КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гелий неэлектропроводен. 6 страницаПРАВИЛО ОТДЕЛЕНИЯ, см.: Модус поненс. ПРЕВРАЩЕНИЕ (лат. оЬVе^з^о) в традиционной логике — вид непосредственного умозаключения, характеризующегося тем, что в исходных суждениях вида А, Е, /, О (см.: Суждение) предикат Р заменяется на не-Р (т. е. на его дополнение), и наоборот, и при этом качество суждения изменяется (утвердительное суждение преобразуется в отрицательное, и наоборот), а его общность (т. е. количество суждения) остается прежней. Так, из истинного суждения вида «Все 5 суть Р» путем его П. можно получить истинное суждение вида «Ни одно 5 не есть не-Р» (ср.: «Все тигры — хищные животные» и «Ни один тигр не является не-хищным животным»). Из истинного суждения вида «Ни одно 5 не есть Р» можно путем П. получить истинное суждение вида «Все 5 суть не-Р» (ср.: «Ни один кит не есть рыба» и «Все киты суть не-рыбы»). Из истинного суждения вида «Некоторые 5 суть Р» путем П. можно получить истинное суждение вида «Некоторые 5 не суть не-Р» (ср.: «Некоторые металлы являются жидкими» и «Некоторые металлы не являются не-жидкими»). Из истинного суждения вида «Некоторые 5 не суть Р» путем П. можно получить истинное суждение вида «Некоторые 5 есть не-Р» (ср.: «Некоторые учащиеся не являются отличниками» и «Некоторые учащиеся являются не-отличниками»). с ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ОСНОВАНИЯ» (лат. реНИо рппари) —ошибка логическая в доказательстве, заключающаяся в том, что в качестве аргумента (основания), обосновывающего тезис, приводится положение, которое хотя и не является заведомо ложным, однако нуждается в доказательстве. Так, социологическое учение английского экономиста и священника Т. Р. Мальтуса (1766—1834) опиралось на два основных аргумента: население растет в геометрической прогрессии, в то время как средства к существованию возрастают лишь в арифметической прогрессии. Оба эти аргумента были недоказанными, поэтому Мальтус совершал ошибку И.о. Ошибка стала явной, когда было показано, что население растет гораздо медленнее, чем предполагал Мальтус, а объем средств к существованию, напротив, возрастает намного быстрее. ПРЕДИКАТ (лат. ргоесИса1ит—сказанное) — языковое выражение, обозначающее какое-то свойство или от- ношение. П., указывающий на свойство отдельного предмета (напр., «быть зеленым»), называется одноместным. П., обозначающий отношение, называется двухместным, трехместным и т. д., в зависимости от числа членов данного отношения («любит», «находится между» и т. д.). В традиционной логике П. понимался только как свойство, предикативная связь означала, что предмету (субъекту) присущ определенный признак. Это ограничение существенно ослабляло выразительные возможности языка логики. В частности, в системах аксиом математических теорий всегда имеются аксиомы, невыразимые посредством одноместных П. В современной логике предикация рассматривается как частный случай функциональной зависимости. П. называются функции, значениями которых служат высказывания. Напр., выражение «... есть зеленый» (или «х есть зеленый») является функцией от одной переменной, «... любит ...» («х любит у») — функция от двух переменных, «... находится между ... и ...» («х находится между у и г») — функция от трех переменных и т. д. Эти выражения превращаются в высказывания при соответствующей подстановке имен вместо переменных или при связывании переменных кванторами (см.: Логика предикатов). ПРЕДЛОЖЕНИЕ — соединение слов, имеющее самостоятельный смысл, т. е. выражающее законченную мысль. Логика заимствует этот термин из грамматики и использует при определении высказывания как грамматически правильного П., взятого вместе с его содержанием. Термин «П.» употребляется также в искусственном (формализованном) языке логики для обозначения тех последовательностей символов, которые при их содержательной интерпретации дают П.