КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гелий неэлектропроводен. 8 страницаМРРММР РМ X П С 5 М 5 М М 8 М$ 1-я фигура 2-я фигура 3-я фигура 4-я фигура По схеме 1-й фигуры построен С.: Все металлы (М) электропроводны (Р). Стронций (5) —металл (М). Стронций электропроводен. По схеме 2-й фигуры построен С.: Все рыбы (Р) дышат жабрами (М). Кашалоты (5) не дышат жабрами (М). Кашалоты — не рыбы. По схеме 3-й фигуры построен С.: Все бамбуки (М) цветут один раз в жизни (Р). Все бамбуки (М) — многолетние растения (5). Некоторые многолетние растения цветут один раз в жизни. Правила 1-й фигуры С.: 1) большая посылка должна быть общей (общеутвердительным или общеотрицательным суждением); 2) меньшая посылка долж Все преступления осуждаются советской общественностью. Данное деяние не есть преступление. Данное деяние не осуждается советской общественностью. В этом С. нарушено правило (2): меньшая посылка является не утвердительной, а отрицательной. Правила 2-й фигуры: 1) большая посылка должна быть общей; 2) одна из посылок должна быть отрицательной. Правила 3-й фигуры: 1) меньшая посылка должна быть утвердительной; 2)заключение должно быть частным суждением. Модусами фигур С. называются разновидности фигур С. отличающиеся качественной и количественной характеристикой входящих в них посылок и заключения. Посылка и заключение, т. о., в каждом случае могут выступать как суждения вида А, Е, I, О (см.: Суждение). На первом месте в символическом выражении модуса записывается большая посылка, на втором — меньшая, на третьем — заключение. Так, выражение для модуса ЕЮ означает, что большая посылка в нем является общеотрицательным суждением, меньшая — частноутвердительным, а заключение — частноотрицательным. Всего с точки зрения всевозможных сочетаний посылок и за ключения в каждой фигуре насчитывается 64 модуса. В четырех фигурах насчитывается 64 X 4 = 256 модусов. Из них правильными (т. е. такими, которые при истинности посылок всегда дают истинное заключение) может быть 24, включая и т. наз. ослабленные модусы, т. е. такие, для которых существуют модусы, дающие более сильные заключения. Модус считается более слабым, если мы получаем в заключении суждения вида / и О, хотя можем получить соответственно суждения А и Е. Неослабленных модусов фигур С. — 19. Модусы 1-й фигуры: ААА, ЕАЕ, АП, Е10\ модусы 2-й фигуры: ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО\ модусы 3-й фигуры: АА1, 1А1, АП, ЕАО, ОАО, ЕЮ, модусы 4-й фигуры: АА1, АЕЕ, 1А1, ЕАО, ЕЮ. Так, С.: Ни одно насекомое не имеет более трех пар ног (Е). Все чешуекрылые — насекомые (Л). Ни одно чешуекрылое не имеет более трех пар ног (Е) относится к 1-й фигуре и имеет форму модуса ЕАЕ. Если посылки в С., построенных по схе^е одного из правильных модусов, являются истйнными, то и заключение будет истинным. СИМВОЛ (от греч. 5утЬо1оп — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственной содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать 'последний в процессе исследования. С. используется человеком в некоторых видах деятельности и имеет в силу этого определенную цель. Он всегда служит обнаружению чего-то неявного, не лежащего на поверхности, непредсказуемого. Если цель отсутствует, то нет и С. как элемента социальной жизни, а есть то, что обычно называется знаком и служит для простого обозначения объекта. Роль С. в человеческой практике и познании мира невозможно переоценить. Э. Кассирер даже определял человека как «символизирующее существо». И это определение вполне приемлемо, если символизация понимается как специфическая и неотъемлемая характеристика деятельности индивидов и социальных групп и если описательная функция С. не оказывается, как это случилось у Кассирера, второстепенной и даже производной от других функций С. Три примера С. В «Божественной комедии» Данте Беатриче — не только действующее лицо, но и символ чистой женственности. Однако «чистая женственность» — это опять-таки С., хотя и более интеллектуализированный. Смысл последнего будет более понятен, если вспомнить, что Данте находит возможным уподобить Беатриче теологии. По средневековым представлениям теология явля ется вершиной человеческой мудрости, но одновременно это и размышление о том, подлинное знание чего в принципе недоступно человеку. Разъяснение смысла С. неизбежно ведет к новым С., которые не только не способны исчерпать всю его глубину, но и сами требуют разъяснения. Другой пример: бесконечное прибавление по единице в ряду натуральных чисел используется Гегелем не столько в качестве примера, сколько в качестве С. того, что он называет «дурной бесконечностью». Смысл С.