КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дорогой Александр Михайлович! 10 страница
Дорогой Валентин! Меня очень взволновало и тронуло Ваше письмо. Вы очень точно схватили суть происходящего в нашей литературе. А значит, и во всей духовной жизни. Ряженье в благородство, игра в «отцов родных» (я это называю: «не кнутом, а пряником»), улавливание душ нестойких, жизнью не битых. И они-то своей неосознанной и, ,Го ешё страшнее, осознанной наивностью наводят «порядки» в движении мысли, определяют (или, точнее, пытаются совершенно безуспешно опреде-1Ип.) нравственный климат общества. Но «класс», он не то что выпить не ду-рак, он тупо и молча спивается, вот уж тут неосознанно, придя к какой-то со-нсршенно страшной форме сопротивления бездушию, цинизму и лжи. Валя Распутин написал что-то совершенно не поддающееся моему разуму, что-то потрясающее по мастерству, проникновению в душу человека, по языку и той огромной задаче, которую он взвалил на себя и на своих героев повести «Живи и помни». И вот что страшно: привыкшее к упрощению, к отдельному восприятию жизни и литературы и приучившее к этому общество, неустойчивое, склизкое, всё время как бы пытающееся заняться фигурным катанием на самодельных коньках-колодках (которые мы оковывали отожжённой проволокой), оно, это общество, вместе со своими «мыслителями» не ттово к такого рода литературе. Война — понятно; победили — ясно; хорошие и плохие люди были — определённо; хороших больше, чем плохих — неоспоримо; но вот наступила пора, и она не могла не наступить — как победили? Чего стоила нам эта победа? Что сделала она с людьми? Что, наконец, такое война, да ещё современная? И самое главное, что такое хороший и плохой человек? Немец, убивающий русского, — плохой; русский, убивающий немца, — хороший. Это в какой-то момент помогало духовному нашему возвышению, поднимало над смертью и нуждой, но и приучало к упрощённому, восприятию действительности, создавало удобную схему, по которой надо п можно любить себя, уважать, хвалить, и отучивало думать настолько, что на схемы и ещё на кого-то и чего-то мы начали вообще перекладывать Функции думания, и, что самое удручающее, если не ужасное, мы во многом " этом преуспели. Жить не думая, жить свободно от снедающих дум о себе и о будущем (а мысль всегда была двигательной энергией в движении человечества), веря или Уверяя себя, заставляя поверить, что будущее и без твоего ума обойдётся, те-с 'олько и надо, что работать не покладая рук. оказалось очень удобно, но 3,0 Развратило наши умы: лень ума, и без того нам присущая, убаюкала нас, и понесло, понесло к сытости, самодовольству, угешению и равнодушию. Но Ысль неостановима: криво ли, спиралью ли, заячьими ли скидками она идёт, "ижется, и если закостенела, — пробуждение её болезненно, ужасно. Проле-'"чищ! в гипсовой форме человек с больным позвоночником, вставая на но-нуждается в опоре, всякое движение в нём вызывает страх упасть, кости его ерцовые упирают больно в таз, таз в свою очередь давит на рёбра, рёбра — на I УДную клетку, а та — на шейные позвонки. Через великие муки и мужество должен пройти человек, чтобы вновь получить возможность двигаться, житв естественной, нормальной жизнью... Сможем ли мы? Как далеко зашла наша болезнь неподвижности? Способны ли мы уже на те муки самопожертвования, отказа от себя и своих материальных благ? Вот вопросы, на которые, хочешь не хочешь, уже надо давать ответы. Иначе гибель всем. «Хорошие — плохие» люди в военной форме уже своё отжили. Они существуют только благодаря законсервированности и косности человеческой мысли. Прогресс, а он в основном служит так называемым целям обороны, уже