КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гелий неэлектропроводен. 2 страницаНЕЯСНОСТЬ — характеристика употребления термина (понятия) с недостаточно определенным, расплывчатым смыслом. Точное употребление и понимание понятия предполагает знание его смысла, или содержания, и отчетливое представление о классе тех объектов, к которым оно относится. Понятие, отсылающее к размытому, нечетко представляемому множеству вещей или к множеству, граница которого неопределенна, является неточным. Понятие с неясным смыслом, размытым и неопределенным содержанием называется содержательно неясным или просто н е- ясным. Напр., понятие «живое существо» является относительно точным: обычно мы уверенно распознаем, является ли встретившийся объект таким существом или нет. Вместе с тем содержание этого понятия не вполне ясно. Существуют десятки определений жизни, и вряд ли какое-то из них является окончательным. Еще одним примером сравнительно точного, но содержательно неясного понятия может служить понятие «токсическое вещество». Пятьдесят лет назад в справочниках упоминалось около сотни токсинов, сейчас их число приближается уже к ста тысячам. Такой бурный рост обусловлен не столько появлением в ходе технического прогресса новых веществ, неблагоприятно воздействующих на живое, сколько Н. и постоянным изменением представлений о том, какие именно вещества должны относиться к токсинам. Неотчетливо может мыслиться не все содержание понятия, а только какая-то его часть. Таково, напр., понятие «феодализм». Основной его смысл достаточно отчетлив, но полной ясности нет, о чем свидетельствуют споры об особом, т. наз. «азиатском способе производства», существовавшем якобы наряду с «классическим» феодализмом. Неясным понятиям противопоставляются ясные понятия, имеющие хорошо определенное содержание (см.: Ясность) . Многие понятия обычного языка являются одновременно и неясными, и неточными. Они как бы вдвойне расплывчаты: их содержание лишено определенности, к тому же они отсылают к нечетко очерченному множеству объектов. Таково, напр., понятие «игра». Его содержание настолько неопределенно, что трудно сказать, каждая ли игра имеет правила, во всякой ли игре есть выигравшие и проигравшие и т. п. Вместе с тем это понятие охватывает очень широкую и разнородную область, границы которой очень неопределенны. Если брать только игры человека, то игрой будут и футбол, и шахматы, и действия актера на сцене, и детская беготня, и выполнение стандартных обязанностей, предполагаемых такими социальными ролями*, как роль брата, роль отца и т. п. Во многих случаях трудно решить, делается что-то всерьез или же это только игра. НОМОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (от греч. потов— закон, /о- §05 — учение, понятие) — высказывание, выражающее закон природы. В логике научного познания проблема Н.в. связана с попытками сформулировать формально-логические критерии, .позволяющие отличать Н.в. от случайно истинных общих высказываний. Законы природы в логике принято выражать в виде общих условных высказываний типа у х(А (х) -► В (х)). Напр., закон «Все металлы электропроводные записывается так: «Для всякого х, если х — металл (А (*)), то х — электро- проводен (В (*)), т. е. у х{А (х) В (*))». Однако многие истинные высказывания, не являющиеся законами природы, также выражаются в виде общих условных высказываний. Напр., высказывание «Все мои друзья блондины» получит вид: «Для всякого х, если х — мой друг, то х — блондин». Поэтому возникает вопрос: как отличить общие высказывания, выражающие законы, от общих высказываний, которые хотя и истинны, но закона не выражают? Многолетние усилия ответить на этот вопрос и задать некоторые формальные особенности Н.в., отличающие их от случайно истинных обобщений, не привели к успеху. Тем не менее некоторые черты Н.в. были установлены. Считается, что высказывание, выражающее закон природы, должно быть: общим, универсальным (т. е. область, о которой оно говорит, не должна быть ограничена), нетривиальным (т. е. не должно иметь характера логической тавтологии) и, наконец, между его антецедентом и консе- квентом должна существовать смысловая, содержательная связь. НОРМА, см.: Нормативное высказывание. НОРМАЛЬНОЕ МНОЖЕСТВО, см.: Противоречие в явном определении. НОРМАТИВНАЯ ЛОГИКА, см.: Деонтическая логика. НОРМАТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ, см.: Деонтическая модальность. НОРМАТИВНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, или: Деонтическое высказывание, — высказывание, устанавливающее какую-то норму поведения. Языковые формулировки Н.в. многообразны и разнородны. Иногда оно имеет форму повелительного (императивного) предложения. Чаще Н.