— и в данном примере, и обычно — носит динамический, становящийся характер и может быть уподоблен тому, что в математике именуется «потенциальной бесконечностью» и противопоставляется «актуальной», завершенной бесконечности. Вместе с тем, С. является с точки зрения его смысла чем-то цельным и замкнутым. Более сложным примером социального С. может служить дерево мудьи, или молочное дерево,— центральный символ ритуала совершеннолетия девочек у народности ндембу в Северо-Западной Замбии. Это дерево представляет собой женственность, материнство, связь матери с ребенком, девочку-неофита, процесс постижения «женской мудрости» и т. п. Одновременно оно представляет грудное молоко, материнскую грудь, гибкость тела и ума неофита и т. п. Множество значений этого С. отчетливо распадается на два полюса, один из которых можно назвать описатель- н о-п рескриптивным, а другой — эмоциональным. Взаимосвязь аспектов каждого из полюсов не является постоянной: в разных ситуациях один из аспектов становится доминирующим, а остальные отходят на задний план. У С. всегда имеется целое семейство значений. Они связываются в единство посредством аналогии или ассоциации, которые могут опираться как на реальный, так и на вымышленный мир. С. конденсирует множество идей, действий, отношений между вещами и т. д. Он является свернутой формой высказывания или даже целого рассказа. Как таковой, он всегда не только многозначен, но и неопределенен. Его значения чаще всего разнородны: это могут быть образы и понятия, конкретное и абстрактное, познание и эмоции, сенсорное и нормативное. С. может представлять разнородные и даже противоположные темы. Нередко даже контекст, в котором он фигурирует, оказывается неадекватным в качестве средства ограничения его многозначности. Единство значений С. никогда не является чисто познавательным, во многом оно основывается на интуиции и чувстве. С. как универсальная (эстетическая) категория раскрывается через сопоставление его с категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории — с другой. Наличие у С. внешнего и внутреннего содержания сближает его с софизмом, антиномией, притчей как особыми формами первоначальной, неявной постановки проблемы. С. является, далее, подвижной системой взаимосвязанных функций. В познавательных целях он используется для классификации вещей, для различения того, что представляется смешавшимся и неясным. В других функциях он, как правило, смешивает многие по очевидности разные вещи. В эмотивной функции С. выражает состояния души того, кто его использует. В эректической функции С. служит для возбуждения определенных желаний и чувств. При использовании С. с магической целью он должен, как предполагается, привести в действие определенные силы, нарушая тем самым привычный, считаемый естественным ход вещей. Эти функции С. выступают обычно вместе, во взаимопереплетении и дополнении. Но в каждом конкретном случае доминирует одна из них, что позволяет говорить о познавательных С., магических С. и т. д. Всякое познание всегда символично. Это относится и к научному познанию. С., используемые для целей познания, имеют, однако, целый ряд особенностей. Прежде всего, у этих С. явно доминирует познавательный аспект и уходит в глубокую тень возбуждающий момент. Смыслы, стоящие за познавательным С., являются довольно ясными, во всяком случае они заметно яснее, Чем у С. других типов. Из серии смыслов познавательного С. лишь один оказывается уместным в момент предъявления конфигурации С. Это придает такому С. аналитическую силу и позволяет ему служить хорошим средством предварительной ориентировки и классификации. Для познавательных С. особенно важна та символическая конфигурация, в которой они выступают: она выделяет из многих смыслов С. его первоплановый смысл. Употребление познавательного С. не требует, чтобы использующий его выражал с его помощью какие-то особые и тем более чрезвычайные эмоции или чувства. Напротив, это употребление предполагает определенную рассудительность и рациональность как со стороны того, к кому обращен С., так и со стороны того, кто его употребляет. Последний должен отстраниться и снять по возможности субъективный момент; объективируя С., он должен позволить ему говорить от себя. Относительно ясны не только смыслы познавательного С., но их связи между собой, а также связь смыслов с тем контекстом, в котором используется С.: конфигурации смыслов С. почти всегда удается поставить в соответствие определенную конфигурацию элементов самого контекста. В познании С. играют особенно важную и заметную роль в периоды формирования научных теорий и их кризиса, когда нет еще твердой в ядре и ясной в деталях программы исследований или она начала уже разлагаться и терять определенность. По мере уточнения, конкретизации и стабилизации теории роль С. в ней резко падает. Они постепенно «окостеневают» и превращаются в «знаки». В дальнейшем, в условиях кризиса и