КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Удовлетворение за грехи Богу и ближнемуМало сожалеть о грехах и обещать исправление, искренне признаться в своих грехах и получить отпущение, нужно еще воздать Богу и братьям за оскорбление, нанесенное грехом. "Отпущение снимает грех, но не исправляет беспорядка, вызванного грехом. Восстав от греха, грешник должен еще восстановить полностью свое духовное здоровье. Он, таким образом, должен сделать еще что-то, чтобы исправить свою вину: он должен соответствующим образом «принести удовлетворение» или «умилостивить» за свои грехи. Это «удовлетворение» называется также «епитимией»" (KKLI, 1459) – учит Катихизис Католической Церкви. Епитимия (благие дела милосердия и умерщвления) имеет своею целью избежать наказаний за грехи в этой жизни и в чистилище. В первые века христиане в таинстве Покаяния получали епитимию, равнозначную грехам, в которых каялись. Чтобы Бог отпустил все наказание, причитающееся за данный грех, священники возлагали тяжелые епитимии. Например: пост на хлебе и воде на протяжении многих дней, лежание крестом на земле, длительные молитвы, паломничество, милостыня, запрет, не позволявший участвовать в Евхаристии в течение длительного времени. Одной из самых строгих епитимий являлась публичная исповедь. Так должны были исповедоваться люди, грехи которых были всем известны, которые своими поступками и словами соблазняли других. Публичной исповедью и публичным обещанием исправления они должны были хоть в какой-то мере воздать за зло, нанесенное Церкви. Такие публичные исповеди бывали и на протяжении веков до нашего времени. Те, кто своими книгами или статьями в печати принесли много зла, обратившись, чувствовали повеление совести публично в печати опровергнуть все то, что раньше говорили против христианской веры и нравственности. В нашем ХХ веке всему миру известно публичное покаяние американского врача Бернарда Натансона, благодаря усилиям которого были разрешены аборты в Америке. Он, осознав всю трагедию произошедшего, публично перед всем миром признал, что делал это ради денег, что люди были обмануты относительно того, что такое на самом деле прерывание беременности. Теперь он говорит об этом неустанно перед телевизионными камерами, стараясь остановить ужасающее по своим размерам убиение нерожденных детей и искупить свою вину перед людьми. В IV в. Римский кесарь Феодосий Великий приказал казнить 2500 жителей Фессалоник, чтобы усмирить вспыхнувшее там восстание. Когда он в воскресение пришел на Божественную Литургию, святой Амвросий, епископ Милана, не впустил его в церковь, но принародно возложил на императора епитимию, которую кесарь обязался исполнить. Он не мог войти в церковь, пока не совершил полностью дела покаяния. В наши дни священники обычно возлагают легкую епитимию. Происходит это по причине слабой веры современных христиан, которые не в состоянии принять тяжкую епитимию и могли бы впасть в уныние или отчаяние от нее или вообще отказаться от исповеди. Исполняя наложенную нам на исповеди епитимию, мы не должны обманывать себя надеждой, что полностью удовлетворили Богу за грехи. Епитимия необходима для действительности Таинства и получения отпущения, она непосредственно связана с разрешением от грехов. Если бы кающийся во время исповеди не принял сердцем данную ему епитимию и сказал бы себе, что не будет ее исполнять, исповедь была бы недействительной, и отпущения грехов он не получил бы. Если бы человек на исповеди искренне согласился исполнить предлагаемую ему епитимию, но потом пренебрег ее исполнением, исповедь была бы действительной, но он был бы повинен в новом грехе (неисполнении епитимии). Если же кающийся после исповеди просто забыл бы исполнить епитимию, тогда он греха бы не имел, но только не удовлетворил бы Богу даже в той степени, в которой мог бы. Святая Церковь призывает нас к добровольным покаянным делам, особенно к делам милосердия. Деяния милосердия мы можем разделить на три группы: молитва, милостыня и пост. Чаще всего в качестве епитимии священники дают молитву. Исполнить ее следует в состоянии благодати, и этого не надо откладывать. Следует хорошо понять епитимию, возложенную на нас исповедником, если же мы не поняли, какая епитимия нам дана, попросить, чтобы священник повторил или разъяснил ее нам. Если епитимия, которую накладывает на нас духовник, была бы или слишком тяжелою, или мы были бы не в состоянии ее исполнить, – нужно обязательно сказать об этом и попросить другую, такую, какая нам по силам. Если же мы согласились исполнить то или иное духовное задание, то сами уже не можем его изменить. И если на практике оказалось, что мы не в состоянии его выполнить, то на следующей исповеди следует попросить дать нам другую епитимию, объяснив причину такой просьбы. Исповедник может назначить нам творить подаяние или поститься (например, в субботу). Хорошо иногда и самому совершать дела покаяния с целью воздаяния Богу за наши грехи. Мы можем счесть подобные дела несущественными, Богу же они угодны, т.