КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гелий неэлектропроводен. 4 страницаОСМЫСЛЕННОСТЬ — наличие смысла, в противоположность бессмысленности — отсутствию смысла. Традиционно важной всегда считалась дихотомия истина — л о ж ь и основной проблемой — проблема отличения истинных предложений от ложных. Однако в начале XX в. на первый план выдвинулась еще более фундаментальная дихотомия: осмысленность— бессмысленность и была осознана важность отличения осмысленных предложений от бессмысленных. В самом деле, прежде чем решать вопрос о том, истинно или ложно некоторое предложение, мы должны ответить на вопрос: осмысленно ли оно? Только осмысленные предложения могут быть истинными или ложными. Для того чтобы быть осмысленным, предложение, безусловно, должно быть грамматически правильно построено. Если мы встречаем, напр., словосочетание «Цезарь есть когда», то нам нетрудно установить, что оно лишено смысла, ибо в нем нарушены обычные правила грамматики и оно не представляет собой правильно построенного предложения. Однако вопрос об О. или бессмысленности становится чрезвычайно сложным, когда мы встречаемся с такими, напр., предложениями: «Цезарь есть простое число» или «Зеленые идеи яростно спят». Здесь нет нарушения грамматических правил, это правильно построенные предложения; но осмысленны ли они? Было предложено несколько критериев О. предложений — верификационный, операциональный, критерий переводимо с т и и т. п., однако ни один из них не дает вполне удовлетворительного решения проблемы (см.: Смысл). ОСНОВАНИЕ И СЛЕДСТВИЕ — час ти условного высказывания, устанавливающего, что одно событие, состояние и т. п. является в том или ином смысле условием или основанием для другого. Условное высказывание обычно формулируется с помощью связки «если ... , то ...». Высказывание, идущее после слова «если», называется основанием или антецедентом (предыдущим); высказывание, идущее после слова «то», называется следствием или консеквен- том (последующим). Напр., в высказывании «Если по проводнику течет ток, то вокруг проводника образуется магнитное поле» высказывание «по проводнику течет ток» — О., «вокруг проводника образуется магнитное поле» — С. Условное высказывание в языке логики представляется импликацией; входящие в нее высказывания также называются одно — О. (антецедентом), другое — С. (консеквентом). ОТНОШЕНИЕ (в логике) отождествляется с многоместным предикатом. Предикаты подразделяются на одноместные, соответствующие свойствам предметов, и многоместные (двухместные, трехместные и вообще я-местные, где п^ 2), соответствующие О. При этом предикаты записываются в виде пропозициональных функций (см.: Функция пропозициональная). Число переменных в функции характеризует число мест, вместо которых могут подставляться имена предметов. Так, пропозициональная функция Р (х) является функцией с одной переменной и соответствует свойству; пропозициональная функция хРу с двумя переменными соответствует двухместному О.; пропозициональная функция Р (х, у, г) с тремя переменными соответствует трехместному О. и т. д. Примером одноместного предиката и соответствующей ему пропозициональной функции от одной переменной может быть функция «четное число (*)» или «х — четное число». Она соответствует свойству «быть четным числом». Примером двухместного предиката и соответствующей ему пропозициональной функции от двух переменных может быть функция «х больше (/». Она соответствует двухместному О. «больше». Примером трехместного предиката и соответствующей ему пропозициональной функции от трех переменных может быть функция «х находится между у и 2». Она соответствует трехместному О. «находиться между». Свойство, таким образом, представляет собой такую характеристику предмета, приписывание которой одному- единственному индивиду приводит к образованию либо истинного, либо ложного суждения. Так, подставив в функцию «х — четное число», соответствующую свойству, вместо переменной х индивид 4, мы получим истинное суждение «4 — четное число». Произведя вместо х подстановку числа 5, мы получим ложное суждение. О. же есть такая характеристика, которая для образования либо истинного, либо ложного суждения требует по меньшей мере приписывания ее двум предметам. Так, подставив вместо х и у в функцию «х боль- Отношение включения класса в класс