- естественного языка. Для описания П. часто используется теория немецкого логика Г. Фреге (1848—1925), согласно которой П. является именем определенного рода. Как и в обычном имени, содержание П. включает смысл и обозначаемый объект — денотат. Смысл П. можно охарактеризовать как то, что бывает усвоено, когда П. понято, или как то общее, что имеют два П. в различных языках, если они правильно переведены. В качестве объектов, обозначаемых П., выступают два абстрактных предмета, называемых истинностными значениями, — истина и ложь; устанавливается, что все истинные П. обозначают истину, а все ложные П. обозначают ложь. Так, П. «И. С. Тургенев — автор романа „Отцы и дети“» и «Ф. М. Достоевский — автор романа „Бесы“» имеют разный смысл, но обозначают один и тот же объект — истину; П. «Луна обитаема» и «Марс — спутник Фобоса», имеющие разный смысл, обозначают один и тот же объект — ложь. Преимуществом такого взгляда на П. является возможность непосредственного применения к ним всего того, что говорится об именах. Отождествление П. с именами определенного рода упрощает логическую теорию и придает ей единообразие. Тем не менее оно во многом представляется неестественным. Наиболее обычным употреблением П. является не просто называние ч.-л., скажем, абстрактных объектов, подобных истине и лжи, а формулировка утверждений. Истолкование П. как частного случая имен заставляет считать такие разные П., как «Волга впадает в Каспийское море» и «Лошади едят овес», обозначающими один и тот же объект, что явно не соответствует обычным представлениям о П. Существуют и многие другие теории содержания П., однако ни одна из них не является общепринятой. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, или: Универсум рассуждения, область теории, — множество объектов, рассматриваемых в пределах отдельного рассуждения, научной теории. П.о. включает прежде всего индивиды, т. е. элементарные объекты, изучаемые теорией, а также свойства, отношения и функции, рассматриваемые в теории. Напр., П.о. в зоологии служит множество животных, в теории чисел — натуральный ряд чисел, в логике предикатов — любая фиксированная область, содержащая по меньшей мере один предмет. П.о., соединяющая в единство разнотипные объекты, изучаемые в какой- то теории, представляет собой логическую абстракцию. Допущение существования П.о. нетривиально, ибо в обычных рассуждениях далеко не всегда уда ется удовлетворить ему естественным образом. ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛОГИКА —ло гика сравнительных оценок, выражаемых при помощи понятий «лучше», «хуже», «равноценно», называемых предпочтениями. Логическое исследование сравнительных оценок началось в конце 40-х годов этого века в связи с попытками установить формальные критерии разумного (рационального) предпочтения. В качестве самостоятельного раздела модальной логики П.л. начала развиваться после работ Г. X. фон Вригта. В П.л. принимается, что «лучше» и «хуже» взаимно определимы: один объект лучше другого в том и только том случае, когда второй хуже первого. Напр.: «Здоровье лучше болезни» равносильно «Болезнь хуже здоровья». Равноценное определяется как не являющееся ни лучшим, ни худшим («Бронзовая скульптура равноценна мраморной, только если бронзовая скульптура не лучше мраморной и не хуже ее»). Равноценными могут быть и хорошие, и плохие объекты. В числе законов П.л. положения: — ничто не лучше самого себя; — если одно лучше другого, то неверно, что второе лучше первого («Если троллейбус лучше автобуса, то неверно, что автобус лучше троллейбуса») ; — ничто не может быть и лучше, и хуже другого («Неверно, что зима лучше лета и вместе с тем зима хуже лета»); — если первое лучше второго, а второе равноценно третьему, то первое лучше третьего; — все равноценно самому себе; — если первое равноценно второму, а второе — третьему, то первое равноценно третьему, и т. п. В П.л. принимается обычно принцип аксиологической полноты для сравнительных оценок: любые два объекта таковы, что один из них или лучше другого, или хуже, или они равноценны. Этот принцип опирается на допущение, что множество вещей, ценность которых может сравниваться, охватывает все мыслимые вещи. Очевидно, однако, что сопоставляться на предмет предпочтения могут не любые объекты. Скажем, быть простым числом не лучше и не хуже, чем быть совершенным числом, но это не означает, что простое и совершенное числа в каком-то смысле равноценны. Объекты, подобные числам или геометрическим фигурам, лежат, по всей вероятности, вне области наших предпочтений. Принцип аксиологической полноты не является, таким образом, подлинно универсальным, приложимым к любым совокупностям объектов. Неочевидна также универсальность законов, подобных такому: неверно, что наличие какого-то объекта лучше его отсутствия и вместе с тем отсутствие его лучше, чем наличие. Законами этого типа предполагается непротиворечивость множества принимаемых нами предпочтений. Хорошо известно, однако, что реальные совокупности оценок нередко бывают непоследовательными. Принятие условия непротиворечивости ограничивает применимость П.