в. представляется повествовательным предложением с особыми нормативными словами: «обязательно», «разрешено», «запрещено», «(нормативно) безразлично». Вместо указанных могут употребляться также другие слова и обороты: «должен», «может», «не должен», «позволено», «рекомендуется», «возбраняется» и т. п. В языковом представлении Н.в. решающую роль играет контекст, в котором выражается норма. Можно говорить об обычных, или стандартных, формулировках Н.в., но вряд ли можно сказать, что существует грамматическое предложение, в принципе не способное выражать такое высказывание. Попытка определить Н.в. на чисто грамматических основаниях не приводит к успеху. Более удачными представляются попытки уточнить понятие Н.в. путем выявления внутренней структуры выражаемых норм и исследования многообразных разновидностей норм. Структура и логические связи Н.в. изучаются деонтической логикой (логикой норм). Она исходит из представления, что все нормы, независимо от их конкретного содержания, имеют одну и ту же структуру. Каждая норма включает четыре «элемента»: содержание — действие, являющееся объектом нормативной регуляции; характер — норма обязывает, разрешает или запрещает это действие; условия приложения — обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие; субъект — лицо или группа лиц, которым адресована норма. Не все эти структурные элементы находят явное выражение в языковой формулировке Н.в. Но это не означает, что они не обязательны. Без любого из них нет нормы и, значит, нет выражающего ее Н.в. Область норм крайне широка; между нормами и тем, что ими не является, нет ясной границы. Самым общим образом нормы можно разделить на правила (правила игры, грамматики, логики и математики, обычая и ритуала и т. п.), предписания (законы государства, команды и т. п.), технические нормы, говорящие о том, что должно быть сделано для достижения определенного результата. Помимо этих основных групп к нормам относятся также обычаи («Принято, чтобы младшие приветствовали старших первыми»), моральные принципы («Не будь завистлив») и правила идеала («Солдат должен быть стойким»). Эти виды норм занимают как бы промежуточное положение между главными видами. Сложность отличения Н.в. от высказываний иных видов, и прежде всего от высказывания описательного, во многом связана с. существованием высказываний, выполняющих сразу несколько функций или меняющих свою функцию от ситуации к ситуации. В частности, нормы почти не встречаются в научных теориях, которые не ставят своей специальной задачей их выработку и обоснование. В обычные теории нормы входят, как правило, в виде «смешанных», описательно-нормативных (или де- скриптивно-прескриптивных) утверждений. Очевиден, в частности, двойственный характер наиболее общих принципов теории. Не являются нормативно нейтральными и все иные законы теорий и даже лежащие в их основе факты. Нормы представляют собой частный случай оценок: это социально апробированные и социально закрепленные оценки. Средством, превращающим позитивную оценку действия в норму, требующую его реализации, является угроза наказания, или санкции. «Обязательно действие А» можно определить как «Делать Л хорошо и позитивно ценно, что воздержание от этого действия ведет к наказанию». Н.в. является, таким образом, особым случаем оценочного высказывания. Нормы как оценки, стандартизированные с помощью санкций, являются частным и довольно узким классом оценок. Нормы касаются действий или вещей, тесно связанных с деятельностью человека, в то время как оценки могут относиться к любым объектам. Нормы направлены всегда в будущее, оценки могут касаться также как прошлого и настоящего, так и того, что существует вне времени. Как и всякое оценочное высказывание, Н.в. не является ни истинным, ни ложным. Истина характеризует отношение между высказыванием описательным и действительностью. Нормы не являются дескриптивными, они не употребляются для описания и описывают постольку, поскольку это необходимо для выполнения основной функции — предписания. Вопрос о том, приложимы к нормам термины «истинно» и «ложно» или нет, был и остается предметом споров. Во многом они связаны с тем, что значительное число языковых выражений имеет двойственный, описательно-нормативный характер. Таковы, в частности, моральные нормы, которые не только предписывают определенное поведение, но и опосредствованно описывают сферу моральной жизни. Как говорит «Юма принцип», из высказывания со связкой «есть» невыводимо логически высказывание с «должен». Положение, что нормативное заключение не может быть выведено из чисто описательных посылок, деонтическая логика дополнила утверждением о невыводимо- сти описаний из норм. Отсутствие между Н.