КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МИЛОСЕРДИЕ БОЖИЕ – НАДЕЖДА ГРЕШНЫХСтр 1 из 21Следующая ⇒ Любовь и милосердие – величайшие свойства Божии. "Бог есть любовь" (1 Ин 4, 16) – коротко определяет св. Иоанн Евангелист. Если мы будем внимательно читать Священное Писание, вдумываясь в смысл Божия Слова, то увидим, что наиболее выразительно в священной истории проявляются доброта и милосердие Господа. Бог щедро одарил первых людей и поселил их средь райского счастья. После грехопадения прародителей Бог не спешит их наказывать, не жаждет уничтожить непослушные творения, но как любящий отец желает возбудить в их сердцах чувство раскаяния и простить. "Адам, где ты? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?" (Быт 3, 9. 11) – спрашивает Господь человека. Спрашивает не потому, что не знает, что люди уже отступили от Него, но как нежный, любящий отец, скорбящий о свершившемся зле и жаждущий, чтобы в сердце сына пробудилось раскаяние в содеянном. Также ожидал Бог и покаяния Каина, спрашивая завистливого братоубийцу: "Где Авель, брат твой?" (Быт 4, 9). Зачем же спрашивает всеведущий и вездесущий Бог, как не из любви и милосердия, словно говоря: "Каин, ведь это твой родной брат, человек такой же как ты сам, которого должно тебе любить как самого себя, а ты возненавидел его и дерзнул убить. Вдумайся, какое зло ты сделал! Покайся, и Я прощу тебе!" И только когда ни Адам, ни Ева, ни Каин не покаялись, Бог был вынужден их покарать, ибо Святой и справедливый Господь не может оставить зло безнаказанным. Но он не уничтожил род людской, а возложил на людей епитимию, предоставляя им возможность покаяния и получения прощения. И эта епитимия (труд и страдания на земле) скрашена столькими утешениями, такими, как красота мира, любовь, дружба, семья, душевные вдохновения, музыка, искусство... Бог дает человеку возможность творить, украшать этот мир, познавать его тайны. Чтобы утешить несчастного в его земном изгнании и спасти, пришел на землю Сын Божий, тем освятив жизнь нашу и вечно пребывая с людьми в Таинстве Тела Своего и Крови. Размышляя далее о событиях Священной Истории и смысле слов Божиих в Священном Писании, мы увидим, как милостиво обращался Бог со Своим избранным народом, израильтянами. Видим, с каким терпением Он вывел их из египетского плена, как многократно прощал им грехи, когда Моисей ходатайствовал о них, прося милосердия. Из Священного Писания мы узнаем, как Бог жаждал простить Содом и Гоморру, когда Авраам просил прощения для них, не только ради 50-ти, но даже и ради 10-ти праведников, не желая уничтожения всех жителей и сообщая об этом Аврааму. Мы видим здесь Бога, как милостивого и благосклонного Отца, Который желает простить и ищет основания для Своего прощения. И, не находя возможности простить, печалится, что по святости Своей и справедливости вынужден наказать непослушные творения. А с каким состраданием и радостью Бог принял покаяние жителей Ниневии, когда те, услышав предупреждение из уст пророка Ионы, оплакали свои грехи и изменили жизнь к лучшему! С каким великодушием принял Бог покаяние царя Давида, когда тот постился и просил милосердия за свой грех! Но совершеннейшим образом явилось милосердие Божие во Иисусе Христе. Все деяния Его были направлены ко спасению грешников. Святой Апостол Павел обобщает Его спасительную миссию следующими словами: "Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый" (1 Тим 1, 15). Фарисеи даже называли Его "другом мытарей и грешников", на что Иисус отвечал: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Лк 5, 31-32). Он неустанно говорит о любви и милосердии Бога, рассказывает притчи об этом. Лучше всего показывает безмерную Божию любовь притча о милосердном отце и блудном сыне. Сын, осознав свою вину и непослушание перед отцом, сожалеет и кается. И тогда ему открывается простая истина: единственный выход – вернуться к своему отцу и просить у него прощения. Как же отец принял его? Он даже не хотел слушать признание до конца. Он видит раскаяние своего сына, и этого ему достаточно! Он поднимает сына с колен, падает ему на шею и целует его! И не только прощает все, но и возвращает то, что тот утратил – приказывает принести самую лучшую одежду, возвращает ему сыновьи права и устраивает в его честь торжественную, радостную трапезу. В этом милосердном отце Иисус велит нам видеть бесконечно милосердного Бога. Конечно, чадолюбие и всепрощение Господа без всякого сравнения превышают любовь и милосердие отца из Иисусовой притчи, но его пример помогает лучше понять, как Бог относится к нам, грешным. Бог ждет возвращения грешника. Отец блудного сына заботится о нем, ибо это – его сын, плоть от плоти его. Бог, любящий Сына Своего Единородного, распространяет любовь к Нему на миллиарды живых существ, сотворенных Им из ничего. Распространяет на них Свою отеческую любовь, соделав их по милосердию Своему сыновьями и наследниками. Делает Он это лишь по Своей милости и милосердию, ибо не нуждается в нас. Милосердный отец из притчи жаждет возвращения виновного, ибо он догадывается о его страданиях и желает его счастья. Бог еще более жаждет примириться с грешником, ибо Он обеспокоен, что тот будет вечно страдать в огне осуждения, в то время, когда Он уготовил ему счастье неизмеримое, невыразимое, вечное – Свое личное счастье. Вот почему, пока еще теплится дыхание в самом отверженном людьми и отвратительном грешнике, даже после многих лет блудодеяний и богохульства, Бог не