Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


О ГРЕХЕ. Нелегко современному человеку глубоко осознать, что такое грех




Нелегко современному человеку глубоко осознать, что такое грех. В этом зачастую виной непонимание проблемы большим числом людей, с которым мы ежедневно встречаемся. Многих вовсе не беспокоит их греховность. Часто они говорят: "Разве грех так уж страшен? Разве его следует бояться? Ведь если Бог так добр, то всегда можно исповедоваться и получить прощение! Если бы все были святыми?/ тогда жизнь была бы совсем не интересною!" Многие люди не осознают святости Господа Бога и "тайны беззакония" (2 Фес 2, 7) тяжкого греха.

В одной семье мальчик старательно приготовился к Первой Исповеди и Св. Причастию, он внимательно слушал священника и воспринял всем сердцем истины нашей святой веры. Он хорошо запомнил слова, что самым большим несчастьем для человека является тяжкий грех, ибо, совершив грех, человек теряет благодать Божию, право на небо и попадает в рабство злого духа. Через некоторое время родители увидели, что их ребенок печален, не хочет есть, не хочет играть с другими детьми, мало разговаривает. Мать решила поговорить с ним. Мальчик расплакался и сказал, что несколько дней назад он совершил тяжкий грех и теперь живет в беспокойстве и тревоге. Мать, вместо того, чтобы поддержать ребенка в его несчастье, возбудить в его душе упование на милосердие Божие, искреннее сокрушение, твердое намерение исправиться и побудить к искренней доверчивой исповеди, облегченно вздохнула и сказала: "Ой, как ты меня напугал! А я думала, что у тебя действительно случилось какое-нибудь несчастье: может ты заболел или узнал о болезни или горе кого-нибудь из наших близких и не хочешь нам сказать. А тут – тяжкий грех! Не переживай! Пойдешь в церковь, расскажешь об этом священнику на исповеди и все. Иди, играй с детьми!" Слова матери сильно потрясли мальчика. Оказывается, мама смотрит на грех совсем не так, как учит святая вера! Мол: "Не переживай! Тяжелый, смертный грех – это не страшно, скажешь о нем священнику на исповеди и все". Тяжесть легла на душу ребенка. Несчастная мать и не подозревала, что она сделала. Не подозревала, какую рану нанесла сыну на всю жизнь! Она обрекла свое дитя на неуверенность и лицемерие. С этого времени он будет приходить на исповедь и говорить Богу в лице священника, что своими тяжкими грехами он заслужил муки ада, что сердечно в них раскаивается, что обещает исправиться, а одновременно в глубине сердца думать, что его грехи – это мелочь, и, отойдя от исповедальни, уже через несколько дней, а может даже часов, со спокойствием и равнодушием станет делать то же самое.

Понять по-настоящему, что такое грех, нам может помочь только вера. Откроем Священное Писание, чтобы там искать ответ на наш вопрос. "Не говори: «я грешил, и что мне было?», ибо Господь долготерпелив" (Сир 5, 4) – упреждает Мудрец. Безмерное Божие милосердие ни в коем случае не свидетельствует о том, что грех – ничто в очах Господа.

Вспомни падение согрешивших ангелов. Люцифер ("денница, сын зари"), прекраснейший из небесных духов, поддавшись искушению гордости и самовозвышения, восстает против Бога и привлекает на свою сторону также и других ангелов. В то же мгновение изменяется их сущность. Любовь Божия, бывшая их невыразимой радостью и сладостью, становится с этого момента причиной их невыносимых страданий. Их разум, призванный служить истине, становится источником лжи. "Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Ин 8, 44) – сказал о павшем Люцифере Христос. Воля падших ангелов, сотворен-ная для стремления к добру, становится лукавою и стремится ко злу. Их дух, по своей натуре чистый, становится "духом нечистым", они утрачивают небесную красоту и становятся безобразны, отвратительны и омерзительны не только Ангелам, но даже людям. Они осуждены сразу и навсегда. Для них нет и никогда не будет прощения, их спасение невозможно! За один грех, за одну грешную мысль и намерение – вечное осуждение и страдание! Действительно, это превышает человеческое понимание! Это трагедия, трагедия греха, которую никто из смертных никогда не сможет понять. Пророк Исаия восклицает: "Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой ... взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»" (Ис 14, 12-13). Христос показывает Своим ученикам, сколь страшными могут быть последствия гордости и самовозвышения, говоря: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лк 10, 18). Почему столь сурово наказание, если милосердие Божие бесконечно?! О, как велика "тайна беззакония!" Каким великим и неизмеримым является зло греха, коль скоро бесконечно добрый и милосердный Бог был вынужден так покарать противящихся ангелов.