ше у» числа 5 и 3, мы получим истинное суждение «5 больше 3»; подставив же числа 1 и 2, мы получим ложное суждение «1 больше 2». Если же мы припишем О. «больше» одному предмету, напр, числу 3, то получим выражение «3 больше», которое не образует истинного или ложного суждения, а является бессмысленным выражением. ОТНОШЕНИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ КЛА<^ СА В КЛАСС, см.: Множеств теория. ОТНОШЕНИЕ НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ (иррефлексивное) — двухместное отношение /?, определенное на некотором множестве, такое, что для любого элемента х этого множества неверно, что оно находится в отношении У? к самому себе (неверно, что хЯх), т. е. возможен случай, что элемент множества не находится в отношении Я к самому себе. Примерами О.н. могут быть «заботиться о», «развлекать», «нервировать» и т. п. Так, если х заботится о у, то х не обязательно заботится о самом себе (см.: Отношение рефлексивное) . ОТНОШЕНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТА КЛАССУ (МНОЖЕСТВУ), см.: Множеств теория. ОТНОШЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ — бинарное (двухместное) отношение /?, определенное на некотором множестве и отличающееся тем, что для любого х некоторого множества элемент х находится в отношении /? к самому себе, т. е. для любого элемента х этого множества имеет место хНх. Примерами О.р. могут быть: равенство (=), меньше или равно (^), одновременность, сходство и др. Так, каждое событие х одновременно с самим собой, т. е. имеет место хКх. ОТНОШЕНИЕ СИММЕТРИЧНОЕ — бинарное (двухместное) отношение Я, определенное на некотором множестве и характеризующееся тем, что для любых элементов х и у этого множества из того, что х находится к I/ в отношении /? (хКу), следует, что и у находится в том же отношении к х {уНх). Примером О.с. может быть равенство (=), отношение типа равенства, подобия, одновременности, некоторые отношения родства и др. Так, отношение братства — симметрично (если речь идет о любых лицах мужского пола), поскольку является истинным предложение: «Если х является братом у, то и у является братом х» (напр., если Иван — брат Петра, то и Петр — брат Ивана). ОТНОШЕНИЕ ТИПА РАВЕНСТВА — двухместное отношение /? между предметами х и у области О (см.: Предметная область), удовлетворяющее следующим аксиомам (условиям): 1) аксиоме рефлексивности: хКх (предмет находится в отношении К к самому себе) (см.: Отношение рефлексивное)', 2) аксиоме симметричности: хЯу—>у%х (если предмет х находится в отношении /? к предмету у, то и у находится в отношении /? к х) (см.: Отношение симметричное)', 3) аксиоме транзитивности: хКу&уКг—>хКг (если предмет х находится в отношении Я к предмету у и у находится в отношении /? к г, то х находится в отношении /? к г) (см.: Отношение транзитивное). Если к.-л. конкретное по содержанию отношение К удовлетворяет всем аксиомам (1) — (3), то оно является О.т.р. Так, отношения равенства, равномощности двух множеств, обмениваемости товаров на рынке, подобия и т. п. удовлетворяют нашим аксиомам, а потому являются О. т.р. Таково же и отношение одновременности (событий), поскольку предложения «Каждое событие одновременно с самим собой» (см. акс. (1)), «Если событие х одновременно с событием у, то и у одновременно с х» (см. аксиому (2) ), «Если х одновременно с у и у одновременно с 2, то и х одновременно с 2» (см. акс. (3)) являются истинными. Отношение же «больше» не является О.т.р., поскольку оно не удовлетворяет акс. (1) и (2): предложения «Каждый предмет х больше самого себя», «Если предмет х больше предмета у, то и у больше х» являются ложными. О.т.р. играют большую роль в логике. С их помощью можно выделять в предметах той или иной области некоторые общие свойства и соответствующие им множества (см.: Определения через абстракцию) и тем самым объяснить процесс формирования понятий. ОТНОШЕНИЕ ТРАНЗИТИВНОЕ — двухместное отношение /?, определенное на некотором множестве, характеризующееся тем, что для любых х, у, г этого множества из хЯу и х#г следует х#г {хКу & уЯг—хКг). Примерами О.