КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общинная и церковная благотворительность средневековой Руси.С 988 г официальной религией на Руси стало христианство, появился новый институт – церковь. Христианизация славянского мира оказала влияние не только на общественные отношения, но и на формирование христианской концепции помощи, философской основой которой является деятельная любовь к ближнему. Принцип – возлюби ближнего как самого себя ста определять сущность поступков индивида. Значительно расширились объекты и субъекты помощи и поддержки. Основными объектами стали больные, нищие, вдовы, сироты. Субъектами: князь, церковь, приход, монастырь. Стали оформляться основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, попечительство и презрение, милостыня. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-смейных отношений. На раннем этапе становления церковно-монастырской системы наиболее заметную роль в помощи и поддержки играли монастыри. Они представляли собой систему само поддержки, где образовывался особый тип самопомощи человеку в основных сферах его жизнедеятельности: в общении, обучении, совместном проживании в сообществе, лечении и ведении хоз. Это привело к выделению ведущих функций монастырей: обеспечении неимущих (единовременная помощь, натуральными продуктами), обучение, социальный контроль. Они становятся центром благотворительности и соц деятельности. В формирующемся институте церкви стала выделяться приходская система помощи и защиты. Приходская система – более открытая социальная система, священник и причта избирались общиной, которая и санкционировала их действия. Также избирался староста, который выполнял различные функции – от экономических до социальных: приобретение земель, строительство богаделен, сбор долгов и раздача денег нуждающимся. Все действия старости причт контролировались и регулировались общиной. Деятельность приходов не ограничивалась только помощью увеченым, нищим и калекам. В нём сосредотачивались все местные дела, вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Одной из функций прихода была судебная. Приход рассматривал такие вопросы, как развод, умычка невест, промежи между мужем и женой, споры о наследстве. Также функции общественного контроля, как мера наказания для женщин (они ссылались н.р за неверность мужу). Монастыри и приходы в России развивались весьма динамично. Т.о. процесс христианизации в Др Руси видоизменяет процесс помощи и взаимопомощи, церковь стала субъектом помощи, значительно расширились её функции. Власть делегирует и расширяет полномочия церкви в отношении с клиентами, которых со временем становится всё больше. Философской основой благотворительной деятельности стала философия милосердия.
119. Российская практика общественного призрения и частной благотворительности (14 – п/п 17 вв) В этот период времени оформились светские подходы к оказанию помощи, которая стала называться частная благотворительность. Проявление частной благотворительности было связано с поддержкой нищих, больных, выкупом пленных, появляются и организуются первые благотворительные общества и организации. Частная благотворительность стала одним из звеньев формирующегося гражданского общества.
|