к. Он видит наше смирение и раскаяние (например, даже небольшое подаяние нищему или пожертвование на дело милосердия, отказ себе в любимом блюде или сладостях). Но не следует специально искать умерщвления, так как жизнь каждую минуту посылает нам множество малых страданий и испытаний (болезни, неудачи, недооценка наших усилий и трудов со стороны ближних, мелкие обиды, унижения, несправедливости). Кто в духе веры, смирения и с любовью терпеливо и по-христиански их принимает (не негодуя, но стремясь обратить во благо), кто искренне прощает обидчиков и гонителей, тот, часто даже не осознавая этого, творит весьма достойные дела покаяния, тем воздавая Господу Богу за грехи и обретая источник неисчислимых заслуг и благодати Божией. Возмещение ущерба (духовного или морального), причиненного другому человеку, также необходимо для плодотворного таинства Покаяния. Своими грехами мы часто раним и оскорбляем другого человека. Лучше всего возместить ущерб перед исповедью, но часто случается, что мы понимаем, чем обидели наших ближних, лишь во время нее, тогда следует искупить вину после покаяния. Тот, кто оскорбил другого человека своими словами или действиями, должен попросить прощения. Генерал Поль Лямот, проходя однажды по одной из улиц Лиона, встретил кого--то из своих солдат пьяным. Не владея собой от гнева, генерал на виду у всех ударил пьянчужку по лицу. Потом он сожалел о своей несдержанности. На следующий день, перед строем он спросил несчастного выпивоху: "Помнишь ли ты вчерашний день?" "Так точно, господин генерал!" – ответил тот. "Возьми 5 франков и забудь обиду", – предложил военачальник. "Не приму", – ответил оскорбленный солдат. "Твоя правда, – сказал генерал, – хочешь я поцелую тебя в щеку?" "Так точно, господин генерал!" – ответил солдат. Полководец поцеловал его, чтобы тем испросить прощение вчерашней обиды. Конечно, после этого солдат понес наказание согласно уставу, но человеческие отношения были справедливо восстановлены. Авва Агафон, отшельник, говорил: "Я никогда не отправлялся спать, имея что-то против другого, и не позволял, насколько это от меня зависело, чтобы кто-то пошел спать, имея что-то против меня". Этими словами он хотел сказать, что не имел спокойствия души, чтобы уснуть, пока не попросил прощения у того, кого нехотя обидел и пока не простил от всего сердца своему обидчику. "Солнце да не зайдет во гневе вашем" (Еф 4, 27)— увещевает Апостол Павел. С другой стороны, следует помнить, что тот, кто не хочет простить другому, не может получить прощения своих грехов на исповеди. "Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф 4, 14-15) – говорит Спаситель. Если кто-нибудь причинил другому материальный ущерб, то обязан его возместить. Украденную вещь следует вернуть. Если же этой вещи уже нет или она повреждена, следует купить и вернуть новую. Если невозможно и второе, следует отдать сумму денег, равную стоимости вещи в данный момент. Возмещая материальный ущерб, не обязательно это делать явно. Можно передать украденное или деньги через кого-нибудь, или переслать почтой, или каким-нибудь другим путем. Главное, чтобы потерпевший получил соответствующее возмещение. Если человек, которому мы принесли материальный ущерб, уехал очень далеко и найти его невозможно (или он умер), то вернуть причитающееся следует его ближайшим родственникам (жене, детям, родителям). Если же и это невозможно, тогда сумму возмещения материального ущерба следует пожертвовать на доброе дело (на храм, сиротам, вдовам, убогим). Если кто-нибудь причинил другому моральный ущерб оговором или клеветой, следует возвратить доброе имя человеку, которого мы своими словами очернили. Лишая кого-то хорошего мнения о нем, мы отбираем у него нечто более ценное, чем материальные блага. Как исправить содеянное? Оговаривать – значит рассказывать о плохих поступках человека, его слабостях, без необходимости (выявлять его грехи или греховные наклонности, неизвестные другим, лишая тем самым доброго имени). Этот грех следует исправить тем, что перед теми же людьми, перед которыми мы оговорили этого человека, следует сказать о нем что-нибудь хорошее: о его добрых делах и похвальных привычках. Таким образом мы поправим испорченную нами его репутацию. А как быть с клеветой? Клеветать – значит обвинять человека в грехах, которых он не совершал, присваивать ему отрицательные черты характера и пороки, которых он не имеет. Это исправить намного тяжелее, чем оговор. И поступать следует таким образом: перед людьми, перед которыми мы несправедливо обвиняли человека, надлежит признать, что эти обвинения были лживы, выдуманы нами, что он не виновен в грехах, нами ему приписанных. Таким образом мы сможем вернуть ближнему доброе имя, которого его лишили. В одном приходе жил очень хороший красильщик тканей. Однажды он поссорился с кузнецом и оклеветал его перед людьми (тот, дескать, сотрудничает с ворами, подделывает им ключи), чем оттолкнул от кузнеца людей и лишил его заказчиков. Кузнец пришел с жалобой к настоятелю. Священник взял кусок белой ткани и, придя ко красильщику, просил окрасить ее в черный цвет. Красильщик сделал это очень хорошо. Получив ткань назад, настоятель попросил окрасить ее снова набело. Мастер сильно удивился и сказал: "Отче, никто не сможет это хорошо сделать. Из белого черный еще можно сделать, но наоборот... Увы!" "Да, – сказал священник, – а как же ты теперь отбелишь репутацию кузнеца, которого очернил в глазах людей?" Красильщик понял это поучение и с того времени старался вернуть добрую славу кузнецу. Некий человек получил денежный перевод на 661 гульден с пояснительным письмом: "Прошу принять 400 гульденов, ибо это сумма, на которую я обсчитал Вас при расчете и 221 гульден – проценты, которые Вы могли получить за это время. Прошу простить мне, ибо эти деньги послужили причиной моих постоянных неудач". Будем же мужественны, приступая к таинству Покаяния и примирения, чтобы Бог, видя нашу готовность возместить материальный и моральный ущерб, причиненный нами другим людям, милостиво отпустил и предал забвению наши грехи.
|