КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реформы системы социальной помощи в период правления Петра 1.Государственное, общественное и частное призрение складывалось в России в течение 2 веков. Его становление как системы происходило с конца 17 в по 2 пол. 18 века, и развивалось по нескольким направлениям:
Формирование приказной системы связано с реформированием деятельности монастырского приказа. Данный указ взял под контроль доходы монастырей, значительная часть которых пополняла казну. К 1700 г стали основным источником доходов государства, но государство тратило значительную часть денег на содержание людей церкви: нищих, убогих, калек. По остаточному принципу выделялись средства на призрение детей, вдов служивых, строительство богаделен. Вскоре власть стала решать проблемы всех нуждающихся и стала обязывать церковь осуществлять призрение. С началом северной войны, упадком хозяйственности встала проблема реорганизации монастырского приказа, который перестал выполнять в полном объеме административные и финансовые функции. И в связи с перестройками органов церковного управления в 1718г приказы были заменены коллегиями. Преемником монастырского приказа стал священный синод. Государство приравняло духовников к светским людям, для которых приказы сената были обязательными для исполнения. Разделение России на губернии в 1775 г позволило значительно увеличить их роль в деле общественного и государственного призрения. На них возлагалась финансовая, законодательная ответственность в деле общественного призрения. Указы губерний обязывали открытие в каждой губернии госпиталей для увечных и престарелых, учреждения для внебрачных детей и богаделен. Губернии стали сами финансировать свои соц программы. Лишая духовенство власти, и отдавая предпочтение губернской системе управления призрением, государство спровоцировало рост нищенства. Как следствие этого – рост количества указов в обществах призрения. Меняется система защиты и помощи нуждающимся, т к в результате реформ меняется подход к человеку: определение его ценности с точки зрения его трудовой стоимости. Поэтому при Петре 1 активизировалась политика государства и усиливается его роль в борьбе против профессионального нищенства. Велась борьба и с теми, кто подавал милостыню. Нищих мужчин ссылали на каторгу, а женщин определяли в прядильные дома или на мануфактуру. Вместе с тем старостам разрешалось собирать деньги, хлеб и одежды и раздавать их тем, кто не может прокормить себя. Отношение государства к милостыне нашло отношение в духовном регламенте 1725 г, который ставит вопрос о необходимости искоренить милостыню как общественное зло. Церкви разрешается строить лазареты и странноприимные дома. Через издаваемые указы государство пытается определить ведущие социальные институты в сфере гос и общ призрения, определяет роль помощи в деле общ призрения, обязывая их призревать нищих, больных, убогих, вдов, сирот, способствовать тому чтобы брошенные дети воспитывались в целомудренной чистоте. В сер 18 в государство определило перечень учреждений, которые должны быть построены в каждой губернии: · Смирительные дома · Прядильные дома · Госпитали. Таким образом, в результате реформ Петра 1 сложилась система соц. защиты, представленная: центр органом, монастырским приказом, священным синодом (1712 г), камерканторой, гос. магистратом (губернские органы власти), старостами и сотскими в свободных поселениях. Все созданные институты помощи можно разделить по назначению на 2 группы: Институты социальной помощи Институты социального контроля.
|