пошёл в наступление, и когда-то казавшиеся смешными слова о том, что «войны не будет, но будет такая война за мир, что камня на камне не останется», уже не кажутся смешными. Только разум, только пробуждение и возмужание человеческой мысли могут остановить всё это. Ц опять мучение, и опять боль — а у нас-то как? Худо, убого, мордовороты в науке и в литературе, да и во всей культуре были и есть сильнее мыслителей и их больше, но они страшны стали тем, что надели на себя те же заграничные модные тряпки, парики, золотые часы и сменили облик на этакого лас кового, добренького интеллектуала, который готов с тебя пылинки снимать чтобы ты только не ерепенился, был как все, служил обшим целям, то есть плыл по течению, совершенно не думая и не заставляя никого думать о том, куда тебя вынесет и всех нас тоже... Ой. дадут они Вале Распутину за повесть! Он не просто палец, а всю ку до локтя запустил в болячку, которая была когда-то раной, но сверху ч зарубцевалась, а под рубцом гной, осколки, госпитальные нитки и закаменевшие слёзы... Ой. Валентин, дух переведу! Я ведь сегодня с женой разговорился, и она сказала, что я не послал тебе (Вам) свою книгу! Я говорю — посылал, она —1 нет! Бог меня отметил кое-чем. Валентин, и прежде всего — памятью. У меня была до войны редкостная память, которая меня избаловала до того, что я ничего другого делать не хотел — ни учиться, ни трудиться — мне всё давалось просто так. Маленький, совсем малограмотный, я уже сочинял стихи и разного рода истории, за что в ФЗО и на войне меня любили и даже с плацдарма выташили, но там, на плацдарме, осталась половина меня — мое памяти, один глаз, половина веры, половина бездумности, и весь полностью остался мальчик, который долго во мне удобно жил. весёлый, глазастый и не унывающий... Работа в литературе, огромное перенапряжение всего себя (ведь одновре менно и грамоту, и всё-всё надо было постигать) так меня износили, что по-текли остатки памяти, а и с половиной того, что было, что не отшибло н войне, жил вольно, припеваючи — никогда много не записывал, сочинённое в лесу год-полтора назад восстанавливал до звука, когда дело доходило в писанине именно до этого, где-то сочинённого места. И вот... износ. Ночью в бессонницу что-то придёт в голову, и такое ясное, простое — неохота себе и жене сон встряхивать. «Утром вспомню», — думаю и... засплю! Не могу вспомнить! Работать (а сейчас я как раз очень много и напряжённо работаю над «Царь-рыбой» — уже месяца два как), работать приходится уже с полным' переключением в работу и только, стараясь не отвлекаться ни на что. А коли! раньше хватало на всё, то и сейчас я, конечно, не могу от всего отвлечься, однако многое забываю и вот посылаю Вам свою книгу, и если уже посылал — простите меня за такой маразм и отдайте одну кому-нибудь, ну а если не посылал, то, значит, лучше поздно, чем никогда... Книга издана на родине, к пятидесятилетию, в ней более полно (почти п0ЛНО) напечатана «Пастушка». В книге масса ошибок — это отличительный признак наших издательств, особенно провинциальных, так что, если будете читать «станция Карасино», имейте в виду «станок», ибо там и дорог-то сро-,у не было... и т. д. Ну вот, написал Вам, поговорил, и дальше за работу. Попутно шлю Вам библиографический справочник» на память. Он, кажется, вышел уже после Нашего отъезда во Псков. Знакомы ли Вы с критиком Юрой Селезнёвым, неравно закончившим аспирантуру и работающим сейчас в «Знамени»? Очень но хороший, умный парень, иногда нам удаётся с ним поболтать в Москве. Сейчас я уже очень устал. Много сделал за два месяца беспрерывной поч-1П работы, но ешё больше надо сделать, чтобы закончить повесть и