спешит обратить на него Свой справедливый гнев, не радуется тяжести грядущего воздаяния, нет, Он ничего не желает более, чем простить. Милосердный отец из притчи выбегает навстречу своему блудному сыну, только лишь увидев его. И Бог сам выходит навстречу грешнику: Своим Божественным Провидением Он устраивает возможности для обращения (посылает страдания, спасительные угрызения совести, проповеди, людей, произносящих нужное слово или дающих нужный пример). Он неустанно призывает, иногда годами. Легкость прощения. С какою легкостью прощает отец своему блудному сыну! Подобно тому, Бог уступает, когда преступник, даже самый отвратительный и подлый, сокрушается и искренне исповедуется: "Господи, я согрешил... я не достоин больше называться Твоим сыном, но я взываю к Твоему милосердию". Он уступает сразу, если сожаление о грехах и любовь совершенны. Он уступает, если сокрушение и любовь менее совершенны, а грешник ищет спасения и помощи в посредничестве священников, число которых Он умножил, чтобы всем и повсюду сообщить Свое милосердие. Тысячи священников – чтобы отпускать грехи грешникам, даже наименее достойным милосердия! Да еще при этом, Он внутреннею помощью Своей благодати делает признание на исповеди легким, так что грешник может сознаться даже и в самых унизительных грехах! Полнота прощения. Милосердный отец все простил своему сыну и приказал принести ему самую лучшую одежду и перстень на руку, что означает возвращение всех прав сына в его доме. Бог также, за нечто столь малое, за искреннее покаяние и признание, соглашается на веки забыть о тяжелейших грехах! Он возвращает "одежду и перстень", т.е. освящающую благодать, красоту души, утраченную чистоту, право на Царствие Небесное, прежние заслуги, уничтоженные смертным грехом. Он навсегда забывает о прошлом. Большая радость. Отец блудного сына не находит себе места от радости: "Приведите откормленного теленка и заколите, станем есть и веселиться!" (Лк 15, 24). Но Бог радуется еще больше. Почему? Ибо Он предназначил Своим усыновленным чадам еще большее счастье и теперь радуется бесконечною радостью, что сможет его им дать. Ибо Бог сотворил мир и людей для того, чтобы сделать их счастливыми. И если бы Он руководствовался лишь справедливостью, тогда рай, тот дом Отца, где "обителей много", где Он жаждет видеть каждого из нас, был бы почти пустым, ибо все мы уязвлены грехом. Старший сын был удивлен поведением отца, были удивлены и слуги, а более всего был удивлен сам блудный сын. Подобным образом невыразимое изумление вызывает у Ангелов Божиих Его безмерная доброта и милосердие. Поэтому Иисус сказал: "Говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся" (Лк 15, 10). "Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!"— восклицает Псалмопевец. Св. Фаустина, которой Иисус припоминал о Своем милосердии, писала в своем "Дневнике": "Я хорошо знаю, кто я сама по себе, поэтому Иисус открыл глазам моей души всю бездну убогости, которой я являюсь, и поэтому я хорошо понимаю, что если и есть что-либо хорошее в моей душе, то это лишь Его святая благодать. Это познание моей убогости даёт мне вместе с тем познать бездну Твоего милосердия. В своей внутренней духовной жизни я одним глазом смотрю в бездну своей убогости и никчемности, какой я являюсь, а другим глазом смотрю в бездну Твоего милосердия, Боже. (...) Я поняла, что величайшим свойством Бога является любовь и милосердие. Оно связывает творение с Творцом. Величайшую любовь и бездну милосердия я познаю в Воплощении Слова, в Его искуплении, и тут я познала, что это свойство является величайшим в Боге" ("Дневник" 56, 180). Во время Своего явления ей в 1935 г. в Вильнюсе Иисус сказал: "Мое Сердце преисполнено огромным милосердием к душам, а особенно, к несчастным грешникам. Только бы они захотели понять, что Я для них – лучший Отец, что ради них из Моего Сердца излилась Кровь и Вода, как из источника, полного милосердия, ради них Я обитаю в дарохранительнице, как Царь милосердия, Я желаю одаривать души милостями, но они не хотят их принять. Приходи хотя бы ты ко Мне как можно чаще и принимай милости, которые они не хотят принять, и тем утешишь Мое Сердце. О, сколь великим равнодушием отвечают люди на безмерную доброту, на бесчисленные доказательства любви. От душ, живущих в миру, Мое Сердце получает лишь неблагодарность и забвение; на все есть у них время, но нет времени только на то, чтобы прийти ко Мне за милостями... Столько отговорок, столько недоверия, столько осторожности! В утешение тебе Я скажу, что есть души, живущие в миру, которые меня искренне любят, в их сердцах Я пребываю с радостью – но таких немного... Любовь и жертва этих душ поддерживает существование мира. (...) Не найдет человечество успокоения, пока не обратится с упованием к Моему милосердию. О, как сильно Меня ранит недоверие души. Такая душа исповедует, что Я свят и справедлив, но не верит, что Я являюсь милосердием, не доверяет Моей доброте. Мое сердце радуется этому титулу милосердия. Скажи, что милосердие является величайшим свойством Бога. Все дела рук Моих увенчаны милосердием" ("Дневник" 367, 300-301). Истинное, искреннее покаяние и исправление своей жизни с помощью Божией – есть прославление милосердия Его. Подготовься и приступи к таинству Покаяния и примирения так, чтобы после этого ты мог сказать: "Я же уповаю на милость Твою. Ибо велика милость Твоя ко мне. Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим!" (Пс 13, 6; 86, 13.12).
|