л. внутренне последовательными системами оценок. Для некоторых типов предпочтений справедлив закон транзитивности: если первое лучше второго, а второе лучше третьего, то первое лучше третьего. В общем же случае предпочтение не является транзитивным (переходным). Напр., если кто-то предпочитает лимону апельсин, а апельсину яблоко, то из этого еще не вытекает, как кажется, что он предпочитает также лимону яблоко. Отказ от закона транзитивности имеет несколько неожиданное следствие. Человек, не следующий в своих предпочтениях этому закону, лишается возможности выбрать наиболее ценную вещь из неравноценных. Если он предпочитает лимону апельсин, апельсину — яблоко и вместе с тем предпочитает лимон яблоку, то какую бы из этих трех вещей он ни избрал, всегда останется вещь, предпочитаемая им самим выбранной. Если предположить, что разумный выбор — это выбор, дающий наиболее ценную альтернативу из всех имеющихся, то соблюдение закона транзитивности окажется необходимым условием разумности выбора. П.л. находит интересные применения в экономической теории, в этике и в других дисциплинах. ПРЕДСКАЗАНИЕ — вывод о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями, сделанный на основе теоретических представлений. Всякая научная теория возникает на основе некоторых известных фактов и создается для их объяснения. Однако, наряду с объяснением известного, на: учная теория всегда предсказывает и нечто неизвестное, т. е. утверждает существование явлений, о которых мы не подозревали до возникновения теории. Напр., теория Коперника предсказала годичный параллакс звезд, периодическая система Менделеева предсказала существование целого ряда новых химических элементов, социальная теория Маркса предсказала пролетарскую революцию и т. п. Наряду с описанием и объяснением, П. является одной из важнейших функций научно-теоретического знания. Именно в П. выражается эвристическая мощь науки, которая за последние 500 лет расширила наш мир до размеров метагалактики, наполнила его волнами электромагнитных излучений, разрушила казавшийся неделимым атом и открыла целый мир элементарных частиц. Конечно, не все П. оказываются истинными, но всякое истинное П. расширяет и обогащает наши представления о мире. ПРЕСКРИПТИВНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, см.: Нормативное высказывание. ПРИВЕДЕНИЕ К АБСУРДУ, или Редукция к абсурду, приведение к нелепости (лат. гейис- Ио аё аЬзигйит),— рассуждение, показывающее ошибочность какого-то положения путем выведения из него абсурда, т. е. противоречия. Если из высказывания А выводится как высказывание В, так и его отрицание, то верным является отрицание А. Напр., из высказывания «Треугольник — это окружность» вытекает как то, что тре-' угольник имеет углы (так как быть треугольником значит иметь три угла), так и то, что у него нет углов (поскольку он окружность); следовательно, верным является не исходное высказывание, а его отрицание «Треугольник не.является окружностью». Закон П. к а. с применением символики логической (р, д — некоторые высказывания; —► — импликация «если, то»; отрицание «неверно, что») представляется формулой: (р -► я) -► ((р ~ Я) р). если (если р, то д), то (если (если р, то не-д), то не-р). Частный закон приведения к абсурду представляется формулой: (р -► ~ р) -► ~ р. если (если р, то не-р), то не-р. Напр., из положения «Всякое правило имеет исключения», которое само является правилом, вытекает высказывание «Есть правила, не имеющие исключений»; значит, последнее высказывание истинно. В романе И. С. Тургенева «Ру- дин» имеется такой диалог: « — Стало быть, по-вашему, убеждений нет? — Нет и не существует.— Это ваше убеждение? — Да.— Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай». Ошибочному мнению, что никаких убеждений нет, противопоставляется его отрицание: есть по крайней мере одно убеждение, а именно — что убеждений нет. Коль скоро утверждение «Убеждения существуют» вытекает из своего собственного отрицания, это утверждение, а не его отрицание, является истинным. ПРИНЦИП ВЗАИМОЗАМЕНИМОСТИ — один из трех основных принципов теории отношения именования (обозначения) Фреге — Рассела. Согласно П.в., если два выражения имеют один и тот же денотат, то одно из них можно заменять другим, причем предложение, в котором производится такая замена, сохраняет свое истинностное значение, т. е. если оно было истинным, то и остается истинным. Напр., два выражения «Александр Пушкин» и «автор „Повестей Белки- на“» обозначают одного и того же человека, поэтому в предложении «Александр Пушкин был убит на дуэли в 1837 г.» первое можно заменить вторым: «Автор „Повестей Белкина“ был убит на дуэли в 1837 г.», и предложение останется истинным. П.в. служит для отличения экстенсиональных контекстов от интенсиональных. Для первых важно только предметное значение выражений (их «объем»), поэтому выра- Принцип многозначности
жения с одним и тем же денотатом отождествляются, т. е. П.в. справедлив. В интенсиональных контекстах учитывается также смысл выражений, поэтому П.в. нарушается: замена выражений с одним денотатом может сделать истинное предложение ложным, если эти выражения имеют разный смысл. Напр., если в истинном предложении «Н. не знал, что Александр Пушкин был автором „Повестей Бел- кина“» выражение «автор „Повестей Белкина4*» заменим выражением «Александр Пушкин», которое имеет тот же самый денотат, то получим очевидно ложное предложение: «Н. не знал, что Александр Пушкин был Александром Пушкиным» (см.: Имя, Обозначения отношение). ПРИНЦИП МНОГОЗНАЧНОСТИ — положение, в соответствии с которым всякое высказывание имеет одно (и только одно) из трех или более истинностных значений. П.м. лежит в основе многозначной логики и противопоставляется лежащему в фундаменте классической логики двузначности принципу. Согласно последнему, всякое высказывание является либо истинным, либо ложным, т. е. принимает одно из двух возможных истинностных значений — «истинно» и «ложно». П.м. говорит, что высказывание имеет одно из п значений истинности, где п больше двух и может быть как конечным, так и бесконечным. Первыми логическими системами, опирающимися на П.м., были трехзначная логика Я. Лукасевича (1920 г.) и я-значная логика Э. Поста (1921 г.), в которой высказываниям приписывались значения из конечного множества натуральных чисел 1,2,...,дг, где п больше единицы и конечно. Введение в логику многозначных систем с особой остротой поставило проблему содержательно ясной интерпретации формальных логических построений. Как только допускается более двух значений истинности, встает вопрос: что, собственно, означают промежуточные между истиной и ложью значения? Если истина понимается как соответствие мысли действительному положению дел, то существуют ли вообще высказывания, не являющиеся ни соответствующими действительности, ни несоответствующими ей? Введение промежуточных значений истинности изменяет смысл самих понятий истины и лжи. Поэтому нужно не просто говорить о придании смысла промежуточным значениям истинности, но и о переистолковании данных двух понятий. Истина и ложь, как они понимаются в классической двузначной логике, несовместимы с допускаемыми П.м. дополнительными значениями истинности. Несмотря на большое число предложенных многозначных систем и предпринятых попыток их содержательного обоснования, идея, что логика, предполагающая более двух значений истинности, не является «формальным упражнением», все еще не кажется бесспорной. Обычно предполагается, что в случае допущения более двух значений истинности крайними значениями являются «явная истина» и «явная ложь», а промежуточные значения представляют постепенно убывающие градации истины и постепенно возрастающие градации лжи. В предельном случае трехзначной логики промежуточное между «истинно» и «ложно» значение истолковывается как некоторая «неопределенность» («возможность», «проблематичность» и т. п.), равноотстоящая от обоих, достаточно ясных и определенных полюсов. Имеется и другой возможный подход к обоснованию многозначной логики и лежащего в ее основе П.