разложения теории, многие ее знаки снова обретают характер С.: они становятся многозначными, начинают вызывать споры, выражают и возбуждают определенные душевные состояния, побуждают к деятельности, направленной на трансформацию мира, задаваемого теорией, на нарушение привычных, «естественных» связей его объектов. Так, выражение «V — 1» было С. до тех пор, пока не была разработана теория мнимых и комплексных чисел. Введенное Лейбницем выражение для обозначения производных «(йх/йу)» оставалось С. до XIX в., когда Коши и Больцано была найдена подходящая интерпретация для этого С., т. е. был однозначно определен его смысл. Кризис теории и появление в ней парадоксов — характерный признак того, что центральные ее понятия превратились в многозначные и многофункциональные С. СИМВОЛИКА ЛОГИЧЕСКАЯ — система знаков (символов), используемая в логике для обозначения термов, предикатов, высказываний, логических функций, отношений между высказываниями. В разных логических системах могут использоваться различные системы обозначений, поэтому ниже мы приводим лишь наиболее употребительные символы из числа используемых в литературе по логике: а, Ь, с, ... — начальные буквы латинского алфавита, обычно используются для обозначения индивидных константных выражений, термов; Л, В, С, ... — прописные начальные буквы латинского алфавита, обычно используются для обозначения конкретных высказываний; х, уу 2, ... —буквы, стоящие в конце латинского алфавита, обычно используются для обозначения индивидных переменных; X, У, 2, ... — прописные буквы, стоящие в конце латинского алфавита, обычно используются для обозначения переменных высказываний или пропозициональных переменных; для той же цели часто используют маленькие буквы середины латинского алфавита: р, Я, г, ... ; 1 — знаки, служащие для обозначения отрицания; читаются: «не», «неверно, что»; •; Д; & — знаки для обозначения конъюнкции — логической связки и высказывания, содержащего такую связку в качестве главного знака; читаются: «и»; V — знак для обозначения неисключающей дизъюнкции — логической связки и высказывания, содержащего такую связку в качестве главного знака; читается: «или»; V—знак для обозначения строгой, или исключаю- Символы собственные и несобственные
щей, дизъюнкции; читается: «либо, либо»; -► ; и) — знаки для обозначения импликации — логической связки и высказывания, содержащего такую связку в качестве главного знака; читаются: «если, то»; = ; ++ — знаки для обозначения эквивалентности высказываний; читаются: «если и только если»; I— — знак, обозначающий выводимость одного высказывания из другого, из множества высказываний; читается: «выводимо» (если высказывание А выводимо из пустого множества посылок, что записывается как «ь Л», то знак «I—» читается: «доказуемо»); Г; I — истина (от англ. (гие — истина); Т7; [—ложь (от англ. /аке — ложь); V — квантор общности; читается: «для всякого», «все»; 3 — квантор существования; читается: «существует», «имеется по крайней мере один»; Ц /V; □ — знаки для обозначения модального оператора необходимости; читаются: «необходимо, что»; М; О —знаки для обозначения модального оператора возможности; читаются: «возможно, что». Наряду с перечисленными в многозначных, временных, деонтических и других системах логики используются свои специфические символы, однако каждый раз разъясняется, что именно тот или иной символ обозначает и как он читается (см.: Знак логический). СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЛОГИКА — одно из названий современного этапа в развитии формальной логики. Символы применял в ряде случаев еще Аристотель (384—322 до н. э.), а затем и все последующие ученые- логики. Однако в современной С. л. был сделан качественно новый шаг в использовании символики. Стали использовать языки, содержащие только специальные символы и не включающие слова обычного разговорного языка. СИМВОЛЫ СОБСТВЕННЫЕ И НЕСОБСТВЕННЫЕ — символы, получающиеся в результате разложения предложения или иного языкового выражения на простые, далее неразложимые части. С.с. имеют содержание даже в том случае, если взяты сами по себе. К ним относятся имена, обозначающие некоторые объекты, и переменные, отсылающие к какой-то области объектов. С.н. не имеют самостоятельного содержания, но в сочетании с одним или несколькими С.с. образуют сложные выражения, имеющие самостоятельное содержание. С.н. называются также синкатего- рематическими. К С.