КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Испытание совестиИспытание совести есть воспоминание того, в чем мы согрешили от последней искренней исповеди словом, делом или мыслью против заповедей Божиих; или за всю свою прежнюю жизнь, если кающийся приступает к исповеди первый раз или намерен исповедоваться за всю свою жизнь заново. Начиная испытание совести, следует, прежде всего, помолиться Духу Святому, к Божией Матери, к своему Ангелу-Хранителю, чтобы испросить благодать Святого Духа для освещения души. Как невозможно отличить один предмет от другого в темной комнате, так нелегко душе увидеть свои грехи и несовершенства, если недостает ей Божественного света. Когда же мы осветим комнату, тогда ясно увидим все, что в ней находится, а также царящий там беспорядок. Подобным образом, когда душу осветит благодать Святого Духа, мы увидим наши грехи и недостатки. Молитву Святому Духу перед испытанием совести ты найдешь в другой, практической части этой книги или в своем молитвеннике. Можно также просить у Бога благодать просвещения совести своими словами. Испытание совести должно быть обстоятельным и упорядоченным. Обстоятельное испытание совести ты совершишь тогда, когда будешь вспоминать свои грехи смело и откровенно, не стараясь оправдываться, но с полной прямотой перед самим собою. Человек должен беречь свое здоровье, но не следует сберегать в себе грехов. К ним следует относиться как к болезни: чем раньше и лучше болезнь будет распознана, тем более надежды на скорое выздоровление. "Познай самого себя" – говорили древние мудрецы. "Господи Боже, дай мне познать себя, дай мне познать Тебя" – молился святой Августин. Не бойся увидеть себя таким, каков ты есть на самом деле, ибо именно таким тебя знает Бог, "испытующий сердца" (Пс 7, 10) и "разумеющий помышления мои издали" (Пс 139, 2). "Мы таковы, каковы перед Богом, не более и не менее" – говорил св. Франциск. Божья справедливость знает все твои грехи и их число, их обстоятельства, их тяжесть. Ей ведомы все твои дурные мысли и намерения, все твои грешные чувства, не говоря уже о твоих дерзких словах и поступках. Сочтены твои грехи и их тяжесть, и назначено наказание, надлежащее за эту моральную несправедливость и оскорбление, причиненное Богу и людям. Спрашивай же себя и извлекай из глубин души ко свету Божию все, чем ты запятнал свою совесть и нанес оскорбление Пресвятому Богу, перед которым Ангелы и Серафимы закрывают лица свои. Спрашивай себя так, как бы тебя спрашивал другой человек или твой Ангел-Хранитель, или как будто ты стоишь на суде Божием. Не уподобляйся жене короля Филиппа II, княгине Орлеанской, которая очень не любила зеркала и никогда в них не смотрела, ибо была некрасива. Древний мудрец Эзоп говорил, что человек носит на себе два мешка с грехами: мешок со своими грехами и мешок с грехами других людей. Мешок с чужими грехами он носит перед собой, а мешок со своими – на спине. Поэтому чужие грехи он хорошо знает, знает их число и тяжесть, а своих не знает. Святой Иоанн пишет: "Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин 1, 8-9). Будем же избегать опасного притупления совести, делающего нас слепыми и горделивыми и подобными фарисеям, которых Господь Иисус называл "окрашенными гробами, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты" (Мф 23, 27). Какой же смысл пребывать во тьме своих грехов, если Богу ведомы все наши мысли, слова и поступки? Раньше или позже придется предстать пред Богом в истине и ответить за все! Не лучше ли теперь, когда еще Господь дает нам время прибегнуть самим к Его милосердию и таким образом избежать праведного гнева Божия? Ибо "страшно впасть в руки Бога живого!" (Евр 10, 31). Если мы сами не прибегнем к Божию милосердию, для нас останется лишь Его справедливость. Когда, испытывая свою совесть, ты почувствуешь себя, к своему несчастью, виновным в тяжком (смертном) грехе, тогда нужно как можно более точно припомнить число таких грехов. Этому условию следует уделить пристальное внимание, ибо есть большая разница между совершением одного греха и совершением этого греха 10 раз. Первый раз человек часто совершает что-либо, не совсем осознавая, что делает и, не видя последствий своего поступка, но, совершая тот же грех многократно, сознательно и добровольно, с каждым разом все более оскорбляет Господа. Помни