м. Можно считать, что между истиной и ложью нет никаких промежуточных значений, и что многозначная логика имеет дело не с «расщеплением» истины на систему выделенных значений и лжи — на систему невыделенных, а с некоторыми дополнительными характеристиками высказываний, отличными от их истинностных значений. В этом случае нет необходимости настаивать на том, что наряду с истиной и ложью имеются иные истинностные значения. Всякое высказывание является либо истинным, либо ложным, но многозначная логика, в отличие от двузначной, стремится учесть не только это обстоятельство, но и особенности той области, в которой истинно высказывание, метод, с помощью которого устанавливается его истинность и т. д. Напр., А. Роузом была построена девятизначная логика, в которой геометрическим высказываниям приписываются значения: 1 — «истинно в геометриях Евклида, Римана и Лобачевского», 2 — «истинно в геометриях Евклида и Римана, но ложно в геометрии Лобачевского», 3 — «истинно в геометриях Евклида и Лобачевского, но ложно в геометрии Римана» и т. д. Этой многозначной логикой не предполагается, что, помимо истины и лжи, имеются еще какие-то значения истинности. Еще одним примером такого рода является четырехзначная логика, в которой высказывания делятся не только на истинные и ложные, но также на чисто абстрактные, или математические, и конкретные содержащие ссылку на некоторые эмпирические объекты. Значение 1 приписывается истинному абстрактному высказыванию, 2 — истинному конкретному, 3 — ложному конкретному и 4 — ложному абстрактному. Изучение логических систем, опирающихся на П.м., и сопоставление их с классической двузначной логикой показало, что ни двузначности принцип, ни П.м., лежащие в основе отдельных логических систем, не составляют фундамента логики. Двузначность и многозначность — всего лишь отдельные характеристики определенных логических систем, не раскрывающие всего своеобразия последних, а иногда даже не схватывающие существенных их черт. Логика в целом не является ни двузначной, ни многозначной. ПРИНЦИП ОБЪЕМНОСТИ (экстенсиональности) (от лат. ех1епйо — протяжение) — принцип теории множеств, суть которого в том, что два множества (класса), состоящие из одних и тех же элементов, равны (совпадают, являются равнообъемными). Применительно к логике П.о. можно сформулировать так: два предиката (свойства, отношения, понятия) могут быть отождествлены друг с другом (являются неразличимыми в определенном смысле), коль скоро они имеют один и тот же объем. Так, множества, соответствующие предикатам (и соответствующим им понятиям) «равносторонние прямоугольники» и «равноугольные ромбы», одни и те же: они представляют собой множество квадратов. Эти понятия можно отождествить между собой, сделать неразличимыми в отношении доказательства теорем. В классической логике широко используется этот принцип. Но в опытных науках П.о. постоянно нарушается: приходится различать равнообъемные понятия по свойствам, которые в них зафиксированы. Эти свойства могут быть существенными и несущественными, более существенными и менее существенными для решения различных задач. Так, два понятия — «животное, способное производить орудия труда» и «животные, обладающие мягкой мочкой уха» — равнообъемны: они выделяют, специфицируют один и тот же класс — класс людей. Но во многих случаях мы не можем их отождествить, напр., когда пытаемся дать определение человека как общественного существа. Из двух определений «Человек есть животное, способное производить орудия труда» и «Человек есть животное, обладающее мягкой мочкой уха» мы безусловно выберем первое и отвергнем второе. ПРИНЦИП ОДНОЗНАЧНОСТИ — один из трех основных принципов теории отношения именования (обозначения). Согласно П.о. всякое выражение (имя) должно иметь только один денотат, т. е. обозначать только один предмет, класс предметов или свойство. П.о. исключает омонимию, т. е. обозначение одним словом разных вещей, напр.: ключ от квартиры и ключ в лесу, из которого пьют (см.: Имя, Обозначения отношение). ПРИНЦИП ПРЕДМЕТНОСТИ — один из трех основных принципов теории отношения именования (обозначения) Фреге — Рассела. Согласно П.