приняться за грудные размышления о судьбе покойного критика А. Н. Макарова — человека талантливого, но загруженного машиной времени и измотанного ею н1 того, что лишь перед смертью он понял, что не тем занимался... Ах ты! Ах ты! Живёшь, живёшь! В праздник погиб у нас на своей машине Коля Бурмагин, прекрасный i рафик. Разбился весь, изуродовался, а в гробу лежит — мальчик мальчиком, только борода седая. Меня оторопь берёт от наблюдения последних десяти лет — все покойники, даже пропойцы, стали выглядеть в гробу красивыми и успокоенными. Коля Рубцов остановил на губах ироническую улыбочку: что, дескать, взяли? Я-то отмучился! А Вася Шукшин лежал в гробу с выражением некоего лёгкого упрёка. Ну, я уж совсем на минор перешёл, а мне ведь сегодня ещё работать! Двадцатого еду на редколлегию в Москву. Чуть развеюсь. Купил я себе избу на реке Кубене. Её сейчас ремонтирую. Вот когда-нибудь приедете, поговорим, а пока — низко кланя-Юсь в. Астафьев «омми обострение хронической пневмонии. Почти месяи пролежал в Вин-""чкой области, в больнице на казённых харчах. А делали, точнее, доделыва-'" М1 с режиссёром как раз «Пастуха и пастушку». Режиссёр Артур Войтец-к"и давно мечтает экранизировать что-нибудь моё. Работа по рассказу «Яс-ь«м ли днём» уже накрылась. Он три года сидел без работы, ждал. Первый Риант сценария нам завернули (по «Пастушке») в комитете, всё уж замерло "О, но где-то и что-то щёлкнуло наверху, и всё закрутилось снова. Я не ду-аю, чТо сценарий нам и сейчас затвердят — очень уж я поперечен и подла-"»агь материал под чью-то дудку не желаю. Однако и без того это ни ра-- "с поставленное кино взяло у меня столько времени и сил, что я уж и Дорогой Игнатий Иванович! Не знаю, сколько пролежало Ваше письмо дома, — я был на Украине, занимался кином и оказался в больнице.
плюнуть на сие искусство готов и буду заниматься своим «тихим» делом, хотя и относительно независимым. Идея Ваша мне не по душе. Как это я «оживлю» Бориса? (Героя повести .Пастух и пастушка». — Сост./ Меня же мои друзья, честные писатели, мнением которых я дорожу, курвой назовут и правы будут. Кроме того, я уже понял, что сделать, как хочется и как мыслится, кинодсятсли не дадут, тем более к пятисерийному фильму — большой работе — конечно же, будет особо поло зрительное внимание. Не тс сейчас времена, когда можно было бы сказать своё слово в кино. В литературе и то не дают, на верхушки и ширпотреб склоняют всячески, даже премии дают, только чтоб нос не совали в глубь земли, тем паче в душу человеческую. Поживём. Подождём. А пока пусть мои повести живут своей тихой, нй цельной жизнью. Не хочется их деформировать, подгонять под конъюнктуру времени, которое чем дальше, тем подлее делается. Повести уже отлиты в определённую форму и довольно с них. Короткий, но поучительный опыт работы в кино настроил меня пессимистически по отношению к нему, не стоит оно времени и сил. которых остаётся не так уж много. А замыслов много, и надо хотя бы часть из них реализовать. Для этого нужно быть собранным, не распыляться на посторонние, вовсе неблагодарные дела, какими я отныне считаю дела киношные. Извините, коли расстроил Вас и раздосадовал. Желаю Вам всего хорошего! Виктор Астафьев Дорогой Валя! Поздравляю тебя и всех твоих домашних Новым годом. Все будьте здоровы, живите , но. и тебе пусть хорошо работается в новом Я давно хотел тебе написать, ешё сразу, как прочел «Живи и помни», н сам сидел плотно за столом, всё ешё добываю и добиваю «Царь-рыбу», а он не больно добывается, уходит вглыбь. а оттуда, как тебе известно, и налим не больно-то скоро выудишь, вертухается, не даётся даже налим, а тут рыба да ешё и «царь»... Очень ты