в. и описательными высказываниями связи логического следования не означает, конечно, что между этими типами высказываний вообще нет связи. о ОБОБЩЕНИЕ (от лат. §епегаИ- зайо) — мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам (см.: Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. образуются не только понятия, но и суждения. Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на основе анализа соответствующих языковых выражений, определений, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия «механическая форма движения материи» к понятию «форма движения материи», от суждения «Киты — млекопитающие» к суждению «Киты — позвоночные», от вопроса «Разрешима ли данная проблема в данном случае?» к вопросу «Разрешима ли данная проблема в общем случае?», от юридической нормы «кража запрещена» к норме «хищение запрещено». Под синтетическими (или индуктивными) понимаются О., связан ные с изучением опытных данных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий. В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от понятия «прямоугольный треугольник» к понятию «треугольник»). Противоположной О. является операция ограничения понятия. Большую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О. широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, напр., в процессе формирования художественных образов. ОБОЗНАЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЕ — отношение между именем и его денотатом, т. е. объектом, к которому относится имя; то же, что и отношение именования. О.о. является одним из фундаментальных отношений семантического анализа. Теория О.о. базируется на следующих принципах: 1) однозначности: каждое имя обозначает только один объект; 2) предметности: предложение говорит о предметах, обозначенных входящими в предложение именами; 3) взаимозаменимости: если два имени обозначают один и тот же предмет, то истинностное значение предложения не изменится, если одно из этих имен заменить другим. Казалось бы, эти принципы являются совершенно естественными, однако их последовательное проведение встречает значительные трудности. Во-первых, в неэкстенсиональных контекстах нарушается принцип взаимозаменимости, напр, предложение «Н. не знал, что Пушкин был автором „Евгения Онегина*1» может быть истинным, но едвя ли его можно заменить предложением «Н. не знал, что Пушкин был Пушкиным». Во-вторых, возникают проблемы, связанные с использованием пустых имен, таких, как «Пегас», «Зевс» и т. п. Напр., два предложения «Круглый квадрат кругл» и «Круглый квадрат не кругл» являются истинными, хотя и противоречат друг другу, следовательно, нарушается закон противоречия. В-третьих, встают проблемы, связанные с использованием единичных отрицательных высказываний существования, напр.: «Не существует простого числа между 7 и 11». Из утвердительного единичного высказывания следует высказывание существования, напр, из высказывания «Дунай — европейская река» следует «Существует такой х, что х — европейская река». Однако если мы возьмем высказывание «Пегас не существует», то из него будет следовать «Существует такой х, который не существует». И наконец, четвертая группа проблем, возникающая в связи с принципами О.о., относится к анализу утверждений тождества: как отличить высказывания «а=а» и «а=6»? Решение перечисленных проблем дает мощный стимул развитию логической семантики. ОБОРАЧИВАНИЕ МЕТОДА (нем. 11т5ск1а& ш йег МеОгоде)—закономерность развития познания (см.: Диалектическая логика), описанная К. Марксом. Суть ее в следующем: в ходе исторического развития познания вторичные, производные знания на каком-то этапе становятся первичными, определяющими. Так, понятия, которые в научных теориях рассматриваются как исходные, фундаментальные, первичные, являются результатом длительного исторического развития познания. По отношению к предшествующим этапам развития познания они выступают как вторичные. Это же относится к исходным положениям теории (аксиомам и постулатам). В этой связи Ф. Энгельс справедливо отмечал: «Как и все другие науки, математика возникла из практических потребностей людей... Но, как и во всех других областях мышления, законы, абстрагированные из реального мира, на известной ступени развития отрываются от реального мира, противопоставляются ему как нечто самостоятельное, как явившиеся извне законы, с которыми мир должен сообразоваться» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 20.— С. 37—38). В этом находит свое выражение диалектика познания. ОБОСНОВАНИЕ—процедура использования определенных знаний, норм и установок для принятия к.-л. утверждений, оценок или решений о практических действиях. В логике речь идет об О. истинности суждений. Средством О. служит доказательство, и суждение считается обоснованным, если его доказательство Обратного отношения закон между содержанием и объемом понятия