п. всякое предложение говорит о денотатах входящих в него выражений. Напр., предложение «В России много крупных озер» говорит о нашей Родине и об озерах, а не о словах, их обозначающих. П.п. кажется достаточно очевидным, однако, когда нам приходится говорить о самих языковых выражениях, возможна путаница: смешение выражений с их денотатами (см.: Имя, Автонимное употребление выражений) . ПРИЧИННАЯ СВЯЗЬ — необходи мая связь между явлениями А и В, где А — причина, а В — действие, следствие. П.с. характеризуется следующим взаимоотношением Л и В: если А является причиной В, то всякий раз тфи наличии Л также наступает явление В, а при отсутствии Л отсутствует явление В. Под причиной Л явления В чаще всего понимается: а) совокупность необходимых и достаточных условий', б) необходимое условие, добавление которого к уже существующим условиям вызывает В. Так, говоря о причине , горького вкуса хинина, мы можем учитывать множество условий, необходимых и достаточных для того, чтобы возникло ощущение горького (передача этого раздражения по центростремительным нервам в мозг, возбуждение определенных участков головного мозга, производящего в нас ощущение горького, и др.). В этом случае понятие причины используется в смысле (а). Когда мы говорим, что причиной пожара является брошенная на пол спичка, мы имеем дело с причиной в смысле (б), т. к. отвлекаемся от тех условий, при которых в данной ситуации может возникнуть пожар, напр, мы не учитываем наличие легковоспламеняющихся материалов, на которые упала спичка. При установлении П.с. между явлениями на основе индукции канонов мы пользуемся П.с. в смысле (б). Часто в науке понятие П.с. понимается в обобщенном смысле: в качестве причины тогда понимаются не отдельные факты и явления, а множества фактов и явлений, обобщенных в соответствующем понятии. К такому пониманию причинности мы прибегаем, напр., когда требуется сформулировать общий закон. Так, причиной воспламенения к.-л. вещества может быть и упавшая на него зажженная спичка, и разряд молнии, и т. п. Но во всех случаях воспламенения его причиной является перегрев этих материалов выше температуры их воспламенения, вследствие чего наступает некоторая цепная химическая реакция. В материальной действительности сложные протекающие во времени процессы часто представляют собой цепи П.с. Появление в современной науке фундаментальных статистических теорий (и в первую очередь квантовой механики), включающих в свою структуру вероятностные представления, привело к обобщению и видоизменению понятия о П.с. По отношению к этим теориям часто говорят, что мы имеем дело со статистической причинностью. ПРИЧИННОСТИ ЛОГИКА — раз дел современной логики, занимающийся исследованием структуры и логических отношений высказываний о причинных связях явлений (каузальных высказываний). Понятие причинности является одним из центральных как в науке, так и в философии науки. Причинная связь не является логическим отношением. Но то, что причинность несводима к логике, не означает, что проблема причинности не имеет никакого логического содержания и не может быть проанализирована с помощью логики. Задача логического анализа причинности заключается в систематизации тех правильных схем рассуждений, посылками или заключениями которых служат каузальные высказывания. В этом плане П.л. ничем не отличается, скажем, от логики времени или логики знания, целью которых является построение искусственных (формализованных) языков, позволяющих с большей ясностью и эффективностью рассуждать о времени или знании. В П.