хорошо написал повесть. Валя! Очень! Я такой образцовой, та кой плотной и глубоко национальной прозы давно не читал в нашей совре менной литературе. Да и есть ли она? Есть приближенная к этой, но то ей не прибранность мешает, го нравственная неясность позиции автора, котором и хочется, и колется что-то сказать, да «внутренний цензор» мешает. Ты на писал роман (конечно же, это роман) о трагедии войны, вот именно народ ной войны, а то у нас все это слово понимают и принимают в смысле массо вости, но смысл всего происходившего гораздо глубже. Как-то на фронте слышал, уж не помню по какому случаю, сказанное умным человеком: «Мо локососы! — это нам. юнцам говорилось. — что вы тут хлещетесь, под пуля ми работаете, надеясь, что потом вас на руках носить будут, помогут вам жизни. Ни хрена! Как всегда, победу отнимут у народа тс, кто за вашими спи нами скрывачеи. и чтоб сё отнять у вас. поперёд вас и бедных баб высунутся нас с говном смешают, сделают безликой массой, принизят ваше значение. (,н ноют ваш тяжкий труд на войне и в тылу...» Примерно вот такое, в окопах, на передовой — там ведь нам свобода пол-пня была, болтай чего хочешь. — начальство-то. особенно надзорное, берегло свои жизни и отиралось во втором эшелоне. Это уж потом, отнимая нашу по-(-,с ,у. повысовывалось вперёд столько всякого народу, что мы оторопели: вот. оказывается, кто подвиги-то совершал — журналисты, артисты, кинохроникёры, контрразведчики, тыловики всех мастей, а генералы так прямо носом земно рыли на передовой, ну а уж комиссары, те просто только и кричали: «Коммунисты, вперёд! Коммунисты, вперёд!» и грудью пёрли на врага, а мы лишь им.по копали, пушки таскали, кур воровали, картошку лопали и вшей корми-_п1. ну изредка стреляли. Ну бомбили нас. убивали, ранили не по разу — экая невидаль, это совсем никому и неинтересно! У нас комиссар, замполит артиллерийской бригады, на фронте брюшком обзавелся, румянец на его шеках земляничный наспел. ездил на машине, застеленной ковром, спал на простынях, кушал с отдельной кухни и ни разу — ни разу! — я его не видел на передовой, где нам курить завернуть не во что было, а уж о жратве и говорить нечего... А как они в штабах выпячивали грудь, обнимали именем народа таких вот, как твой мужик, уставший от войны, — видимость работы, занятость свою на войне надо ж было где-то и на ком-то проявить. При переправе на плацдарм на левом берегу оставались три сотни чиновного люду, заградотряды поставили, все чего-то бегали, указывали, руководили, все в поту, глаза на лбу, а на ту сторону плыть-то и неохота. Ну. а уж о бабах и говорить нечего. Твоя Настё-на в их обшем ряду страдальческом только тобой понята и написана. Но концовка... (Викулов читал из письма твоего на редколлегии) и в самом деле скомкана, в сравнении с остальным обстоятельным текстом. Да и сам знаешь, Валя, что-то есть в ней от лукавого. Ты сам и виноват. Нигде не допустил сбою, вепс был предельно точен и искренен. И вот... Ты знаешь, как запутано всё было В ту пору? Народ ехал куда попало, убегал от баб, а бабы от мужиков. I воей Настёне с ребёнком, да и вместе с мужем затеряться было в любом леспромхозе — тьфу! — раз плюнуть. Туда брали кого попало и как попало. Нравственное что-то, совесть, растерянность, неумение сдвинуться с меча не позволили? Но Настёна вон какую изворотливость проявляла до этого! Что-то тут надо доделывать. Валя. Что-то додумывать и придумывать, чтоб конец повести (романа!) был на уровне всей остальной веши. Один въедливый читатель написал мне, что да, повесть Распутна это отдельно от всей литературы стоящая вещь, и долго ей жить, но всё-таки Распутин окончил трагедию гам. где у