т. могут быть: «больше», «меньше», «равно», «подобно», «выше», «севернее» и др. Гак, если х больше у, а у больше 2, то х больше 2. ОТНОШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ (ОДНОЗНАЧНОЕ) — бинарное (двухмест- ное) отношение /?, определенное на некотором множестве и характеризующееся тем, что каждому значению у отношения хЯу соответствует лишь одно-един- ственное значение х. Примером О.ф. может быть отношение «х отец у»у т. к. каждому значению у соответствует единственное значение х: каждый человек имеет единственного отца. Свойство функциональности отношения записывается в виде аксиомы: из (хКу и гКу) следует (х = г). Поскольку каждому значению у в выражениях хЯу и гЯу соответствует одно и то же значение для х и 2, то х и г совпадут, окажутся одними и теми же. О.ф. — однозначно, поскольку в общем случае каждому значению у отношения хЯу соответствует лишь одно-единственное значение х, но не наоборот: каждому значению х отношения хку может соответствовать не одно-единственное у. Так, в отношении «х отец у» каждому х может соответствовать несколько у: каждый отец может иметь несколько детей. Частным случаем О.ф. хКу является одно-однозначное или взаимно однозначное отношение: в нем не только каждому значению х соответствует единственное значение у, но и каждому значению у соответствует единственное значение х. Примером такого отношения может быть и отношение «х есть отец единственного у». Другим примером одно-однозначного отношения могут быть отношения между числами, выражаемые формулой «х = — у», т. к. для каждого числа у имеется лишь одно число, удовлетворяющее этой зависимости, и для каждого числа х имеется также лишь одно число, удовлетворяющее той же самой зависимости (см.: Функция). ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ НЕТОЖДЕСТВЕННОГО ЗАКОН — один из основных законов диалектики познания, отображения постоянно движущейся, изменяющейся, «текучей» и «неопределенной» действительности в понятиях, суждениях, научных теориях, обладающих при этом однозначным, вполне определенным и «жестким» содержанием. О.н.з. объясняет указанную выше особенность познавательной деятельности человека, которая имеет универсальный характер. О.н.з. можно сформулировать так: в процессе познания движущейся и изменяющейся действительности мы прибегаем к «остановкам» движения и изменения, к превращениям непрерывного в дискретное, нерасчлененного в расчлененное и схематизированное, живого и бесконечно многообразного в «огрубленное», «омертвленное», «текучего» и недостаточно определенного в «жесткое» и определенное и тем самым прибегаем к отождествлению познавательного образа, некоторой модели и изучаемого оригинала, которые, строго говоря, не являются тождественными. Формулировка этого закона опирается на известную мысль В. И. Ленина, который писал: «Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление,— и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия. И в этом суть диалектики. Э т у-т о суть и выражает формула: единство, тождество противоположностей» (Ленин В. И. Поли. собр. соч.— Т. 29.— С. 233). ОТРИЦАНИЕ — логическая операция, с помощью которой из данного высказывания получается новое высказывание; при этом если исходное высказывание истинно, его О. не является истинным, а если оно ложно, его О. не является ложным. Отрицательное высказывание состоит из исходного высказывания и помещаемого перед ним знака О. (в логике ~ или 1), читаемого как «не» или «неверно, что»; О. высказывания А является сложное высказывание ~А. В логике классической, если высказывание А истинно, его О. ~ А ложно, а если А ложно, его О. ~А истинно. Напр., так как высказывание «10 — четное число» истинно, его О. «Неверно, что 10 — четное число» ложно. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, см.: Отрицание. ОЦЕНКА, см.: Оценочное высказывание. ОЦЕНОК ЛОГИКА — раздел логики, изучающий логическую структуру и логические связи оценочных высказываний. О.