н. относятся, в частности: — скобки, в обычном языке — знаки препинания, указывающие, как объединяются между собой различные части выражения; — логические связки, в частности те, которые используются для образования сложных высказываний из простых: «... и ...», «... или ...», «если ..., то ...», «... тогда и только тогда, когда ...», «ни ..., ни ...», «не ..., а ...», «..., но не ...», «неверно, что ... и ...», «неверно, что ...»; — операторы, подобные оператору описания («тот объект, который ...») и кванторам («все» и «некоторые») . Напр., само по себе слово «или» не обозначает никакого объекта. Но в совокупности с двумя (обозначающими) С. с. оно дает новый обозначающий символ: из двух имен «круглое» и «красное» с помощью «или» получается новое имя «круглое или красное», из двух высказываний «Письмо отправлено» и «Письмо сожжено» — новое высказывание «Письмо отправлено или сожжено». Центральная задача логики — отделение правильных схем рассуждения от неправильных и систематизация первых. Логическая правильность определяется логической формой. Для ее выявления нужно отвлечься от содержательных частей рассуждения (С.с.) и сосредоточить внимание на С.н., представляющих эту форму в чистом виде. Отсюда интерес формальной логики к таким словам, как «и», «или», «если и только если» и т. п. СИНКАТЕГОРЕМАТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ, см.: Символы собственные и несобственные. СИНОНИМИЯ — одно из важнейших понятий логической семантики, выражающее тождество значений языковых выражений. Два выражения считаются синонимичными, если имеют одно и то же значение. Это исходное представление о С. уточняется в логической семантике в различных отношениях: 1) по отношению к определенному языку или языкам; 2) по отношению к тем или иным видам языковых выражений (имен, предикатов, предложений и т. п.); 3) по отношению к определенному носителю языка; 4) по отношению к различным видам значения. Так, напр., если мы говорим только о предметном значении языковых выражений, т. е. об их денотатах, то два выражения будут синонимичными в том случае, если их денотаты совпадают. Выражения «самая крупная птица на Земле» и «страус» являются с этой точки зрения синонимами. Критерием такой С. будет истинность предложения «Самая крупная птица на Земле является страусом». Данное предложение фактически истинно, что свидетельствует о том, что указанные выражения являются синонимами. Но если под значением мы имеем в виду не только предметное значение, но и смысл языковых выражений, то синонимами мы будем называть лишь такие выражения, у которых совпадают не только денотаты, но и смысл. Критерием такой С. является не просто истинность, но аналитическая истинность предложения, говорящего о тождестве двух выражений. Напр., истинность такого предложения, как «Всякий холостяк неженат», устанавливается не обращением к фактам, а логическим анализом входящих в него выражений, т. е. является аналитической. Следовательно, выражения «холостяк» и «неженат» являются синонимами в этом более строгом смысле. СИНТАКСИС (греч. зуп1ах18— построение, порядок) — раздел семиотики, исследующий структурные свойства систем знаков, правила их образования и преобразования, отвлекаясь от их интерпретации. Синтаксисом формализованного языка называют систему правил построения выражений этого языка и проверки того, являются ли эти выражения правильно построенными формулами, аксиомами, теоремами, выводами или доказательствами. СИНТАКСИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ — класс однотипных выражений словаря формализованного языка. Этот словарь обычно включает: индивидные знаки — константы и переменные; предикатные выражения; знаки логических связок — отрицания, конъюнкции, дизъюнкции и т. п.; кванторы — общности и существования; пропозициональные переменные (знаки для предложений); вспомогательные символы — скобки, запятые и т. п. Этот словарь служит материалом для образования формул и их преобразования. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД — направление в методологии научного познания и социальной практики, в основе^кото- рого лежит понимание объектов как систем. Специфика С.п. определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Системой называют совокупность элементов, взаимосвязанных между собой таким образом, что возни- кает определенная целостность, единство. Система характеризуется следующими особенностями: 1) целостностью — свойства целого принципиально несводимы к сумме свойств составляющих его элементов, зависимость каждого элемента системы от его места и функций в системе; 2) структурностью — поведение системы обусловлено не столько особенностями ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры; 3) взаимозависимостью системы и среды — система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой; 4) иерархичностью — каждый компонент системы, в свою очередь, может рассматриваться Смысл