Вспомним грех прародителей. Завистник диавол искусил их, посеяв в их сердцах недоверие к Богу словами: "не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги" (Быт 3, 4). Он пробудил в человеке тщеславие и гордость и подтолкнул к отступничеству от Бога. Грех первых людей заключался не в том, что они хотели иметь детей, ибо Бог сам велел им плодиться. Ихгрех есть отвращение от Творца, избрание жизненного пути без Него, чтобы жить так, как будто Его нет, так, как хочется самому. И как наказан род людской! Безмерную тяжесть этого греха можно познать по его последствиям. Болезни, страдания, тяжелый труд, смерть, ненависть, войны, убийства – можно без конца продолжать перечень последствий одного единственного первородного греха. И это наказание не кончается вместе с жизнью первых людей – его унаследовали все потомки Адама и Евы. Каждый рождается во грехе и вынужден разделять со всем человеческим родом его последствия. Какое огромное наказание всему человеческому роду за один грех прародителей!

Подумаем об обреченных на вечные страдания в аду. Оттуда нет выхода, ибо кто осужден – никогда уже не получит прощения. Заключенные в аду души не способны и не желают принять милосердие Божие. Вечное отчаяние, вечное несчастье, вечные мучения – и все это, несмотря на бесконечную доброту и милосердие Бога! Действительно, безмерно великим злом является грех!

Посмотрим на страдания и Крестную Смерть Господа нашего Иисуса Христа. Иисус, Агнец, чистый и без греха, взял на Себя грехи всего мира. И сразу же видим последствия заступничества Спасителя за нас пред Богом: какие унижения, страдания и смерть обрушиваются на Него! За что? За грех! За грехи людские! "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши, наказание мира нашего было на Нем (Ис 53, 5) – восклицает Пророк Исаия. Бог "Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (на страдания)" (Рим 8, 32). Наш Спаситель унижен, оставлен, осмеян и отвержен Своим народом до такой степени, что со Креста взывает: "Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Мф 27, 46). Мы видим вновь неизмеримое зло греха. Чтобы избавить людей от заслуженного возмездия за грех, "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3, 16). Сколь великим злом должен быть грех, если Господь Иисус так страдал из-за него!

Грех – это самое большое несчастье, ибо из-за него человек теряет освящающую благодать, дружбу с Богом, право на небо, спокойствие души, радость жизни и становится рабом злого духа. Некий человек возвратился домой с войны и на месте своего дома и хозяйства нашел только пепелище. Но он сказал так: "Большое несчастье постигло нас, но было бы еще хуже, если бы война ожесточила наши сердца и сердца наших детей". Королева Бланка, мать святого Людовика, часто повторяла ему: "Сын мой, для меня лучше было бы услышать о твоей смерти, чем узнать о том, что ты совершил тяжкий грех". Люди любят посещать древние храмы и восхищаются их красотой. Как ужасно святотатство, оставляющее церкви пустыми, без икон и креста, с выломанными дверями и окнами, с грязными стенами и полные всякого мусора, а самое главное, без Святого Святых – алтаря и Святых Даров на нем! Душа же человека – храм намного более прекрасный, нерукотворный и вечный. И душа в состоянии смертного греха выглядит более жалкой, чем поруганный храм. Она – вечный храм, в котором желает пребывать Бог. Святой Апостол Павел восклицает: "Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм – вы" (1 Кор 3, 16-17).

Грех унижает достоинство человека. Во время войны с персами римский кесарь Валериан был пленен. Персидский царь Сапор, чтобы возвысить себя и осмеять кесаря могущественной Римской империи, придумал особое унижение для Валериана. Каждый раз, когда Сапор садился на коня, приводили плененного императора, тот должен был стать на колени и склониться челом до земли, а царь становился ему ногой на плечо и садился в седло. Каждый, кто допускает тяжкий грех, становится рабом диавола. Лукавый унижает и смеется над человеком, который, будучи свободным сыном Божиим, променял свое достоинство на неволю злого духа. Известному художнику Леонардо да Винчи было поручено создание в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие росписи, представляющей Иисуса Христа с учениками во время Тайной Вечери. Художник приступил к поиску натурщиков, и вот однажды, присутствуя на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих нужные ему черты для изображения Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него наброски. С другими персонажами фрески также не было проблем, за исключением Иуды Искариота, подходящего натурщика для которого Леонардо не мог найти очень долго. Лишь через несколько лет в среде морально опустившихся людей он нашел человека, который, как ему представлялось, был похож на апостола-предателя. Оказавшись в мастерской художника, этот человек вспомнил, что несколько лет тому назад он уже позировал для Леонардо да Винчи, писавшего с него Христа. Тогда он осознал, что сделал с ним грех, и, закрыв лицо руками, расплакался.

