КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Я". Интегрирование опыта как функция self.Подсистемы "/" и "те" в системе self ("структура Я") ПЕРСПЕКТИВА:Понятие "перспектива" — одно из важнейших в философии Ми-да: оно выражает специфичность взаимодействия каждой "живой формы" со свойственной ей средой. Концепция множественности перспектив вытекает из "принципа относительности" (распространяемого Мидом на всю реальность). Принцип относительности (из теории относительности): объект может быть рассмотрен в разных системах координат (с разных точек зрения). Структура реальности, согласно принципу относительности, характеризуется многообразием (множественностью) перспектив, плюральностью различного рода систем: = любой объект (физическое тело, "живая форма", социальное Я) участвует во многих перспективах одновременно. Аналогично у Р. Парка: человек одновременно участвует в нескольких системах взаимодействия (порядках): экологическом, экономическом, политическом, культурном. В обществе человек включен в различные перспективы (системы взаимодействия): экономическую, семейную, политическую и т.д. Да и само взаимодействие — всегда переход из одной "перспективы" в другую (переструктурирование реальности = среды). СОЦИАЛЬНОСТЬ — это "способность быть несколькими вещами сразу" (Дж.Г. Мид. Цит. по [2, с.79]). Исходя из факта участия индивида в разных системах взаимодействия, человеческое Я предстает как МНОЖЕСТВЕННОЕ Я:мы как бы разделяемся на множество различных Я, в зависимости от обстоятельств и отношений, в которые мы вступаем: разные Я отвечают на различные социальные реакции (self может быть представлено как множество частных Я, каждое из которых определено специфической "перспективой" или системой взаимодействия, в которой участвует носитель этого self, каждая система взаимодействия предполагает особые ожидания в отношении поведения действующего индивида). ДЖ. Г. МИД: "Множественная личность является в известном смысле нормаль- ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ SELF: "Сталкивающиеся перспективы создают для человеческого поведения "проблематическую ситуацию": человек так или иначе выходит из затруднения и в результате действия (являющегося решением проблемы) получает новый опыт; интеграция системой self нового опыта делает индивида более опытным в такого рода ситуациях и более способным одновременно учесть различные перспективы, которые в данной ситуации должны были быть учтены. Тем самым, в нормальном случае, поддерживается единство self (самоидентичность). Г. БЛУМЕР: "Индивид объединяет в единое целое свое действие и руководит им, СТРУКТУРА SELF: "фундаментальная структурная двойственность", свойственная Я. Г.Блумер предостерегает от трактовки данного аналитического разделения self на "/" и "те" как структурного. Self (по Блумеру) — это не структура, а процесс. Дж. Г. Мид выделяет в системе Я (self) две подсистемы:
|