удовлетворяет правилам логики. В науке средством О.— наряду с доказательством — могут быть совокупность фактов, данные измерений и экспериментов, соответствие принципам фундаментальных теорий и т. п. Наука и философия стремятся к обоснованности всех своих утверждений (см.: Достаточного основания принцип). ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЗАКОН МЕЖДУ СОДЕРЖАНИЕМ И ОБЪЕМОМ ПОНЯТИЯ, см.: Понятие. ОБРАЩЕНИЕ (лат. сопуегз'ю) втра диционной логике — преобразование суж дений вида «Все 5 суть Я» (А), «Ни одно 5 не есть Я» (Е), «Некоторые 5 суть Я» (1)у «Некоторые 5 не есть Я» (О) (см.: Суждение) путем соответствующей перемены мест терминов 5 и Я. Суждения вида А обращаются в суждения вида / (напр., суждение «Все млекопитающие — позвоночные» обращается в суждение «Некоторые позвоночные— млекопитающие»), суждения вида Е обращаются в суждения вида Е («Ни один кит не рыба» и «Ни одна рыба не кит»), суждения вида / обращаются в суждения вида / («Некоторые металлы — жидкости» и «Некоторые жидкости — металлы»), суждения вида О не обращаются (так, из суждения «Некоторые люди не являются шахматистами» не следует «Некоторые шахматисты — не люди»). О. относят к непосредственным умозаключениям. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ, см.: Понятие. ОБЩЕЕ СУЖДЕНИЕ, см.: Суждение. ОБЪЕДИНЕНИЕ (СЛОЖЕНИЕ) КЛАССОВ (МНОЖЕСТВ) — логическая операция, позволяющая из исходных классов образовывать новый класс (множество), в который войдут все элементы каждого из исходных классов. Так, в результате О.к. спортсменов (Л) и класса
студентов (В) мы получим класс людей, состоящий из студентов, не являющихся спортсменами, из спортсменов, не являющихся студентами, и из тех людей, которые одновременно являются и студентами, и спортсменами. Вся заштрихованная поверхность рисунка будет представлять собой О.к. студентов и спортсменов. Символически полученный результат объединения записывают в виде выражения А{]В (см.: Круги Эйлера). ОБЪЕКТИВНОСТЬ — независимость от человеческого сознания, от воли и желаний людей, от их субъективных вкусов и пристрастий. Свойством О. обладает внешний по отношению к сознанию мир, который является причиной самого себя и развивается в силу присущих ему законов, порождая на определенной ступени своего развития человека и человеческое сознание, представляющее собой отображение объективного мира. В методологии научного познания свойство О. приписывают научным теориям и законам, вообще любому истинному знанию. Истина объективна в том смысле, что, будучи адекватным отображением объективной действительности, не зависит от того, признают ее люди или нет. Напр., утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца, было истинно и в те времена, когда в общественном сознании господствовала геоцентрическая система Птолемея и никто не считал это утверждение истинным. Конечно, понятия и суждения создаются людьми, однако будет ли то или иное суждение адекватно воспроизводить черты действительности или искажать их, зависит не от людей, а от самой действительности. И в этом смысле истина объективна. Аналогично научные теории и законы несут в себе объективную истину независимо от того, признает их научное сообщество или отвергает. Иногда под О. понимают интерсубъективность— общепонятность, общепризнанность. Однако общепризнанность и общеупотребительность к.-л. понятий, утверждений, теорий, хотя и свидетельствует об их независимости от индивидуальных вкусов того или иного конкретного ученого, все-таки не тождественна О.: несмотря на свою интерсубъективность, признанные законы и теории могут оказаться объективно ложными (см.: Истина) . ОБЪЕКТНЫЙ (ПРЕДМЕТНЫЙ) ЯЗЫК — язык, выражения которого относятся к некоторой области объектов, их свойств и отношений. Напр., язык механики описывает свойства механического движения материальных тел и взаимодействия между ними; язык арифметики говорит о числах, об их свойствах, операциях над числами; язык химии — о химических веществах и реакциях и т. д. Вообще любой язык обычно используется прежде всего для того, чтобы говорить о каких- то внеязыковых объектах, и в этом смысле каждый язык является объектным. Однако в семантическом анализе приходится говорить о самом языке, и тогда мы вынуждены проводить различие между двумя языками — О.я. и метаязыком, с помощью которого мы говорим 'о терминах и выражениях О.я. Конечно, в естественном языке О.я. и метаязык соединены: мы говорим на этом языке как о предметах, так и о самих выражениях языка. Такой язык называется семантически замкнутым. Языковая интуиция обычно помогает нам избегать парадоксов, к которым приводит семантическая замкнутость естественного языка. Но при построении формализованных языков тщательно следят за тем, чтобы О.я. был четко отделен от метаязыка. ОБЪЯСНЕНИЕ — одна из важнейших функций научной теории и науки в целом. Понятие О. используется и в повседневном языке — объяснить к.