Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Проблемы периодизации отечественной и зарубежной истории социальной работы




История СР за рубежом и в России имеет глубокие корни в развитии цивилизации. Ее начальный период относится к глубокой древности, к 25-22 вв. до н.э., когда в Древнем Египте в храмах осуществлялась бесплатная раздача хлеба. В 1750 г. до н.э. законы царя Хаммурапи говорили об организации социальной взаимопомощи среди населения.

В античности получает развитие идея филантропии. Например в Древнем Риме это выразилось в распределении среди обедневших граждан хлеба, одежды, денег, устройстве развлечений.

В первые десять веков нашей эры с распространением христианства принимаются правовые акты по социальным вопросам (Сардукийский Собор 347 г., двадцать церковных правил об оказании помощи сиротам, нищим, вдовам и странникам). В то же время доминирующее место занимает открытая система призрения, находившая свое выражение в раздаче милостыни, кормлении неимущих и т. п.

С принятием христианства как государственной религии Руси в конце Х в. отмечается переход от архаического периода помощи и взаимопомощи у восточных славян к периоду общественной (общинной и церковно-монастырской) благотворительности. В это же время (Х-ХIII вв.) в странах Западной Европы католическая церковь активно содействует образованию каноникатов (духовных учреждений) и социальной профессионализации деятельности монашеских орденов.

Монгольское нашествие не только более чем на два века задержало экономическое и культурное развитие русского государства, но и отразилось на уровне социального призрения. Так, если в странах Западной Европы в ХIII­-ХV вв. активно процесс создания религиозных братств, оказывавших помощь больным и неимущим (в 1291 г. только в ведении монашеского ордена госпитальеров находилось около сотни больниц), то на Руси в этот период отмечается появление первых закрытых благотворительных заведений (богаделен, приютов).

В XVI-XVII вв. на Западе оформляется государственная система социальной помощи, отмеченная возрастанием роли государства и одновременным снижением активности христианской церкви. Так, в 1529 г. в Германии принимается Гамбургский устав о помощи бедным, а в 1682 г. Указ о мерах государственного призрения. В Англии В 1531 г. принимается закон о помощи бедным, в 1572 г. вводится общенациональный налог для оказания помощи неимущим. Особое развитие в странах Западной Европы получают работные исправительные дома для нищих и больных, ставящие сво­ей целью всемерную изоляцию последних от общества.

Совсем иной пример являет собою в этот период времени Россия. Если в западноевропейских странах отмечается повсеместный переход к системе государственной благотворительности, то в России возникает особый церковно-государственный тип призрения, особенностью которого является паритетное участие церкви и государства в делах благотворительности. В странах Западной Европы фактически ликвидируется открытая система призрения, в России же длительное время сосуществуют обе системы: закрытая и открытая (в частности, легализуется институт нищенства). В ХVII в. получает развитие новое для общественного призрения явление - светская частная благотворительность (ярким примером служит подвижническая деятельность приближенного царя Алексея Михайловича Ф.М. Ртищева, по ) по инициативе которого была организована помощь раненым и пленным).

В ХVIII в. отмеченные несоответствия в развитии систем социального призрения на Западе и в России фактически исчезли, чему содействовали реформы Петра I.

Существенные изменения в систему социальной помощи в конце ХVIII в. внесла Великая Французская революция, впервые поставившая своей целью освобождение личности и признание ее «естественных», присущих от рождения прав. Постепенно уходит в прошлое система изоляции неимущих от общества, а каждое из европейских государств вносит свой вклад в дело защиты граждан. Так, в 1884 г. в Германии была введена система государственного социального страхования; во Франции в 1871 г. открываются особые благотворительные бюро, ставшие центрами общественной помощи; в Великобритании в 1878 г. была основана Армия спасения; В 1877 г. В США создается Американское общество благотворительности. В России в 1864 г. организуется система земских учреждений, занимавшихся вопросами социального призрения.

Одновременно в ХIХ - начале ХХ вв. активизируется общественная и частная благотворительность; делами призрения продолжает также заниматься христианская церковь. Большую роль в социальной помощи начинает играть развернувшееся феминистское движение. Тогда же возникают и социальные учения (социализм, марксизм, анархизм), ставившие своей целью достижение общества всеобщего равенства и блага.

ХХ век внес значительные новшества в постановку дела социальной помощи. На Западе рубеж XIX/XX вв. являлся переходом к периоду социальной работы. Формируются две основные модели помощи: «американская» и «европейская», в основе разделения которых лежит различное соотношение роли государства и общества в системе социального призрения. «Американская» модель характеризуется преобладающим влиянием государства, формирующим и осуществляющим программы социальной помощи и поддержки; «европейская» же модель акцентирует роль помощи в рамках местного самоуправления. В этот период начинается профессиональная подготовка кадров социальных работников

Иной пример явил ХХ в. СССР. Новый период в истории отечественной социальной работы, получивший название периода социального планирования, охарактеризовался введением единой государственной системы социального обеспечения. В стране удалось ликвидировать безработицу создать систему пенсионного обеспечения, социального страхования, бесплатного медицинского обслуживания, льготного санаторно-курортного лечения. В то же время созданная система социального обеспечения базировал ась во многом на мифологизированных представлениях о построении ком­мунистического общества, игнорировала роль общества в делах социальной помощи, опыт зарубежных стран. В основе социальной поддержки лежало представление о равном доступе к системе минимальных благ, предоставляемых государством - единственным субъектом помощи.

Новая страница в истории социальной работы была открыта после распада СССР в начале 1990-х гг., когда государство в силу экономических и политических трудностей было вынуждено изменить подход к делу социальной помощи населению и в условиях кризиса на первый план вышла необходимость подготовки кадров социальных работников.

 

Так, в литературе выделяют пять периодов истории СР за рубежом:

1. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. – п/п II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).

2. Филантропический период (приблизительно до IV – V вв. н.э.).

3. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVIв.).

4. Период государственной благотворительности (до рубежа XIX – XX вв.).

5. Период социальной работы (до настоящего времени).

 

В России периодизация истории СР имеет специфику:

1. Архаический период благотворительности(до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX – Xв.).

2.Период общественной (общинной, церковной) благотворительности(X – нач. XVI вв.).

3.Период церковно-государственной благотворительности(XVI – XVII вв).

4. Период государственной благотворительности(XVIII – нач. XX вв.).

5.Период социального планирования(1917-1991)/

6. Период социальной работы (с 1990 – х гг.).

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты