КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственная и общественная благотворительность во второй половине 17 – пп19 в.В 1613г. был учрежден Аптекарский Приказ, а с 1670г. при царе Алексее Михайловиче (1645-1676)- Приказ строения богаделен. Эта мера была вызвана для усиления благотворительной деятельности царя Алексея Михайловича и ближайших к нему лиц. Уже в этот период времени появляется необходимость перехода к системе общественного призрения. При этом ясней начинает обозначаться сама система общественного призрения, в задачи которой входит не только милостыня бедным, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка, а позднее даже и наказания. Земский собор 1681г. побуждает правительство подготовить в 1682г. особый акт, открывающий новые взгляды на общественное призрение, но смерть Федора Алексеевича затормозила действие этого акта. С приходом к власти Петра 1 и Ивана 4 (в период совместного правления), мероприятия по искоренению призрения вновь приобретают актуальность. В указе от 30 ноября 1691г сказано «все люди, гуляющие по Москве, просящие милостыню, отлавливать и ссылать туда откуда они пришли. Если же данные люди возвращались ссылать в дальние Сибирские города», но Указ этот применялся слабо, т.к. правительство через три года снова подтверждает и распространяет его. Этим и ограничиваются мероприятия протии нищенства во время царствования Ивана и Петра. Дальнейшее развитие мероприятий по искоренению нищенства приходится на Императора Петра 1. Идея общественного призрения, как отрасли государственного управления, едва зародившаяся в начале царского периода нашей истории назрела к концу его и требовала, по условиям времени, практического применения. Общественное призрение как отрасль государственного управления не отрицает благотворительность, видит в ней важнейший источник средств для призрения. При этом новое направление в общественном попечении о бедных стремится направить благотворительность, привести ее в порядок и более или менее подчинить государственным интересам. Государство еще не налагает обязанностей на общество, не обязывает его различать нищенствующих. Петр 1 подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с нуждой. Он говорит о предупреждении нищеты как лучшей борьбы с ней. Применяемые им меры составляют целостную систему, отличающуюся последовательностью. Заботясь о пристройстве нуждающихся, он издает указ о постройке богаделен для старых и увечных, т. к. они не могут работать. В 1710 г император издает указ о выселении из богаделен тех, кто уже имеет жен, детей и пристроен к промыслам. За умерщвление «зазорных» младенцев император грозил смертной казнью. Они тоже д.б призреваться, а когда вырастут отдавать в учение к мастерам. Кормлением грудных младенцев занимались 218 кормилиц, а на жалование нищим выделялось 12700 рублей в год. В указах 1713 – 1719гг обращается внимание полиции на нищих и монахов, приходящих нищенствовать в Москву. Всех их предписывалось подводить под монастырский приказ. Будучи человеком военным, Петр 1 обращал большое внимание на призрение военных чинов. Он усиливает наказание здоровых нищих. Останавливаясь на закрытых заведениях, Петр 1 описывает значение каждого из них: смирительным домам надлежит призрение тех, кто жил непотребно, расточая то, что было; прядильные дома должны призревать и наказывать непотребных женщин; госпитали должны призревать убогих и немощных, больных и увечных. Все узаконения Петра 1 направлены на то, чтобы создать сознательное отношение к нищенствующим, стремление различать их по нуждам и по причинам нищеты, установить способы и виды призрения. Относя призрение бедных к обязанностям общества, Петр 1 относился отрицательно к безразборчивой милостыне. Он видел в ней зло, с которым нужно бороться. При Петре 1 был вдвое увеличен сбор денег со всех вступающих в брак, запрещена вольная продажа восковых свечей и предоставлена исключительно церквам; установлен вычет из жалования всех чинов, кроме военных, на содержание госпиталей. Также введено обучение монахинь ремеслам, чтобы продавать их изделия, а деньги шли на монастырские расходы; с раскольников собирались штрафы, которые шли на богоугодные дела. Общественная жизнь в это время была развита мало, поэтому частная благотворительность была затруднена. После смерти Петра 1 наступило затишье, его преемники мало заботятся о проведении мер по призрению. Вступив на трон, Екатерина 2 в основном следовала предначертаниям Петра великого, но значительно смягчив наказания по отношению к нищим. Крупным делом в екатерининский период стала постройка 2 заведений для призрения незаконнорожденных детей. Устройством этих 2 домов было положено начало повсеместного призрения незаконнорожденных детей. Самостоятельным дело Ек 2 было создание «Приказов общественного призрения» 1775г. в соответствии с этим приказом поручается попечение народных школ, сиротских домов, установление и надзирание богаделен, установление надзирательного дома для сумасшедших, смирительных домов. Т.о 1775г была заложена государственная система общественного призрения. Законодательство Екатерины 2 решительным образом поворачивало дело призрения от земского общественного принципа в сторону централизации на государственной бюрократической основе, где призрением занимались чиновники полиции и приказов. К 1862 г складывается определенная система учреждений соцпомощи: 1. лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных) 2. заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных) 3. учебно-воспитательные заведения (воспит дома, сиротские дома, училища) 4. благотворительные общества. Система призрения, созданная в этот период времени, процветала долго и сохранилась в общих чертах до наших дней.
|