же о познании числа тяжких грехов, ибо это необходимо, чтобы исповедь была действительною, то есть принесла отпущение грехов. Сознательное преуменьшение числа тяжких грехов во время исповеди делает ее недействительною, а значит, не дающей отпущения грехов. Следует припомнить также обстоятельства, которые могут сделать грех более тяжким или более легким. Например: не вернуть долг бедной вдове будет более тяжким грехом, чем не вернуть ту же сумму денег богатому человеку, хотя невозвращение долга и в первом и во втором случае будет грехом. Осуждение и клевета всегда будут грехом, но клевета на служителя Церкви – более тяжкий грех, ибо такая клевета соблазняет людей и отталкивает их от веры в Бога. Смотреть нескромный фильм – всегда и всем грех, но смотреть нескромный фильм в присутствии детей или молодежи – более тяжкий грех, ибо этим взрослые подают плохой пример и соблазняют их юные души. Когда припомнить число тяжких грехов очень трудно, тогда нужно вспомнить, в течение какого времени мы совершали данный грех и как часто. Далее следует обратить внимание на источник и главные причины твоих грехов. Может быть, причиной частых падений был недостаток молитвы, неучастие в Божественной Литургии, избежание таинства Покаяния? Или к ним вела некая дурная наклонность в нас, полученная от рождения (гневливость, чрезмерная чувственность, склонность к меланхолии и печали) и над которой мы мало трудились, чтобы от нее избавиться? А может, причиной частых падений была какая-нибудь личность, место или вещь, которых ты не избегал, чтобы не впасть в искушение? Чтобы испытание совести было упорядоченным, следует делать его согласно какому-нибудь из ниже предлагаемых способов. 1. Согласно 10-ти Божиим и 5-ти церковным заповедям и 7-ми главным грехам. Совершая испытание совести таким образом, следует припоминать по очереди каждую заповедь, размышляя, чего она требует и что запрещает, и спрашивать, исполнил ли я то, что эта заповедь повелевает и не совершил ли помышлением, словом и поступком того, что она запрещает? 2. Согласно нашим обязанностям по отношению к Богу, другим людям и самим себе. Испытывая совесть таким образом, спрашиваем себя, не пренебрегал ли я своими обязанностями по отношению к Богу и не совершил ли что-нибудь несогласное с любовью к Нему? Потом такие же вопросы ставим по отношению к другим людям и к себе самому. Этот способ испытания совести более подходит тем, кто уже глубже познает свою веру, сознательно стремится к совершенству и постоянно участвует в жизни святой Церкви. 3. Исследовать свои мысли, слова и поступки. Это способ испытания совести требует уже достаточно развитого уровня духовной жизни. Святой Иоанн Мария Вианней, настоятель прихода Арс во Франции, однажды, идя в церковь, встретил человека, который вместо того, чтобы идти на воскресную службу, направлялся с красивой охотничьей собакой в поле. Священник остановился и сказал: "Дорогой друг, желаю, чтобы твоя душа была такой же красивой, как твоя собака". Охотника глубоко задели слова служителя Божия, и он постоянно думал: "Разве моя душа может быть настолько некрасивой, что ее можно сравнить с собакой, пусть даже и породистой?" И шаг за шагом он начал входить в себя, делать испытание совести и познавать, что все, что он так любит – не угодно Богу. Ибо уже много лет он не был на исповеди и полюбил грех. И чем более углублялся в себя, тем более сокрушался и испытывал отвращение к тому, что до сих пор любил (вино, охота, грешные чувственные наслаждения). В конце концов, с сердечным сокрушением он приступил к таинству Покаяния и изменил свою жизнь. "Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною" (Пс 51, 5) – восклицает царь Давид. Тщательное испытание совести – дело очень важное. Никто не может сожалеть о своих грехах, если их не познал. Никто не может исповедоваться в своих грехах, если их не видит. Никто не может получить прощения за свои грехи, если за них не просит у Бога прощения и не исповедуется в них. Сделать испытание совести тебе помогут вопросы, предлагаемые во второй (практической) части этой книги. Конечно, они не перечисляют всех возможных грехов, ибо совесть – это сокровенное каждого человека, но вопросы, которые мы поместили во второй части этой книги, помогут тебе со временем делать обстоятельное испытание совести самому.
|