л., являющаяся ветвью модальной логики, слагается из логики абсолютных оценок, формулируемых обычно с помощью понятий «хорошо», «плохо» и «(оценочно) безразлично», и логики сравнительных оценок, в которых используются понятия «лучше», «хуже» и «равноценно». Сравнительные оценки называются также предпочтениями, а их логика — предпочтений логикой. Первая попытка создать логическую теорию абсолютных оценок («логику добра») была предпринята еще в 20-е годы немецким философом Э. Гуссерлем. Однако впервые эта логика была сформулирована только в конце 60-х — начале 70-х годов (А. А. Ивин, Е. Калиновский, X. Вессель и др.). - В логике абсолютных оценок принимается, что позитивно ценное (хорошее, добро) и негативно ценное (плохое, зло) взаимно определимы: объект является хорошим, когда его отсутствие негативно ценно; объект является плохим, когда его отсутствие позитивно ценно. Напр.: «Быть здоровым хорошо, только если быть больным плохо»; «Плохо, что случаются пожары, только если хорошо, когда их нет». Безразлично то, что не является ни хорошим, ни плохим. Среди законов О.л. положения: — ничто не может быть одновременно хорошим и безразличным, безразличным и плохим; — если что-то безразлично, то и противоположное безразлично («Если все равно, что небо голубое, то было бы все равно, если бы оно не было голубым») ; — хорошо первое и хорошо второе, только если хорошо вместе первое и второе («Хорошо иметь кошку и хорошо иметь собаку; только если хорошо иметь кошку и собаку») и др. Принимаемый обычно в логике абсолютных оценок принцип аксиологической полноты утверждает, что всякий объект является или хорошим, или безразличным, или плохим. Этот принцип справедлив только в случае предположения, что множество вещей, о ценности которых имеется определенное представление, совпадает со множеством всех вещей. Такое предположение не всегда оправданно. Напр., то, что у трапеции четыре стороны, скорее всего ни хорошо, ни плохо, ни безразлично; такого рода факты вообще лежат вне сферы наших оценок. Другой принцип, также не являющийся универсальным,— принцип аксиологической непротиворечивости: противоречащие друг другу состояния не могут быть вместе хорошими (плохими). Напр.: «Неверно, что хорошо как путешествовать, так и не путешествовать, летать самолетами и не делать этого» и т. п. Этот принцип требует внутренней непротиворечивости системы принятых оценок, реальные же множества оценок нередко непоследовательны. Нормы — это частный случай оценок, а именно групповые оценки, поддержанные угрозой наказания. Нормативные понятия «обязательно», «разрешено» и «запрещено» определимы в терминах абсолютных оценочных понятий: «Обязательно Л» равносильно «Л позитивно ценно, и хорошо, что уклонение от А ведет к наказанию». Нормативное высказывание является сокращенной формулировкой оценочного высказывания. Это означает, что О.л. содержит деонтическую логику и является в этом смысле более фундаментальной. Логика абсолютных оценок и логика сравнительных оценок несводимы друг к другу и являются двумя самостоятельными разделами О.л. «Лучше» неопределимо через «хорошо»: лучше одна другой могут быть и две хорошие, и две плохие вещи. Иногда «хорошо» так определяется через «лучше»: нечто является хорошим, когда его наличие лучше, чем его отсутствие. Напр.: «Хорошо иметь синий цвет, если и только если быть синим лучше, чем не быть синим». Однако это и подобные ему определения носят только частичный характер и не позволяют получить «логику добра» в качестве следствия логики предпочтений. Идеи и аппарат О.л. нашли интересные приложения в целом ряде областей, и прежде всего в политической экономии, в лингвистике, в исследовании морали, права, в философском анализе ценностей. При изучении научного познания эти приложения связаны прежде всего с анализом социально-исторической обусловленности познания, зависимости его от эпохи и других контекстуальных характеристик познания. Важную роль О.л. играет в обосновании моральных норм и в критике распространенного в буржуазной философии тезиса, что наука не должна содержать ценностей, поскольку споры о них в принципе не могут носить научного характера. ОЦЕНОЧНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ, см.: Аксиологическая модальность. ОЦЕНОЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ — высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта, дающее ему оценку. Логическая структура и логические связи О.