Достоевского она только начиналась... Не во всём тут можно и)'ласиться с саратовским читателем, но что-то есть в этих словах и в точку. Но всё это придирки к большой веши, сложной и. повторяю, лучшей из всего того, что мне доводилось читать за многие, особенно за последние годы. Писать тебе. Валя, дальше и дальше! Ты вон ещё какой молодой!.. А я всё живу воспоминаниями о Байкале! Очень хорошие несколько дней Прожито, так и стоят в глазах горы с прожильями снегов, море цветов на скло- Росплески голубых незабудок. Толстой говорил: «Пусть она, эта цивили-'Ния погибнет к чёртовой матери, вот только музыку жалко», а мне природу. Цветы вот эти, пташек, почему-то особенно маленьких, и ещё ребятишек. Я тоже купил себе дом в деревне, на берегу реки Кубены. Конечно, это не Сибирь, не Байкал тем более, но и в этих сирых северных местах есть свои прелести и каждый цветочек тут уже видишь отдельно и ценишь особой ценой. Может бог даст, когда и побываешь у нас, Русь древнюю посмотришь —I это тоже надо видеть. Художнику всё надо видеть. А мы с женою, если ничего не стрясётся, непременно побываем на Байкале и у бурят, и у вас. А пока «всё смешалось в доме Астафьевых!» — дочь выходит замуж — это, брат, пострашней бомбёжки! Вот незаметно доживёшь и сам узнаешь. Пятнадцатого января Жене Носову полета — поздравьте его, хороший он человек... Отец-бродяга в Астрахани загибается, вот поеду к Жене и от него в Астрахань — писать художественные произведения некогда, всё время дела более «важные» отвлекают, не знаю, когда и закончу повесть. Попрошу тебя, Валя, передай мои поклоны и поздравления с Новым годом Славе Шугаеву, повесть которого «Пётр и Павел» мне очень тоже понравилась. Володе Жемчужникову, Глебу Пакулову, Жене Суворову и всем знакомым иркутянам. Тебя ешё раз поздравляю с рождением прекрасного романа, всех нас с победой, крупной победой русской прозы, желаю, чтоб усталость твоя скорее проходила и ты начинал новую, ешё лучшую вешь. хотя лучше-то вроде и невозможно. Братски тебя обнимаю и целую, твой Виктор Петрович Дорогой Евгений Павлович! Спасибо Вам за письмо и предложение принять участие в разговоре по моей повести «Кража». В Игарке телестудия — это для меня неожиданная и приятная новость! Я не самый яростный поклонник телевидения, хотя и смотрю его почти ежедневно, однако считаю, что где-где, а на севере, в отдалённости, оно самый нужный и незаменимый собеседник. Итак, о «Краже». Повесть вынашивалась долго, и чем больше появлялось сюсюкающих книг о сиротах и детдомовцах под названием «В родном доме» и т. д., тем больше охватывало меня желание честно и правдиво рассказать о том. что родной дом не может заменить даже самый образцовый казённый дом, что сиротство само по себе есть большое несчастье, калечащее человеческие судьбы, и что надо стремиться к тому совершенному обществу, где бы сиротство вообще было невозможно. Любой человек, живущий в том или ином обществе, не может быть вне его, и даже отвергнутые от людей сироты многими, порой невидимыми нитями связаны со всем, что их окружает и кто их окружает. Поэтому я не мог писать о детдомовцах изолированно от людей, от города, от мест, где они живут, растут и набираются ума-разума. Одного моего детдомовского опыта явно недоставало для повести, такой объёмной по содержанию, событиям и судьбам людей, действующих в ней. Много здесь образов обобщённых, собранных по крупице, по чёрточке и с фронтовых товарищей, и с фэзэушников, и с соседей по госпитальным кой-к;М. Таков, прежде всего, главный герой Толя Мазов. В какой-то мере собирателен и образ самого города Краесветска, хотя игарчане, особенно старожи-тЫ. многое узнают из того, что