как система, а исследуемая в данном случае система сама является элементом более широкой системы; 5) множественностью описаний — в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы; и т. п. С.п. возник в 50-е годы XX в. Он все еще не приобрел вида строгой методологической концепции и выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупностью познавательных принципов, ориентирующих конкретные исследования в определенном направлении. СЛЕДОВАНИЕ, см.: Логическое следование. СЛЕДСТВИЕ, см.: Логическое следование. СЛОЖНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ — высказывание, полученное с помощью логических связок из простых высказываний. Наиболее употребительны С.в., образованные с помощью слов: «и», «или», «если, то», «если и только если», «не». Вместо этих слов в логике используются символы: &, V, С.в. А&В называется конъюнкцией («Л и В»), Л VВ — дизъюнкцией («Л или в»), А^В— импликацией («Если Л, то В»), А = В — эквивалентностью («Л, если и только если В»), ~Л —отрицанием («Неверно, что Л», или «не-А»). Установление смысла и способа употребления логических связок, позволяющих образовывать С.в., является задачей наиболее фундаментальной и вместе с тем самой простой части логики — исчисления высказываний. СЛУЧАЙНОСТЬ ЛОГИЧЕСКАЯ — одна из модальных характеристик высказывания, наряду с возможностью, необходимостью и невозможностью; высказывание случайно, когда и оно само, и его отрицание являются возможными. Случайно то, что может быть и может не быть. С. не равнозначна возможности, которая не может не быть. С. иногда называют «двусторонней возможностью», т. е. равной возможностью и высказывания, и его отрицания. Логически возможно высказывание, не являющееся внутренне противоречивым. Если не только само высказывание, но и его отрицание не содержат противоречия, высказывание является логически С. Случайно, напр.. что все многоклеточные живые существа смертны: ни утверждение этого факта, ни его отрицание не содержат внутреннего (логического) противоречия. В соответствии с законами логики ни само случайное высказывание, ни его отрицание не вытекают из данных законов. С.л. можно сопоставить с физической С., связанной с законами природы. Физически (онтологически, каузально) случайно то, наличие и отсутствие чего не обусловлено законами природы. Напр., эллиптические орбиты планет случайны логически, но не физически; они обусловлены законами небесной механики, но никак не связаны с законами логики. С.л. анализируется модальной логикой в связи с понятиями необходимости, возможности, невозможности. К числу законов, говорящих о С.л., относятся следующие: — отрицание случайного высказывания случайно (напр.: «Если случайно с точки зрения логики, что лошади не говорят, то случайным было бы, если бы они говорили»); — если случайно одно или другое, го случайно и то и другое («Если случайно сказано «да» или сказано «нет», го случайно и «да» и «нет») и т. п. С.л. можно определить через логическую необходимость: высказывание случайно, когда ни оно само, ни противоположное высказывание не являются необходимым. Чаще употребляется, однако, определение С.л. как «двусторонней возможности». СМЫСЛ — в повседневной речи синоним значения. В логической семантике общее значение языковых выражений расщепляют на две части: предметное значение и С. Предметным значением, денотатом, объемом, экс- тенсионалом и т. п. некоторого выражения называют тот предмет или класс предметов, которые обозначаются данным выражением. Вместе с тем каждое выражение несет в себе некоторое мысленное содержание, которое и называют С. Понять некоторое выражение значит усвоить его С. Если С. усвоен, то мы знаем, к каким объектам относится данное выражение, следовательно, С. выражения задает его денотат. Два выражения могут иметь одно и то же предметное значение, но различаться по С. Напр., выражения «самый большой город в СССР» и «го- род, в котором родился А. С. Пушкин» обозначают один и тот же объект — город«Москву, однако обладают разными смыслами. Значением предложения обычно считают его истинностное значение — истину или ложь, С. предложения — выражаемую им мысль. Т. о., все истинные предложения имеют одно и то же значение и различаются только своим С.; то же самое относится к ложным предложениям. Анализом проблем, встающих в связи с попытками точно определить понятие С. для различных типов языковых выражений, занимается специальный раздел логической семантики — теория С. (см.: Имя, Значение, Семантика логическая). СОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ, см.: Понятие. СОВМЕСТИМОСТЬ — вид отношения между понятиями и суждениями. Два понятия называются совместимыми, если их объемы совпадают полностью или частично, т. е. имеют хотя бы один общий элемент. Напр., понятия «комсомолец» и «спортсмен» частично совпадают по своему объему: имеются люди, которые одновременно являются и комсомольцами, и спортсменами, т. е. включаются в объем и первого, и второго понятия, следовательно, эти