в. изучаются оценок логикой, слагающейся из логики абсолютных оценок и предпочтений логики (см.: Аксиологическая модальность). Способы выражения оценок чрезвычайно разнообразны. Абсолютные оценки выражаются чаще всего предложениями с оценочными словами «хорошо», «плохо», «(оценочно) безразлично». Вместо них могут использоваться слова: «позитивно ценно», «негативно ценно», «добро», «зло» и т. п. Сравнительные оценки формулируются в предложениях с оценочными словами «лучше», «хуже», «равноценно», «предпочитается» и т. п. В языке для правильного понимания оценок важную роль играет контекст, в котором они формулируются. Можно выделять обычные, или стандартные, формулировки оценочного высказывания, но в принципе предложение едва ли не любой грамматической формы способно в соответствующем контексте выражать оценку. Выделить О.в. среди других видов высказываний, опираясь только на грамматические основания, трудно. Понятие О.в. может быть прояснено путем противопоставления его высказыванию дескриптивному (описательному), а также с помощью исследования внутренней структуры оценок и их видов. Оценка является выражением ценностного отношения утверждения к объекту, противоположного описательному, или истинностному, отношению. В случае истинностного отношения отправным пунктом сопоставления утверждения и объекта является последний; утверждение выступает как его описание. В случае ценностного отношения исходным является утверждение, выступающее как образец, стандарт. Соответствие ему объекта характеризуется в оценочных понятиях. Позитивно ценным является объект, соответствующий высказанному о нем утверждению, отвечающий предъявляемым к нему требованиям. Допустим, что сопоставляются ка- кой-то дом и его план. Можно, приняв за исходное дом, сказать, что план, соответствующий дому, является истинным. Но можно, приняв за исходное план, сказать, что дом, отвечающий плану, является хорошим, т. е. таким, каким он должен быть. В обычном языке между истиной и оценкой есть определенное различие. Слово «истинный» употребляется, как правило, только применительно к высказываниям, слово же «хороший» многофункционально. Напр., «Хорошо, что гремит гром» — это оценка, говорящая о соответствии ситуации какому-то не указанному явно представлению; «Хорошая трава — зеленая» — в этом высказывании фиксируется одно из свойств, входящих в стандартное представление о том, какой должна быть «настоящая» трава; «Этот снег хороший» — оценка, основанием которой является образцовое представление о снеге, и т. п. Оценочное отношение мысли к действительности чаще всего выражается ' не с помощью особых оценочных понятий, а высказываниями с явным или подразумеваемым «должно быть»: «Ученый должен быть критичным», «Электрон на стационарной орбите не должен излучать» и т. п. Оценка включает следующие части, или компоненты: субъект оценки— лицо (или группа лиц), приписывающее ценность некоторому объекту; предмет оценки — объект, которому приписывается ценность, или объекты, ценности которых сопоставляются; характер оценки — абсолютная и сравнительная; основание оценки — это то, с точки зрения чего производится оценивание. Не все эти части находят явное выражение в О.в. Но это не означает, что они не обязательны. Без любой из них нет оценки и, значит, нет фиксирующего ее О.в. О.в. не является ни истинным, ни ложным. Истина характеризует отношения между описательным высказыванием и действительностью; оценки не являются описаниями. Они могут характеризоваться как целесообразные, эффективные, разумные, обоснованные и т. п., но не как истинные или ложные. Споры по поводу приложимости к О.в. терминов «истинно» и «ложно» во многом связаны с распространенностью двойственных, описательно-оценочных выражений, которые в одних ситуациях функционируют как описания, а в других — как оценки. Т. наз. «Юма принцип», вызывающий до сих пор дискуссии, говорит о невозможности логического перехода (вывода) от фактических (описательных) утверждений к утверждениям долженствования. Данный принцип принимается логикой оценок, отвергающей как выводимость оценок из чистых описаний, так и выводимость описаний из оценок. Это не означает, однако, ни того, что между описательными высказываниями и О.