КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Благотворительность и общественное призрение в Др Греции и Риме.В 8 в до н.э. на территории Греции возникли города государства (полисы). Два наиболее сильных были – Афины и Спарта. В древнегреческих полисных государствах были заложены основы гос регулирования благотворительности и призрения. В силу религиозных верований было развито гостеприимство, а чужестранцы и нищие считались под особым покровительством Зевса. К нищим также проявляли сострадание, давали милостыню, приют, иногда одежду и обувь, приглашали к участию в пиршествах. В Афинах сложилась своеобразная система соц помощи, когда часть благотворительных функций брало на себя государство. В число обычных расходов полиса входили: - расходы на организацию народных празднеств, которые включали в себя устройство «зрелищ», выдачу народу денег на их посещение и угощение зрителей; - выдача социальных пособий: изувеченным на войне, неспособным к труду неимущим. Сыновья воинов, погибших на войне, воспитывались за гос счёт до совершеннолетия; - отправка граждан в путешествия (цель, чтоб научились чему-нибудь в заморских краях и освободить город от ничего не делающей толпы, а также помочь беднякам. Таким образом в Афинах формируется системе гос и общественных обязанностей по призрению и благотворительности, призванная поддерживать неимущих и обедневших сограждан и обеспечивать социальный мир и равновесие. Иной пример явила Спарта. В руках гос сосредоточилось всё дело воспитания детей (так называемое «спартанское» воспитание), а целью являлось полное подчинение индивида гос. При рождении ребёнка старейшины решали вопрос о жизни ребёнка, который при благоприятном для него решении оставался в семье до 7 лет, если дитя рождалось некрасивым или слабым, то его бросали в пропасть. С 7 лет мальчик принадлежал гос и начиналось его общественное воспитание. Основным предметом обучения становилась гимнастика, на втором плане учение, письмо. На двенадцатом году мальчики подвергались более суровому обращению, они поступали в отряд, в котором находились до 16 лет. Смысл спартанского воспитания, состоя в подготовке воинов. Целью воспитания девочек была подготовка будущей матери семейства и домохозяйки. Спартанское воспитание оказало влияние на судьбу гос. Упадок интеллектуальной жизни Спарты приводит к упадку государственности. Одной из серьёзных проблем греческих полисов была проституция, существовавшая на законных основаниях и исходившая из законов гостеприимства и подкреплённая религиозными традициями, она вела к распространению венерических заболеваний. В Др Риме как и Греции существовало правило устройства за гос счёт праздников и угощений, получившее своё отражение в требовании «хлеба и зрелищ». Были введены должностные лица, ведавшие общественными играми, раздачей хлеба гражданам и городским хозяйством. В течении игр во время перерыва людям выдавали съестные припасы. Случалось, публике бросали фрукты, пирожное, сыр и даже дичь. Празднества продолжались иногда целыми месяцами, число игр было также большим. При Клавдии появляются чиновники, отвечающие за опеку сирот. При Августе – чиновники, отвечающие за организацию общественных работ, распределения хлеба. Стихийные формы взаимопомощи возникали и без участия гос. Н.р «похоронные товарищества», главной целью которых было предоставление своим членам приличного погребения. Имеются также сведения о наличии в Риме некого прообраза воспитательного дома, возникшего на рынке, куда подкидывали искалеченных и безобразных детей, где их кормили сострадательные торговцы. Но всё же традиции денежных и продуктовых даровых раздач занимали приоритетное положение. Две напасти преследовали город: нищие и разбойники. Не менее серьёзной проблемой была проблема проституции. Она была легальна и поддерживалась древними традициями. Политика «хлеба и зрелищ» не принесла Риму внутреннего умиротворения и социального мира, в этой связи на фоне общего духовного кризиса популярность приобретает проповедь христианства.
|