понятия совместимы. Понятия «первоклассник» и «комсомолец» не имеют общих элементов в своем объеме, т. е. нет ни одного человека, который одновременно является первоклассником и комсомольцем, следовательно, они несовместимы. Совместимые понятия могут быть: равнообъемными, подчиненными и подчиняющими, перекрещивающимися. Совместимыми называют такие суждения, которые могут быть вместе истинными, т. е. истинность одного не исключает истинности другого. Напр., суждения «Некоторые люди — блондины» и «Некоторые люди — не блондины» оба истинны, следовательно, они совместимы. В традиционной логике совместимыми считаются общеутвердительное и частноутвердительное, общеотрицательное и частноотрицательное, частноутвердительное и частноотрицательное суждения. В математической логике совместимыми называют предложения, которые вместе истинны хотя бы при одном наборе значений переменных. Напр., предложения А&В и А—совместимы, так как они одновременно истинны в том случае, когда А истинно и В истинно. СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИКА — одно из имен для обозначения нынешнего этапа в развитии (формальной) логики, начавшегося во второй половине XIX в.— начале XX в. В качестве других имен этого этапа в развитии логики используются также термины математическая логика и символическая логика. Определение «математическая» подчеркивает сходство С.л. по используемым методам с математикой. Определение «символическая» указывает на употребление в С.л. специально созданных для целей логического анализа языков формализованных, являющихся так сказать «насквозь символическими». Определением «современная» новый этап противопоставляется традиционной логике, отличительной чертой которой было то, что она пользовалась при описании правильных способов рассуждения обычным, или естественным, языком, дополненным немногими специальными символами. Традиционная логика и С.л. не являются разными научными дисциплинами, а представляют собой два последовательных периода в развитии одной и той же науки. Основное содержание традиционной логики вошло в С.л., хотя многое при этом оказалось переосмысленным. С.л. с особой наглядностью показала, что развитие логики тесно связано с практикой теоретического мышления и прежде всего с развитием науки. Конкретные рассуждения дают логике материал, из которого она извлекает то, что именуется логической формой, логическим законом и т. п. Теории логической правильности оказываются в конечном счете очищением, систематизацией и обобщением практики мышления. С.л. активно реагирует на изменения в стиле и способе научного мышления, на осмысление его особенностей в методологии науки. Сфера приложений С.л. в изучении систем научного знания непрерывно расширяется. С.л. явилась основой для формирования широкой концепции логики научного познания (логики науки), занимающейся применением идей, методов и аппарата логики к анализу не только дедуктивных, но и всех иных систем научного знания. В 30-е—40-е гг. логика науки интен сивно разрабатывалась в рамках философии неопозитивизма, сделавшей логический анализ языка науки основным средством борьбы с «дурной метафизикой» и порождаемыми ею «псевдопроблемами». Неопозитивизм принял идею о безоговорочной применимости С.л. не только к математике, но и к опытному знанию и резко противопоставил свою логику науки традиционному философскому и методологическому исследованию познания. С точки зрения неопозитивизма, научное знание беспредпосылочно, полностью сводимо к непосредственному опыту и не зависит ни от «метафизики», ни от того социокультурного контекста, в котором существует; научная теория рассматривается только в статике, анализ ее возникновения и развития выносится за рамки методологии; факты считаются независимыми от теории и в совокупности составляющими тот безусловный фундамент, к которому должны сводиться теоретические положения. Все эти особенности неопозитивистской методологии науки — изоляционизм, отказ от исследования научного знания в динамике, наивный индукционизм, эмпирический фундаментализм и редукционизм — сказались не только на самой этой методологии, но и на направляемом ею логическом анализе научного знания. Претенциозная программа сведения философии науки к логическому анализу ее языка потерпела крах. Причина этого краха не в принципиальной неприменимости С.л. к опытному знанию, а в порочных философско- методологических установках, связанных с фетишизацией формальных аспектов познания, абсолютизацией языка и формальной логики. Неопозитивистское расширительное истолкование возможностей С.л. в исследовании науки было преодолено только в конце 50-х — начале 60-х гг., когда стало очевидно, что задачи, которые выдвигались перед С.л. неопозитивизмом, плохо поставлены и не имеют решения.
|