в. нет вообще никаких связей, ни того, что оценки не способны иметь эмпирическое обоснование. ОШИБКА ЛОГИЧЕСКАЯ — наруше ние к.-л. законов, правил и схем логики. Если ошибка допущена неумышленно, она называется паралогизмом; если правила логики нарушают умышленно, то это — софизм. Логические ошибки следует отличать от фактических ошибок. Последние обусловлены не нарушением правил логики, а незнанием предмета, фактического положения дел, о котором идет речь. К О.л. нельзя причислять также ошибки словесного выражения наших мыслей. К числу последних относится широко известная омонимия — смешение понятий, происходящее вследствие того, что разные понятия часто выражаются одним и тем же словом, напр, «материализм» философский и «материализм» в практической жизни, близкий к бездуховности. Классификация О.л. обычно связывается с различными логическими операциями и видами умозаключений. Так, можно выделить ошибки в делении понятий, в определении понятий; ошибки в индуктивном выводе; ошибки в дедуктивных умозаключениях; ошибки в доказательстве: по отношению к тезису, к аргументам, к демонстрации. Ошибка многих вопросов состоит в том, что в вопросе, который один из оппонентов задает другому, содержится не один, а несколько вопросов. Отвечающий дает ответ на один из них, но спрашивающий истолковывает этот ответ как ответ на другие подразумеваемые вопросы. Ошибка многих вопросов применялась в качестве софистической уловки еще в Древней Греции. Напр., задается вопрос: «Перестал ли ты бить своего отца?» — и требуется однозначный ответ «да» или «нет» (якобы для того, чтобы избежать многословности и неопределенности). Из ответа «да» спрашивающий немедленно делает вывод о том, что вы признались в избиении своего отца. Иногда ошибка многих вопросов состоит в том, что спрашивающий задает сразу несколько вопросов, не давая возможности ответить на каждый из них, а требуя одного ответа на все свои вопросы. Для того чтобы избежать этой ошибки, следует четко отделить один вопрос от другого и последовательно ответить на каждый из них. Ошибка отрицания основания — рассуждение по одному из модусов условно-категорического силлогизма, который не дает достоверного вывода. Схема ошибочного рассуждения выглядит следующим образом: Если А, то В Не-А Не-В Здесь мы из отрицания основания условного суждения выводим отрицание следствия этого суждения. Такой вывод делать нельзя. Пример: Если у человека повышена температура, то он болен. У Н. температура не повышена. Н. не болен. Каждый знает, что далеко не всегда у больного человека повышается температура. Можно доказать, что приведенная выше схема рассуждения является ошибочной. Запишем наши посылки и вывод в символической форме: А—>ВУ ~ А, ~В; затем посылки соединим знаком конъюнкции и свяжем с ними выводное суждение знаком импликации, получим формулу: [(Л—*В)& ~ А]—► ~В. Эта формула в целом оказывается ложной в том случае, когда А ложно и В ложно, следовательно, она не выражает закона логики и строить рассуждение в такой форме нельзя. Ошибка произвольного вывода — ошибка при доказательстве, когда доказываемый тезис не вытекает логически из аргументов, а произвольно присоединяется к ним с помощью слов «таким образом», «следовательно» и т. п. Часто используется как софистическая уловка в споре (см.: «Не следует»). Ошибка разделения — разновидность учетверения терминов в простом категорическом силлогизме: средний термин в большей посылке употребляется в собирательном смысле, а в меньшей посылке — в разделительном смысле, что приводит к ошибочному выводу (см.: Учетверение терминов). Напр.: Произведения Пушкина нельзя прочитать за один день. «Медный всадник» — произведение Пушкина. «Медный всадник» нельзя прочитать за один день. Ошибка утверждения следствия — рассуждение по одному из модусов у с л о в н о-к а т е г о- рического силлогизма, который не дает достоверного вывода. Схема ошибочного рассуждения выглядит следующим образом: Если А, то В В ~А Здесь из наличия следствия условного суждения делается вывод о наличии основания этого