было и есть в Игарке. Повесть писалась по памяти, а память, даже такая как у меня, может что-то утратить, подменить, заслонить дальние события и лица недавно виденны-мИ, употребить слова и названия, случайно где-то услышанные. Потому я и не придерживался строгой документальности в изображении людей и места к- 1стним — это всегда связывает руки, заземляет мысль, обуздывает фанта-111 ю. без которой проза лишается многоплановости, становится достоверной по материалу, но плоской и скучной для чтения. Бша ли кража денег в бане? Да, была, но ещё до того, как я попал в игарский дом-интернат. Но и при мне случались всякого рода кражи, драки и потасовки с городской шпаной, которую тогда в самом деле возглавляли Слепец — Слепцов и Валька Вдовин (с ним я даже водил дружбу и бывал у него дома). Вообще-то, вопрос «была — не была», «было — не было» не должен занимать читателя. Главный вопрос: так могло быть? И если читатель говорит «Да», жачит, написано всё точно и достоверно — искусство художника не нужно путать с искусством фотографа — между ними недостижимое расстояние. Но так уж всех читателей занимает вопрос прототипов, что я потрафлю их любопытству. Мария Егоровна Астафьева, жена моего деда, которую я звал бабушкой из Сисима, жившая во втором бараке на окраине нового города неподалёку от графитной фабрики, часто и с благодарностью вспоминала коменданта, который не дал загинуть многим спецпереселенцам в первую, страшную зиму. Он постоянно ходил по баракам, помогал словом и делом, в частности, помог и ей с ребятишками. Фамилию его она не помнила, да это и не имело для меня никакого значения, главное, там, в далёком Заполярье, был. нашёлся человек, который, не щадя себя, выполнял свой долг и проявлял человечность к людям, кои на заботу о них и доброту отвечали ещё большей добротой и самоотверженным трудом, иначе городу было бы не устоять, люди вымерли бы от цинги и бесправия. В 1939 году (за точность не ручаюсь — я ведь в ту пору был мальчишкой) в Игарке умер секретарь горкома по фамилии Хлопков или Охлопков. Помню, когда его хоронили, был страшный мороз, и оркестранты грели трубы "од мышками и под пальто, но трубы всё равно перехватывало, и они сипели. Какими путями я оказался около гроба — не ведаю, но меня поразило ли-по покойного — скорбное и в то же время хранящее печать спокойствия и до-с,оинства. Я прислушался к разговорам и речам — говорили о нём много хорошего, но мне показалось, что у покойного нет родных, что он всего себя от-Дал людям и что, может, это тот самый человек, который был в 30-х годах комендантом Игарки. С тех пор и начал во мне складываться образ, который и Щ написан под фамилией Ступинский. Увы, мало ему досталось места в по-и ™ ~~ -у сожета свои законы, своя дисциплина, он не даёт разбрасываться озираться по сторонам. I Репнин Валериан Иванович — это Василий Иванович Соколов. Всё, что "ем написано в «Краже», действительно имело место в его жизни. Я слыцШЛ, что умер он в 1944 году, будучи директором школы в совхозе «Полярный», что на острове против Игарки. Его давно нет. но я до конца дней буя хранить о нём добрую память, поклоняться его человечности, уму. такту и обаянию — всё. что было во мне плохого, начал из меня потихоньку выкорчёвывать и взращивать хорошее — он! И ешё — Игнатий Дмитриевич Рожде-С1 венский, работавший в ту пору преподавателем литературы и русского языка в школах Игарки. А вот зав. гороно Голикова выведена под собственной фамилией, и портрет её ублюдочный в точности сохранён в моей памяти и написан в назидание тем учителям и воспитателям, которые полагают, что можно угнетати притеснять и унижать детей безнаказанно. Дети всё равно