л. связь причины и следствия представляется особым условным высказыванием — каузальной импликацией. Последняя иногда принимается в качестве исходного, неопределяемого явным образом понятия. Смысл ее задается множеством аксиом. Чаще, однако, такая импликация определяется через другие, более ясные или более фундаментальные понятия. В их числе понятие онтологической (каузальной, или фактической) необходимости, понятие вероятности и др. Необходимость логическая присуща законам логики, онтологическая необходимость характеризует закономерности природы и, в частности, причинные связи. Выражение «Л есть причина В» («Л каузально имплицирует В») можно определить как «онтологически необходимо, что если Л, то В», отличая тем самым простую условную связь от каузальной импликации. Через вероятность причинная связь определялась так: событие Л есть причина события В, только если вероятность события Л больше нуля, оно происходит раньше В и вероятность наступления В при наличии Л выше, чем просто вероятность В. Понятие причинной связи определялось и с помощью понятия закона природы: Л каузально влечет В, только если из Л не вытекает В, но из Л, взятого вместе с множеством законов природы, логически следует В. Смысл этого определения прост: причинная связь не яв- Проблема
ляется логической, следствие вытекает из причины не в силу законов логики, а на основании законов природы. Для причинной связи верны, в частности, утверждения: — ничто не является причиной самого себя; — если одно событие есть причина второго, то второе не является причиной первого; — одно и то же событие не может быть одновременно как причиной наличия какого-то события, так и причиной его отсутствия; — нет причины для наступления противоречивого события, и т. п. Слово «причина» употребляется в нескольких смыслах. Наиболее сильный из них предполагает, что имеющее причину не может не быть, т. е. не может быть ни отменено, ни изменено никакими событиями или действиями. Наряду с этим понятием полной, или необходимой, причины существует также более слабое понятие частичной, или неполной, причины. Для полной причины выполняется условие: «Если событие А каузально имплицирует событие В, то А вместе с любым событием С также каузально имплицирует В». Для неполной причины верно, что в случае всяких событий А и В, если А есть частичная причина В, то существует такое событие С, что А вместе с С является полной причиной В, и вместе с тем неверно, что А без С есть полная причина В. Иначе говоря, полная причина всегда, или в любых условиях, вызывает свое следствие, в то время как частичная причина только способствует наступлению своего следствия, и это следствие реализуется лишь в случае объединения частичной причины с иными условиями. П.л. строится так, чтобы в ее рамках могло быть получено описание и полных, и неполных причин. П.л. находит приложения при обсуждении понятий закона природы, онтологической необходимости, детерминизма и др. ПРОБЛЕМА (от греч. ргоЫета — преграда, трудность, задача) — вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания. Не каждая П., однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдвижения П. и кончается ее решением. Иногда П. формулируется одновременно с ее решением, случается даже, что она осознается только через некоторое время после ее решения. Зачастую поиск П. сам вырастает в особую П. В широком смысле проблемная ситуация — это всякая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься. От П. принято отличать псевдопроблемы — вопросы, обладающие лишь кажущейся значимостью и не допускающие сколь-нибудь обоснованного ответа. Между П. и псевдопроблемами нет, однако, четкой границы. Из многочисленных факторов, оказывающих влияние на способ постановки П., особое значение имеют, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формируется и формулируется П., и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая П. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций; в древности П. ставились иначе, чем, скажем, в средние века или в современной науке. В хорошо проверенной и устоявшейся научной теории проблемные ситуации осознаются по- другому, чем в теории, которая только складывается и не имеет еще твердых оснований. Основы логико-семантического истолкования П. были заложены в работах советского математика А. Н. Колмогорова (1903—1985), С. К. Клини и др. Согласно Колмогорову, возможна логика, систематизирующая схемы решения задач. Понятия «задача» и «решение задачи» принимаются в качестве исходных; логические задачи истолковываются как операции, позволяющие получать новые задачи из уже имеющихся задач. (А и В) означает задачу: решить обе задачи А и В; (А или В) — решить хотя бы одну из задач А, В\ (если А, то В) означает задачу: свести задачу В к задаче А\ (не-А) означает задачу: предположив, что дано решение Ау прийти к противоречию.
|