суждения. Такой вывод делать нельзя. Напр.: Если данное вещество — сахар, то оно растворяется в воде. Данное вещество растворяется в воде. Следовательно, данное вещество — сахар. Несмотря на истинность условной посылки, из того, что некоторое вещество растворяется в воде, еще нельзя сделать вывода о том, что это сахар. Это может быть и соль. Можно доказать, что приведенная выше схема рассуждения является ошибочной. Запишем наши посылки и вывод в символической форме: А—*В, В, А\ затем посылки соединим знаком конъюнкции и свяжем с ними выводное суждение знаком импликации, получим формулу: \(А—+В)&В]—+А. Эта формула в целом оказывается ложной в том случае, когда суждение А ложно, а суждение В истинно, следовательно, она не выражает закона логики и строить рассуждение в такой форме нельзя.
п
ПАРАДИГМА (от греч. рагси1е1§та — пример, образец) — совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания. Неизбежные в ходе научного познания затруднения то или иное сообщество ученых стремится разрешать в рамках принятой им парадигмы. Так, в свое время ученые стремились интерпретировать новые эмпирические данные науки в рамках механистического мировоззрения, абсолютизировавшего представления классической механики, представлявшего собой некоторую П. Революционные сдвиги в развитии науки связаны с изменением П. ПАРАДОКС (греч. рагаёохоз) — в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися мнениями, отрицание того, что представляется «безусловно пра вильным»; в более узком смысле — два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. Парадоксальны в широком смысле афоризмы, подобные «Люди жестоки, но человек добр», любые мнения и суждения, противостоящие общеизвестному, «ортодоксальному». Парадоксальным казался в свое время закон всемирного тяготения И. Ньютона, объединявший такие разные виды движения, как падение яблока и движение планет по орбитам. Несомненный оттенок П. имела и волновая теория света, утверждавшая, что в центре тени, отбрасываемой небольшим непрозрачным диском, должно быть светлое пятно. Ускорение процесса развития науки привело к тому, что парадоксальность стала одной из характерных черт современного научного познания. Если еще сто лет назад П. воспринимался как досадное препятствие на пути познания, то сейчас стало ясно, что наиболее глубокие и сложные проблемы нередко встают в остропарадоксальной форме. Особую роль П. играют в логике. Они свидетельствуют о том, что привычные приемы теоретического мышления сами по себе не обеспечивают надежного продвижения к истине. П. можно рассматривать как критику логики в ее наивной, интуитивной форме. П. играют роль фактора, контролирующего и ставящего ограничения на пути конструирования логических систем. И здесь их можно сравнить с экспериментом, проверяющим правильность систем таких наук, как, скажем, физика и химия, и заставляющих вносить в них изменения. П. в логической теории говорит о несовместимости допущений, лежащих в ее основе. Он выступает как своевременно обнаруженный симптом болезни, без которого последнюю можно было бы долгое время не замечать. Наиболее известную и сложную группу П. составляют антиномии. В их числе: антиномия «лжеца» П., антиномия Рассела, антиномия Грел- линга — Нельсона и др. Несколько особняком стоит знаменитый П. «"Протагор и Еватл» и такие его версии, как «Крокодил и мать», «Санчо Панса» и др. По преданию, философ-софист Протагор (V в. до н. э.) заключил со своим учеником Еватлом договор: Еватл, обучавшийся праву, должен заплатить за обучение лишь в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. Закончив обучение, Еватл не стал, однако, участвовать в процессах. Протагор подал на него в суд, аргументируя свое требование таким образом: «Каким бы ни был результат суда, Еватл должен будет заплатить. Он либо выиграет этот свой первый процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит в силу заключенного договора. Если проиграет, заплатит согласно решению суда». На это Еватл ответил: «Если я выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить. Если суд будет не в мою пользу, это будет означать, что я проиграл свой первый процесс и не заплачу в силу договора».
|