, а другому – на Мерседес. И в то же время на них нельзя купить самое ценное: счастье, истинную любовь, дружбу, отечество, честь и достоинство, Царствие Небесное. А поэтому подлинные ценности нельзя продавать на деньги, недопустимо менять вечное на обыденное, иллюзорное. Но как часто в нашей жизни такое происходит … Древние рассматривали деньги как универсальное воплощение материальной реальности, лишённой духовного содержания. А поэтому относились к ним с большой осторожностью. Осуждали неуёмное стремление к деньгам как путь приземления человеческой души, т.е. приобщения её к низшему миру в ущерб высшему, духовному. Рассматривали деньги как инструмент развития, но ни в коем случае не как цель его, даже в краткосрочном плане.
|