когда-то станут взрослыми, и ешё неизвестно, что из них получится. А вдруг из них получится писатель, да ещё памятливый, да их в «комедию вставит!», как горестно говорит городничий в «Ревизоре». Маруся Черепанова написана под своей фамилией. Где она — я не знаю. Вася Петров, с которого наполовину списан Попик, работал одно время в посёлке Старая Игарка заведующим зверофермой. Зина Кондакова — это Зина Куликова, фамилия её по понятным прич нам изменена и не надо её объявлять во всеуслышание. Паралитик так и остался Паралитиком. Слышал, что блатняки отрубили ему голову в исправительно-трудовой колонии. Где Деменков и что с ним, я не »наю. написан он под доподлинной фамилией. Тётя Уля так и была тётей Улей. Добрейший, чудеснейший человек! Такими, как тётя Уля, мир держит ся. только мы, кого она кормила, поила и иногда по-матерински бранила этого не замечаем и поздно понимаем. Многие наши ребята погибли на войне, иные в трудах закончили земной пуп. — ведь нам почти всем уже за пятьдесят! Скоро будет пятьдесят и горо лу Игарке. Доживу — непременно приеду на этот главный для всех нас. ста рых игарчан. праздник. Прощаясь со всеми вами, дорогие друзья, сообщаю, что работаю над по вестью «Царь-рыба». Она гоже о Сибири, об Енисее, о родных земляках. Ле жиг начерно написанный роман о войне, ждёт своего часа. В замысле повесть о ВОЙне, фантастическая повесть, рассказы. В будущем году выйдет моя кни-1 га «Где-то гремит война» в издательстве «Современник», очередным изданием — «Конь с розовой гривой» в издательстве «Детская литература». За планид рована книга публицистики в серии «О времени и о себе». «По секрету» со обшу. как самым близким людям (писатели, как и охотники, очень суеверны) что в конце 70-х годов планируется издание 5-томного собрания сочинений. Как видите, планов, замыслов и работы впереди много! Вам, Евгений Павлович, и вашим сотрудникам — доброй зимы, здоровья успехов в работе и радостей в жизни! С Новым годом! Ваш Виктор Астафьев Раз уж сам не могу, то посылаю несколько фотографий — они помогут Вам живее сделать передачу. Дорогой Альберт! Я как-то спрашивал у Сергея Васильевича [Викулов, редактор журнала «Наш современник». — Сост./, сызнова жаловавшегося, что печатать нечего. «Неужто. — спрашивал я. — из самотё-к:, нашего не отыскивается?» — «Ничего. Верь мне — ничего». Я не поверил м остался при своём мнении, ла и не верю этому. Вспомните старый «Новый %11,р. все авторы, в том числе и ныне уважаемые «Нашим современником», ,,кп иыись в нём из самотёка. Просто у нас не умеют или не хотят — нет заинтересованных лип в том, чтобы работать как следует с самотёком. Согласиться с тем, что в течение го-,1 ничего интересного не приходило с почтой, я не могу и не хочу — это значило бы согласиться с тем, что нация наша уж вовсе оскудела, что хорошие произведения высохли, как грибы в прошлогоднее лето от засухи. Как свидетельство того, что с самотёком в нашем журнале работают на-п ювательски, спустя рукава, я посылаю Вам письмо Политова, рассказ которого Поделывался по моей просьбе и указаниям несколько раз. после чего я разрешил ему послать его в наш журнал и заставил автора добавить (для нас же» повесть. Все мои рекомендации последних годов журналом игнорируются, ни одна вешь не прошла, а и было-то их очень немного из потока рукописей, идущих ко мне, я выбрал лишь крупицы. Так или иначе, хотите вы того или нет. но таким отношением не только к авторам, мной рекомендованным, Вы ста-Вите и меня как бы в умственно неполноценные, отобравшего неполноценные рукописи. А раз так, то и смысла мне нет работать на и для Вас. чего-то читать, фамилию свою оставлять «дежурной» на последней