-л. явление означает сделать его ясным, понятным для нас. В своем стремлении понять окружающий мир люди создавали мифологические, религиозные, натурфилософские системы, объясняющие события повседневной жизни и явления природы. В течение последних столетий функция О. окружающего мира постепенно перешла к науке. В настоящее время именно наука делает для нас понятными встречающиеся явления, поэтому научное О. служит образцом для всех сфер человеческой деятельности, в которых возникает потребность О. В современной методологии научного познания наиболее широкой известностью и почти всеобщим признанием пользуется дедуктивн о-н омологичес- кая модель научного О. Допустим, мы наблюдаем, что нить, к которой подвешен груз в 2 кг, разрывается. Возникает вопрос: почему нить порвалась? Ответ на этот вопрос дает О., которое строится следующим образом. Нам известно общее положение, которое можно считать законом: «Для всякой нити верно, что если она нагружена выше предела своей прочности, то она разрывается». Представим данное общее утверждение в символической форме: ух (Р (я) —► ОМ). Нам известно также, что данная конкретная нить, о которой идет речь, нагружена выше предела ее прочности, г. е. истинно единичное предложение «Данная нить нагружена выше предела ее прочности» (символически Р(а)). Из общего утверждения, говорящего обо всех нитях, и единичного утверждения, описывающего наличную ситуацию, мы делаем вывод: «Данная нить разрывается» (символически С) (а)). Теперь это рассуждение можно представить в символической форме: У* (Р (*) — <? (х)) Р(а)_______ Это и есть дедуктивно-номологичес- кое О. Оно представляет собой логический вывод, посылки которого называются экспланансом, а следствие — экспланандумом. Эксплананс должен включать в себя по крайней мере одно общее утверждение, а экспла- нандум должен логически следовать из эксплананса. Мы привели простейший вариант дедуктивно-номологического О. Оно допускает разнообразные модификации и обобщения. В общем случае в эксплананс может входить несколько общих и единичных утверждений, а вывод — представлять собой цепочку логических умозаключений. На месте экспла- нандума может находиться как описание отдельного события, так и общее утверждение, и даже теория. Дедук- тивно-номологическое О. можно представить в виде схемы (см. стр. 128). Дедуктивно-номологическая схема подводит объясняемое явление под закон природы — в этом состоит О. Оно показывает необходимый характер объясняемого явления. При дедуктивно-номоло- гическом О. некоторого события мы указываем причину или условия существования этого события, и если причина имеет место, то с естественной необходимостью должно существовать и ее следствие.
Если для О. природных событий и фактов используется дедуктивно-номоло- гическая модель, то для общественных наук, имеющих дело с О. человеческих действий, предлагаются иные формы О. Так, было показано, что в области истории используется рациональное объяснение. Суть этого О. заключается в следующем. При О. поступка некоторой исторической личности историк старается вскрыть те мотивы, которыми руководствовался действующий субъект, и показать, что в свете этих мотивов поступок был рациональным (разумным). Напр., почему граф Пален организовал убийство Павла I? Потому, что он считал это убийство разумным. Рациональное О. сталкивается с существенными трудностями, ограничивающими сферу его применимости. Во-первых, не ясно понятие рациональности, на которое должен опираться историк при О. поступков исторических личностей. Историк не может руководствоваться тем стандартом рациональности, который принят в его время. Он должен реконструировать представления о рациональности людей изучаемой им эпохи, более того, ему нужно установить, какими представлениями о рациональности руководствовался тот самый индивид, поступок которого требуется объяснить. А это весьма сложная задача. Во-вторых, люди чаще всего действуют без всякого расчета — под влиянием импульса, желания, страсти. Поэтому модель рационального О. может быть использована для О. сравнительно небольшого числа человеческих поступков, которые были предприняты после серьезного размышления. Гораздо большую сферу охватывает телеологическое, или интен- циональное, О. Интенциональное О. указывает не не рациональность действия, а просто на его интенцию, на цель, которую преследует индивид, осуществляющий действие. Напр., мы видим бегущего человека и хотим объяснить, почему он бежит. О. состоит в указании цели, которую преследует индивид: скажем, он хочет успеть на поезд. При этом нет речи об оценке рациональности его поступка, и мы не спрашиваем даже, считает ли он сам, что поступает рационально. Для О. достаточно отметить, в чем заключается