Тяжелый грех лишает человека освящающей благодати, всех заслуг благих деяний. Некто поехал в Америку на заработки, работал там 25 лет и заработал много денег, но когда он возвращался с этими деньгами домой, по дороге у него все украли. Несчастный рвал на голове волосы и хотел покончить жизнь самоубийством. Подобным образом, достойным сочувствия является состояние души человека, которого смертный грех лишил заслуг всех его добрых поступков.

Грех есть противление воле Божией. Люцифер сказал Богу: "Не буду служить!" Каждый, кто не хочет исполнять волю Всевышнего, нарушая Божии и церковные заповеди, говорит Господу своевольными дурными поступками: "Не буду Тебе служить!"

Грех – это неблагодарность. Бог одарил нас многими благодеяниями: дал нам жизнь, разум, здоровье, способности, дружбу, красоту природы, освящающую благодать, и даже дал нам Сына Своего, чтобы сделать нас Своими детьми! Человек же, совершающий тяжкий грех, воздает Богу вопиющей неблагодарностью. История святых мучеников знает пример благодарности дикого зверя. Однажды св. Андроник был в африканском лесу, к нему приблизился лев и протянул свою опухшую лапу, в которую вонзились тернии. Животное страдало так сильно, что осмелилось приблизиться к человеку, ища помощи. Св. Андроник вынул колючки, и раны зажили. Через некоторое время святой был схвачен и, не отрекшись от Христа, должен был умереть, растерзанный дикими зверями на арене цирка. В назначенный день, когда на зрелище собралось множество язычников, на арену вывели св. Андроника, а потом выпустили дикого льва. Голодный зверь бросился на свою жертву, но вдруг начал вилять хвостом и ластиться. Это был именно тот лев, которому несколько лет назад св. Андроник извлек тернии из лапы. Если неразумный зверь инстинктивно был способен к такой удивительной благодарности, тем паче мы, христиане, дети Божии, искупленные Христом, должны быть благодарны нашему Богу и Спасителю и не оскорблять Его грехами. К Македонскому царю Филиппу однажды пришел рыбак с жалобой на одного из офицеров его армии. Офицер ворвался к нему, требовал денег, бил его, угрожал смертью и, в конце концов, поджег дом. А несколько дней до этого рыбак спас его, когда тот, купаясь, начал тонуть. Когда свидетели подтвердили слова рыбака, царь Филипп приказал выжечь виновному на челе одно слово: "Неблагодарный". Подобный знак, хотя и невидимый для глаз людских, носит на своем челе каждый христианин, совершивший тяжкий грех.

Грех распинает в душе человека Христа. В епархии св. Альфонса Лигуори был один грешник, своими словами и поведением соблазнявший молодежь. Епископ приказал, чтобы этот человек пришел к нему. Когда тот открыл дверь, чтобы войти, то увидел положенный на пороге крест и остановился в нерешительности. Святитель, повернувшись в его сторону, сказал: "Вхо-ди!" "Ваше Преосвященство, – ответил тот, – мои религиозные чувства не позволяют мне переступить через крест". Святой Альфонс воскликнул: "Неужели? Но ведь ты уже не один раз попирал Святой Крест Господень в своей душе, когда словами и поступками совершенно сознательно оскорблял Его?" Эти слова так глубоко тронули душу грешника, что с того дня он полностью изменил свою жизнь. Священное Писание говорит, что христиане, которые тяжко грешат, заново "распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему" (Евр 6, 6).

Добровольный и сознательный повседневный грех становится большим препятствием в духовном развитии, в получении Божией благодати и в молитве. Человек тогда не хочет молиться, и Бог не может подавать все обилие щедрот такой душе. Христос сказал: "Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф 7, 2).

В заключение следует сказать, что грех ослепляет человека. Он перестает видеть свои недостатки и все более утверждается во зле, все более отдаляясь от Бога. В результате человек становится неспособным принять Господне прощение и ответить на Его любовь (грех против Духа Святого), и Бог оставляет его. Покаяние становится невозможным. Невозможным не потому, что Бог не хочет простить, но потому, что такой человек не способен сожалеть о своих грехах и принять Божие милосердие.

"Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали: а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, праведника. Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха" – говорит Апостол (1 Ин 2, 1; 1, 7).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты