КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные тенденции развития благотворительности в Др Руси (9-14 вв)Благотворительность – в у.с. – оказание безвозмездной помощи нуждающимся людям, группам населения; в ш.с. – безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных, духовных благ для удовлетворения насущных потребностей человека, социальных групп. Зарождение представлений о помощи и взаимопомощи происходит на стадии родового общества, когда складываются механизмы реципрокации (с лат помощь в быту, домашних делах) и редистрибуции (с лат распределение, перераспределение излишков). Основные формы помощи и взаимопомощи у древних славян: 1культовые формы помощи и поддержки. Данные формы связаны с мифологическим миром славян и их культовыми обучениями. В ритуальных формах выстраивалась философия помощи и поддержки. Подражание и следование ритуалам формировало нормы альтруистических поступков. Механизмами формирования философии помощи и практических поступков выступали: - Обереги и иконы, которые наделялись оберегающими функциями. - Волхвы, которые выступали организаторами поддержки групповой общности. - Праздники и традиции, формирующие стереотип: социальное поведение на сознательном и бессознательном уровне. Праздники устраивались как поклонение какому-либо святому. Многие праздники сопровождались обилием благ и выполняли функцию мирного перераспределения имущества натуральных продуктов, совместного потребления благ в ситуации соц-экономического неравенства. Они выступали существенным подспорьем распределения благ для нуждающихся. - Родовые обряды поминания предков. В честь похорон устраивались трапезы, во время которых жертвовали милостыню. Обязательными участниками трапезы были нищие, странники и раздавалась справа (милостыня с рук) из блинов. Т.о. культ смерти развил такую форму помощи как общинная милостыня, общинная тризна, общественное перезахоронение. - Культ героев реализуется по средством княжеских пиров. Обязательно участниками пиров были нищие, странники, калеки. - 2Общинно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи и поселения. Субъектами защиты выступали старики, женщины и дети. Ведущими формами помощи являлись: · институт старцев. Институт старцев складывался постепенно, вначале по отношению к ним практиковался инфатицид (узаконенное убийство). Но когда в родовой общине появляется социо-возрастное деление старый молодой стал формироваться культ мудрой старости, появляются формы поддержки стариков (н.р «косячка» - наделы для скоса травы, специально им отводились земли, кормильства стариков – их брали на постой) · институт сиротства. Дарообмен – что-то давалось в замен чему-то; примачество (усыновление) сначала внутри общины, потом в отдельной семье; общинная, мирская помощь: ребёнок переходил из дома в дом на кормление или ему назначались общественные родители, которые брали его на прокорм · институт вдов. В первых законодательных актах, в духовных наставлениях указывалось на особое отношение к ним, на необходимость оберегать и помогать им. Их включали в обряд омывания и одевания умерших. В качестве дара они получали вещи умершего, до 1/3 его имущества. Формой поддержки вдов был обычай – хождение за навальным, когда нуждающаяся женщина получала помощь натуральными продуктами, в период уборки урожая. Существующие формы помощи развивали взаимо помощь и взаимо поддержку, которая наиболее интенсивно развивалась в хозяйственной деятельности. 3Хозяйственные формы помощи и взаимопомощи: - формы обмена - толоки – форма совместной деятельности по перевозке сена, хлеба, навоза и т.п - складчина – совместная деятельность по заготовке с/п (леса, корма) - супряга – совместная обработка земли наёмным скатом - различные формы крестьянских помочей, среди которых выделялись обязательные сезонные и внесезонные помощи групповой поддержки в экстренных ситуациях - наряды миром – помощь и хождение в семьи больных - сиротские и вдовьи помочи Такие формы поддержки были распространены среди крестьянства до 19 в. Т.о. в этот период у древних славян сложились основные проформы помощи и взаимопомощи. Реципрокные и редистрибутивные отношения получили общественное признание. Практика поддержки формировалась на основе сакральных (относящихся к вере), религиозных культовых смыслах, общинных нормах и ценностях, основными субъектами помощи выступали старики, вдовы, дети; помогающими субъектами – община, волхвы, культовые принадлежности. Модели помощи носили не только внутриродовой характер, но и выходили за пределы рода, в соседские общины.
|