его цель, или интенция. Логической формой интенционально- го О. является т. наз. «практический силлогизм». Одна из посылок практического вывода говорит о некотором желаемом результате, или о цели, другая посылка указывает средства достижения этой цели. Выводное суждение представляет собой описание действия. Поэтому силлогизм и называется «практическим». Примерная схема практического силлогизма выглядит следующим образом: Н. намеревается (желает, стремится) получить а. Н. считает (полагает, осознает), что для получения а нужно совершить действие Ь. Н. совершает действие Ь. Эту схему можно усложнять, вводя в посылки указание на время, на отсутствие помех для действия, на отсутствие у действующего лица других целей в данный момент и т. п. Однако все характерные особенности О. данного типа представлены уже в этой простой схеме. В работах по методологии научного познания дедуктивно-номологическая схема О. иногда провозглашается единственной научной формой О. Однако это неверно, она нуждается в дополнении другими видами О., особенно когда речь идет об общественных науках. При О. крупных исторических событий — войн, восстаний, революций, падений государств— историк обычно опирается на за- коны общественного развития. Каждое значительное историческое событие представляет собой единство необходимого и случайного. Необходимая, глубинная сторона общественных событий и процессов получает дедуктивно-номологическое О., включающее ссылку на социальные законы. Даже действия отдельных личностей — в той мере, в какой эти личности представляют определенные общественные слои и группы, могут быть объяснены посредством дедуктивно-номологической схемы как действия, типичные для данного слоя и вытекающие из его коренных экономических интересов. Такие объяснения могут выглядеть следующим образом: «Всякий продавец стремится дороже продать свой товар. Н.— продавец. Поэтому он также стремится дороже продать свой товар». Однако сведение истории к выявлению только необходимой, закономерной стороны событий прошлого было бы неправомерным. История не только говорит о том, что должно было случиться, но и показывает, как это реально случилось. Ее интересует не только необходимая сторона исторических процессов, но и те случайности, которые сопровождали осуществление необходимого. Поэтому историк не может отвлечься от конкретных исторических личностей, деятельность которых была включена в то или иное историческое событие, от их мыслей и чувств, целей и желаний. При О. же поведения отдельных личностей дедуктивно-номо- логическая схема неприменима. В этих случаях О. достигается с помощью рациональной или интенциональной модели. ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ — ло гическая операция, позволяющая из понятий большего объема получать понятия меньшего объема. Переход этот совершается добавлением к признакам исходного понятия новых признаков, принадлежащих лишь части предметов, включаемых в объем исходного понятия. Примером О. п. может быть переход от понятия «треугольник» к понятию «прямоугольный треугольник»: прямоугольные треугольники составляют лишь часть объема треугольников. Сужение объема понятия происходит в результате добавления к содержанию исходного понятия . «треугольник» признака «быть прямоугольным», который принадлежит не всем треугольникам, но лишь их части. ОМОНИМИЯ (от греч. Нотоз — одинаковый, опута — имя) — языковое выражение (слово или словосочетание), имеющее несколько значений, не связанных между собой семантически («лук» — слово естественного языка, обозначающее и оружие, и растение). При создании научной терминологии мы в первую очередь освобождаем язык той или иной науки от его омонимичности. ОПЕРАТОР (от лат. орега1ог — действующий) — одна из категорий исходных символов искусственного (формализованного) языка, наряду с константой, переменной, связкой и др. категориями. Обычно О. определяется как выражение, связывающее переменные. Примером простого О. может служить О. дескрипции, или О. описания. Приписывание его к некоторой переменной х дает выражение, содержание которого можно передать как «тот х, который». Вместе с предикатом, скажем, «тяжелый» оно дает выражение «Тот х, который является тяжелым». Особое значение среди О. имеют кванторы: «для всех лг» — квантор общности и «существует х такой, что» — квантор существования. Связывание кванторами переменных в предикате дает истинное или ложное высказывание. Пусть в выражении «х > 5» переменная х представляет действительные числа. Применив к этому выражению квантор общности, получаем ложное высказывание: «Для каждого такого числа верно, что оно больше пяти». Применив к этому же выражению квантор существования, получаем истинное высказывание: «Существует такое действительное число, которое больше пяти».
|