КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Церковное призрение в середине 19 начале 20 вв. Приходская деятельность русской православной церкви в конце 19 в.Либеральные реформы 60-70 гг. создали благоприятные условия для благотворительной деятельности монастырей и церквей. Во второй половине 19 в церковь получила возможность развивать давнюю традицию – призрение нуждающихся в монастырской и церковной поддержке. В 70-90 гг в России действовало около 1000 монастырей. В царствование Александра 1 и Николая 1 каждый монастырь получил от государства земельный надел. Т.о доходы церквей стали непрерывно расти. Монастырская благотворительность регламентировалась официальными властями. По распоряжению правительства в 70 – е гг создание при обители благотворительных и воспитательных заведений стало обязанностью каждого вновь открываемого монастыря. В течении 1870 – 1886 гг возникло около 40 новых монастырей с различными учреждениями социально – благотворительного назначения. К 90 гг церковь содержала 660 богаделен и 500 больниц. По данным на 1 декабря 1907 г из 907 монастырей более 200 вели постоянную работу по социальному призрению инвалидов, инвалидов, сирот. История благотворительной деятельности православной церкви неразрывно связана с функционированием такого важного структурного звена, каким является церковный приход. «Либеральная оттепель» 60 –х гг 19 в положила начало оживлению церковных приходов и их благотворительной деятельности. Широкую известность получило церковно-приходское братство при Христово – Рождественской церкви в Санкт - Петербурге. В течении года братство открыло старческий дом, 2 детских приюта и библиотеку. Правительство Александра 2 8 мая 1864 г приняло устав «О правилах учреждения православных братств». За 16 лет было образовано 63 братства. А в 90 – е гг 19 вв России действовало почти 140 церковных братств. На балансе Санкт-петербургского православного братства находилось 188 церковно-приходских школ, при этом 22 из них являлись приютами. Все петербургские приходы практиковали такую форму помощи как денежные пособия. В Москве в 90 – е гг работало 42 церковноприходских попечительства. На их содержании находились богадельни и приюты. Целую отрасль попечительской деятельности церкви составило создание и развитие сети церковно-приходских школ. Церковно-приходские попечительства финансировал школы за счет членских взносов, пожертвований и др. источников. Опираясь на государственное финансирование и используя собственные средства, за 10 лет церковь открыла почти 30 тысяч церковно-приходских школ. В 90 – е гг деятельность церковно- приходских попечительств еще более активизировалась. К 1901 г многие из них экономически окрепли и были в состоянии вести широкую социально-благотворительную работу. Православная церковь, ее монастыри и приходы оставили о себе добрую память в тяжелейшие гг 1 мировой войны. Они оказывали помощь семьям, из которых мужчины ушли на фронт. Практиковались обходы имущих граждан и принимались пожертвования по подписным листам. За первый год войны попечительства создали благотворительный фонд. Из которого выплачивались пособия для семей военнослужащих. Во время полевых работ ими были открыты сотни детских яслей, были организованы приюты для призрения сирот. По призыву Синода приходы активно участвовали в помощи беженцам. Крупным и сложным участком социально-попечительской деятельности церкви в годы войны стало создание и содержание госпиталей раненых. В августе 1914 г Московская епархия создала Комитет помощи больным и раненым военнослужащим; были открыты госпитали при монастырях. Война неизбежно сопровождалась многократным увеличением численности инвалидов и чрезвычайно обострила проблему их жизнеустройства и патронажа. В 1915 г Синод выступил с предложением, в котором призывал епархии взять на себя часть государственной заботы об увечных солдатах и офицерах. Это обращение нашло широкий отклик в епархиях, монастырях и приходах. Заметное место занимает сестринское милосердие, возникшее при непосредственном участии церкви. Этот труд в сложнейших условиях квалифицировался как подвиг. Специальной боевой награды - нагрудного позолоченного креста были удостоены более 150 сестер милосердия. Этот пример служения вызвал целое движение среди женщин – христианок. Возникло множество общин при епархиях. Широкую известность получила Марфо-Мариинская община сестер милосердия, настоятельницей которой была княгиня Елизавета Федоровна. При ней действовали хирургическая больница, благотворительная лечебница. Детский сиротский приют. Бесплатная столовая для бедных, воскресная школа, массовая библиотека. Общины сестер милосердия представляли собой женские монастыри в миру, поскольку их жизнь определялась близким к монастырскому Уставом. К 1914г в России было зарегистрировано более 100 общин сестер милосердия. Итак, с утверждением абсолютной монархии и ориентацией правительства на строительство системы государственного призрения церковь в 18 – 19 вв утратила ведущую роль в попечительстве о неимущих, престарелых, больных. Однако, будучи подчиненной государству церковь не прекращала оставаться институтом христианского милосердия и продолжала оказывать помощь нуждающимся. Ее благотворительная деятельность приобрела новые формы и является важным периодом в истории соцработы. Устройство инвалидов и больных в монастырских богадельнях и лечебницах, милосердная поддержка нуждающихся православными братствами и приходами, учреждение сиротских приютов, приходских школ, бесплатных столовых, открытие госпиталей, помощь семьям военнослужащих, образование общин сестер милосердия – все эти и многие другие акты являлись продолжением и развитием традиций церковной благотворительности.
127. Государственное призрение в России в начале 20 в.?????
|