страничке журна-а я бы не хотел. Соглашался идти в редколлегию работать, а не дежурить, и работать не для себя, и не в надежде, что авось ешё какого-нибудь провинциального горемыку удастся пристроить и напечатать, ибо уж совсем стало глухо и плохо работать провинциальным писателям. Мои веши и без Вас найдутся чбрецы печатать. И мне по-прежнему жаль, что не удалось напечатать Филипповича с его великолепной повестью и рассказами: не удалось пристроить Ромашова ИЗ Перми, повесть которого, может, и не фейерверк, но не хуже многого из того, что мы печатаем. «Мы сами с усами» — как бы дают понять 11 Редакции, но и с «с усами» печатают такое дерьмо, что за журнал и за свою, ,,с "Дежурную» фамилию стыдно делается (я имею в виду хотя бы тот же рас-сКа' Рослякова или убогие стишки Иванова из Ярославля), да и ешё кой-чего. Наверное, я не смогу быть на редколлегии — лечу зубы, и на 24-е назна-«Нй отчётно-выборное собрание нашей писательской организации, но по-рощу это цИСЬМО зачитать как моё выступление, письмо Политова тоже за-ИТать, потом вернуть его мне. Стишки не читать (их он писал уж не от ума). о'н они на том же уровне, увы, на каком мы иной раз печатаем в «лучшем» Урнале! Виктор Астафьев
Дорогой товарищ секретарь! (I вините, не знаю ни фамилии Ваше ни имени-отчества.) Я надеюсь. Вы видели и чита «Литературной России» (№ 52 27.12.74) публикацию рассказов покойного Вашего и моею земляка — Бори Никонова (на всякий случай газету посылаю). Прекрасному, даровитейшем от природы, мужественному юноше суждена была короткая жизнь и мучя тельная кончина. Но судьба так распорядилась, что иногда короткая жизнь бывает ярче и полезней людям и Родине, чем иная слишком затянувшаяся, тусклая, иногда и вовсе бесполезная. Я пишу Вам это письмо не для того, чтобы заниматься философским» изысканиями, а с чисто практической целью — мне бы хотелось, как земля-' ку Бори Никонова, любящему людей родного края и всё. что в нём есть истинно ценного, привлечь внимание краевого комсомола к удивительно ред-; кой судьбе покойного юноши. Пока он не избалован вниманием. Видимо, Вас, краевой комсомол, как! и многих из нас, заела текучка, мы слишком привыкли к решению вопросов обших и глобальных, забывая, что какими бы те вопросы ни были глобальными и вообще всё, что есть и будет — вытекает из жизни и судьбы человеческой, ибо каждый в отдельности взятый человек есть уже мир, мир неповторимый и никогда вновь не возникающий... Придут тысячи, миллионы люде пройдут годы, десятилетия, может, и столетия, но Борю Никонова, это мальчика с капризными губами, девчоночьими ресницами и удивительно та лантливой душой никто и никогда не повторит... К чему вся эта «увертюра»? Не знаю, как Вы, а я, глядя на юное, почти детское лицо Бори, снятое н# мёртвую плёнку, читая его рассказы, стихи и этюды, ощущаю какую-то не объяснимую вину перед ним и его памятью. Ну, это бывало и будет. Благо дарная память живущих перед умершими, вина перед ранними смертями, кО торы ми часто оплачивалась наша жизнь и наше будущее — есть «кирпич» том основании, которому название — нравственность. И забота о нашем нрав ственном фундаменте, о том, чья жизнь и есть «кирпич» в оном,'заставляют ме ни обратиться с нижеследующей просьбой (можете считать её частной — но м жет ли просьба такого рода быть частной?) о том, чтобы Красноярский край ком позаботился вместе с другими молодёжными организациями края о увековечении памяти дивногорского юноши, который, уже будучи обречённо больным, вступил в комсомол и торопливо, пусть иногда и очень торопливо (его в этом можно понять!) попытался утвердить себя как личность, трудовую, творческую, созидательную.
|